Калининградское сообщество «Феминитив» с 2019 года проводит группы поддержки с психологинями Любовью Яжовкой и Александрой Лысенко. Специалистки помогают женщинам и квир-персонам справляться с последствиями домашнего и сексуализированного насилия, выходить из абьюзивных отношений, обсуждать волнующие темы, находить поддержку. На фоне военных действий в Украине «Феминитив» добавил встречи о переживании сложных чувств и травмы свидетеля — в том числе онлайн. При этом необязательно приходить на группу поддержки с конкретной проблемой.
Девушка, которая представилась «7х7» как Лис, несколько лет не решалась прийти в группу поддержки. Она боялась, что окажется в центре внимания, не зная, о чем говорить. Однажды Лис пришла в «Феминитив» на лекцию и там услышала, что в группах поддержки можно быть слушательницей — не принимать участие в обсуждении. Поэтому девушка записалась на ближайшую встречу — и не пожалела.
«7х7» поговорил с участницами групп поддержки «Феминитива» о том, зачем они приходили и как это им помогло.
Научиться слушать и понимать других и себя
У Лис были проблемы с тем, чтобы понять свои эмоции и корректно делиться ими с окружающими людьми. На группе поддержки она увидела, что когда другие люди говорят о переживаниях, это помогает соотнести свои чувства с чужими: «Смотришь и понимаешь: ага, вот так можно рассказывать про эту ситуацию».
В группах поддержки «Феминитива» нет обязанности говорить по очереди друг за другом. Участницы по желанию включаются в обсуждение. Ведущие следят, чтобы никто не давал советы и не выспрашивал подробности, если говорящая участница не хочет этого, просят высказываться без оценок.
— В итоге натыкаешься на вещи, о которых прежде не думала, или забыла, что это важно, когда об этом говорят другие. Как контекстная реклама, — говорит Лис.
Она каждую неделю ходит на офлайн-группу о сексуализированном насилии и старается регулярно приходить на онлайн-встречи общей группы поддержки. Это постепенно меняет ее. В разговорах с друзьями и коллегами она стала применять те же принципы безоценочного общения, вводить правила, принятые в группе — не обесценивать чужой опыт, не обвинять людей, прямо говорить о дискомфорте.
— Многие истории, которые рассказывают на группе, цепляют тебя, и это место, где можно позлиться вместе и валидировать свои чувства в коллективе. Но я учусь избегать очевидной реакции: «Вот мудила!» Ведь это человеку не поможет. А что поможет? Задаешь вопросы, спрашиваешь, как человеку будет комфортнее получить обратную связь.
Иногда даже помолчать вместе — это очень ценно, — считает девушка.
Психологиня Любовь считает, что группа поддержки помогает задуматься о тех вещах, которые обычно не приходят в голову.
— Это главное отличие группы поддержки от индивидуальной работы [с психологом]: ты можешь слышать чувства других людей и откликаться на них, и тебе не надо додумывать, что происходит. Ты можешь спросить напрямую.
Справиться с травматичным опытом
Лис было нелегко вслух на группе вспоминать, что с ней произошло, и слушать истории других участниц. Но для нее было важно проговаривать, что с ней случилось, — «доставать мысли наружу».
— Тогда они перестают жужжать, как мухи, в голове. Это не суперприятная работа — постоянно возвращаться к травмирующей теме. Но чем чаще и бережнее ты это делаешь в поддерживающей обстановке, тем меньше это травмирует и высасывает силы.
В обычной жизни люди склонны говорить: «это может быть с кем угодно, но не со мной» или «если я не вижу, этого и нет». А оказывается, есть, просто об этом не говорят, — признается она.
Участницы групп поддержки лучше понимают чувства друг друга. После своей первой встречи на общей группе поддержки Лис стала дружить с одной из девушек.
— Мы не стали прямо близкими подругами, но очень здорово чувствовать эту общность, встречаясь на каких-то мероприятиях. Мне очень важно чувствовать искренность, доверие, сплочение.
Найти людей с такими же ценностями
Общение с единомышленницами нашла на группе поддержки Ника, которая узнала о «Феминитиве» от подруги. Ей не хватало поблизости людей с теми же взглядами, что и у нее. А в обычном общении она боялась, что собеседник обесценит ее тревожность.
— Мне уже лучше, даже если я не высказываю свой запрос, просто из-за того, что я туда пришла. Мне лучше, когда я слышу, как девочки поддерживают друг друга, вижу, какие все чудесные, добрые, комфортные, и никто не обесценивает никакие взгляды.
Я чувствую свет внутри себя после каждой встречи из-за того, какие потрясающие люди там собираются и как друг к другу относятся.
На первые встречи Ника приходила с особым запросом: из-за диагностированной депрессии ей стало сложно поддерживать людей и она хотела заново научиться это делать.
— Я наблюдала, как девочки говорят друг другу поддерживающие слова, показывают, как общаться между собой. Понимать, что ты была в ситуации, которая волнует другую участницу, и суметь ее поддержать, дать ей совет — это очень сильно помогает, — рассказала девушка.
Психологиня Александра тоже разделяет ценность общения на группах:
— Мне самой эти встречи дают большой заряд энергии, потому что когда понимаешь, что для людей это имеет важное значение, это подбадривает.
Выйти из изоляции
У Ники есть психолог, с которым она учится разбираться в себе. Встречи группы поддержки нужны ей, чтобы почувствовать себя лучше среди других.
— Там можно получить поддержку не только от психолога, но и от таких же людей, как ты. Это помогает объективно взглянуть на ситуацию, потому что когда тебе что-то говорит специалист, ты должен затем сам с этим работать.
Когда говорят такие же девочки, как ты, которые, возможно, проходили через то же, что и ты, это ощущается совсем по-другому, — говорит она.
Психологини «Феминитива» советуют участницам, переживающим сложные проблемы, приходить и на индивидуальные консультации. Александра ведет частную практику в сообществе, а Любовь администрирует чат поддержки.
С. (мы не называем имя собеседницы по ее просьбе) пришла на свою первую встречу группы поддержки в марте 2022 года. Ее запрос был таким же, как у других участниц: как пережить происходящий ужас, не утонуть в вине и начать жить.
Психологиня Александра вспоминает, что об этом были многие встречи в первые месяцы военных действий. Люди делились трудностями при поиске работы, опасениями о бессмысленности своей деятельности. У кого-то уехал партнер, и нужно было пережить одиночество.
За год посещения групп поддержки С. научилась поддерживать других людей. И ей самой иногда хочется побыть в поддерживающей атмосфере, поэтому она приходит снова.
Калининградские психологини будут проводить группы поддержки и индивидуальные сессии, пока могут это делать. Александра сказала:
— Групповая работа помогает почувствовать себя в меньшей изоляции и получить важное чувство: «Ого, я не одна, кто сталкивается с таким, ведь раньше я думала, что со мной что-то не так, что я какая-то странная». В группе, понимая, что с похожими проблемами сталкиваются другие, ты чувствуешь себя спокойнее.