После месячного перерыва суд в Смоленске продолжил рассматривать дело предпринимателя Владимира Завьялова. На заседании суда 19 сентября выступил сам обвиняемый, частично признав вину. Почему Завьялов просто не обсудил действия в Украине «на кухне с женой и друзьями», а отправился расклеивать ценники в супермаркете, — в репортаже «7х7».
«Лучше, когда мы живем за родину, а не умираем за нее»
Открыв заседание, судья Евгений Овчинников сразу переходит к допросу обвиняемого — Владимира Завьялова. Первым задает вопросы его адвокат Василий Трушкин и просит дать пояснения суду по сути обвинения.
Владимир Завьялов зачитывает подготовленный текст.
Текст обращения Владимира Завьялова (сокращенная версия):
«Я признал вину частично, так как описанные в обвинении действия я действительно совершил. Но мотива распространения заведомо ложных сведений о Вооруженных силах Российской Федерации я не преследовал. Не было и мотива политической вражды и ненависти.
Я ни в одной партии и организации не состою, не считаю себя оппозиционером, никогда не критиковал политическую деятельность правительства. После начала специальной военной операции на территории Украины, которая для меня стала неожиданным событием, у меня сложилось мнение, что все же проблему можно было решить путем мирных переговоров. Я очень сожалел и сожалею, что там гибнут люди — как мирные жители, так и наши военные. Переговоры могли снизить или исключить эти смерти.
Новостями о происходящем в Украине интересовался. Смотрел по телевизору, был подписан на Telegram-каналы. В канале „Видимый протест“ в конце марта я увидел ценники, на которых была написана информация о специальной военной операции в Украине. Они были составлены под видом магазинных ценников о стоимости товара. Значения этому не предал и не стал вчитываться в текст ценников ...>.
Так как не со всем происходящим на территории Украины был согласен, решил выразить свою позицию и довести ее до других. Решил распечатать ценники и разместить их в магазине „Карусель“ в торговом центре „Галактика“. В Telegram-канале я получил ссылку, сбросил файл с ценниками себе на электронную почту и распечатал. Содержание ценников уже не читал, нарезал их, поехал в магазин и там расставил ценники. О том, что это решил сделать, никому не говорил, решение принял самостоятельно. Вечером сказал об этом жене.
Искренне сожалею о том, что сделал. Но в тот момент не смог справиться с чувствами и эмоциональным состоянием. Я не был согласен с действиями Вооруженных сил Российской Федерации лишь потому, что по своим внутренним убеждениям я против смерти людей в мирное время.
Распространяя информацию в виде ценников о действиях армии, допускал, что нанесу урон имиджу Российской армии, умалял таким образом ее авторитет. Но хотел довести свою гражданскую позицию до других людей. Обратить их внимание на смерть других, что военная операция не является единственным выходом из проблем в Украине».
По словам Завьялова, впервые увидев ценники в интернете, он пробежал их взглядом, а не изучал подробно. Но ему запомнились несколько надписей — про гибель наших военных в Афганистане, про родственников в Украине, с которыми нет связи, и про подорожание цен и самую высокую инфляцию после 1998 года. Ложная или правдивая информация содержится в этих ценниках, Завьялов не знал, так как не проверял ее.
Подробно с текстом всех своих ценников он ознакомился позже, когда оказался на допросе у следователя.
— Как я видел из практически любой информации в СМИ, упоминание о действиях Российской армии в Украине вызывало у большинства негатив, какую-то отрицательную реакцию, поэтому я и предположил, что такие листовки могут сказаться на репутации армии, — сообщает суду Владимир.
Поясняя свое отношение к военным действиям в Украине, Завьялов еще раз подчеркнул, что любые недопонимания нужно решать дипломатическим путем.
— Я все-таки считаю, что лучше, когда все мы живем за родину, а не умираем за нее, — заявляет он.
После Владимир добавляет, что если эксперт и нашел в ценниках какие-то мотивы политической ненависти, то все претензии должны быть к автору этих ценников, а не к Завьялову.
«Ладно бы вы обсудили это на кухне с женой»
После адвоката допрос начинает прокурор Раксана Магомедгаджиева — она просит пояснить фотографии Завьялова с флагом Украины, которые обнаружило следствие.
— У меня брат ездил на Славянский базар в Витебске, на концерт «Океана Эльзы». Привез оттуда флаг. Так как у нас родственники живут в Украине, мы хотели их морально поддержать, — рассказывает обвиняемый.
Свой вопрос задает судья Евгений Овчинников — зачем Завьялов публично расклеил ценники, в достоверность которых не вникал.
— Согласно обвинению: «Российская армия разбомбила художественную школу в Мариуполе», — зачитывает один из ценников судья.
— В первый раз ценники, которые есть в обвинении, я прочитал у следователя, — отвечает Завьялов.
— А зачем было публично их распространять? Вы не знали, что вы распространяли? И не отвечали за их достоверность?
— Я их не читал.
— Ну ладно бы вы обсудили это на кухне с женой, с друзьями. Но в данном случае — публичное распространение вот этих сведений. «Россия использует перевозные крематории». Вот такой ценник был. Можете пояснить что-либо про этот текст?
— Пояснить не могу.
Действия идентичные, а оценка разная
— Вы вину признали частично. Правильно ли суд сделал вывод, что вы не согласны с квалификацией ваших действий по второй части [части 2 статьи 207.3 УК РФ]? — продолжает допрос судья Евгений Овчинников.
Завьялов отвечает, что не согласен с обвинением в умышленном распространении заведомо ложной информации, потому что он не знал, ложная она или нет.
— Исходя из ваших пояснений, следует, что вы вину практически вообще не признаете, — заявляет на это Овчинников.
— Я вину частично признаю. Просто я их распространил, — объясняет Завьялов.
— Вы частично распространили какую информацию? Вы же не распространили какие-то детские рисунки… Они кому могут вред причинить? Но вы же совершенно другую информацию распространили.
Завьялов ничего не отвечает.
После этого Василий Трушкин ходатайствует приобщить к делу материалы удмуртского суда. В июне 2022 года суд оштрафовал Анну Деришеву за нарушение части 1 статьи 20.3.3 КоАП. Девушка заменила в местном «Магните» пять ценников на антивоенные листовки, среди которых была надпись, что российские войска якобы не пустили 14 фур с гуманитарным грузом в Херсонскую область. Аналогичный антивоенный «ценник» разместил и Завьялов.
— Деришева и Завьялов совершили идентичные действия юридически, а юридическая оценка этим действиям дана разная, — поясняет Трушкин.
Судья Овчинников соглашается приобщить это ходатайство к делу, но замечает, что «в Российской Федерации отсутствует прецедентное право».
За пару минут до конца заседания в зал суда под конвоем из двух полицейских заводят мужчину в спортивном костюме. На нем черная маска с флагом России, а на тыльной части ладони — синие наколки. Слушатели и обвиняемый замирают. Мужчине с громким щелчком расстегивают наручники и заводят в клетку для осужденных прямо за спиной у Завьялова.
Клетку запирают, и через мгновение судья завершает заседание, назначая следующую дату — 29 сентября, — когда начнутся судебные прения. После прений суд вынесет Завьялову приговор.