Муниципальные депутаты 18 округов Москвы и Санкт-Петербурга подписали публичное заявление с требованием отставки президента Владимира Путина. Документ 12 сентября опубликовала депутат петербургского МО «Семёновский» Ксения Торстрем, которая занимается сбором подписей. Через день к столичным коллегам присоединились муниципальные депутаты из Вырицы Ленинградской области, Якутска, Великого Новгорода, Воронежа, Выксы, Томска, Тульской области - всего под петицией за три дня подписалось 65 человек. Некоторые из них ответили на вопросы «7х7» о том, почему они это сделали.
«Между страхом, давлением и совестью я выбираю совесть»
Муниципальный депутат из города Ефремова в Тульской области Ольга Подольская, беспартийная самовыдвиженка, увидела обращение депутатов в Twitter-ленте. Прочитав его, она попыталась вспомнить, какое из решений Владимира Путина за 20 лет у власти «сделало Россию и русский народ счастливее».
Подольская задала себе вопросы о двух последних десятилетиях: в чем мы преуспели — в ненависти, в безразличии или в уверенности россиян в завтрашнем дне? Какое у России теперь может быть будущее? Ответив на них, Ольга оставила свою подпись под обращением.
— Пришла к выводу, что не могу не подписать эту петицию. Я приняла это решение лично, согласно внутренним убеждениям. Не могу по-другому. Если выбирать между страхом, давлением и совестью, то я выбираю совесть. Нам с этим дальше жить. Можно ограничить передвижение, но нельзя отнять свободу мыслить, анализировать и думать. Я действительно считаю, что наносится вред России и будущему ее граждан, — сказала она «7х7».
В 2020 году Ольга Подольская поставила подпись под обращением российских муниципальных депутатов, которые выступили против поправок к Конституции. Утром 24 февраля 2022 года она подписала обращение депутатов, осуждающих начало вооруженного конфликта в Украине:
— На митинги было желание выйти, но избиратели попросили поберечь себя, так как, по их словам, я нужнее им на свободе и в статусе депутата. Силовики меня приглашали для «бесед», на меня и на мужа писали доносы.
Никто из коллег Ольги Подольской не оставил свою подпись под обращением об отставке Путина. Она считает, что «они боятся действий, им проще придерживаться большинства и быть как все»:
— Мои коллеги зависимы от партий и не имеют в большинстве своем какой-то точки зрения. Я как депутат вижу, на что идут наши деньги, как они тратятся. А избиратели хотят, чтобы у детей и внуков было будущее, как и у России. Они за развитие.
Подольская планирует оставаться в России. Она находится на пенсии как пострадавшая вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
«Репрессий не боюсь. К давлению готов»
Муниципальный депутат Вырицкого городского поселения в Ленинградской области Антон Климов, как и Ольга Подольская, увидел новость про обращение депутатов об отставке Владимира Путина в ленте Twitter. Потом он нашел сам документ и оставил свою подпись:
— Политика Путина давно ведет к упадку страны, действия его команды уже нанесли и продолжают наносить огромный урон России. Я решился подписать эту петицию сразу, как узнал о ней, и считаю это правильным, потому что в любые времена должны оставаться те люди, кто говорит правду, не боясь ничего.
Изначально Антон Климов участвовал в выборах как самовыдвиженец, затем вместе с группой депутатов вступил в КПРФ. Когда партия поддержала военные действия в Украине, он написал заявление о выходе из нее.
— Я не советовался с коллегами-депутатами, когда подписывал обращение: там все сложно во взаимоотношениях. Мои коллеги реально боятся и на все просьбы отвечают: «Ну ты же понимаешь — кто он, а кто мы». Петицию я не скидывал всем коллегам, потому что примерно знаю их отношение к подобным подписям, тем более в такое время. Они о ней знают, если захотят — могут подписать в любой момент. Я считаю, что тут не надо бояться: чем больше людей подпишет, тем менее сильной будет обратная реакция режима, — рассказал депутат.
На вопрос о последствиях Климов ответил: «Репрессий не боюсь. К давлению готов». Весной он уехал из России вместе с женой и двумя детьми.
— В апреле мне поступили угрозы в связи с моей антивоенной позицией, постами в интернете, участием в митинге, моим выступлением на совете депутатов. По моей информации, на меня были написаны доносы депутатами из моего совета и жителем моего поселка. В мае мне уже начали звонить органы и вызывать на допросы. Последний звонок оттуда был в июле, — сказал Антон.
Он участвует в заседаниях совета по конференц-связи. Избиратели поддерживают его — депутат общается с ними через соцсети.
«Мне было бы странно бояться»
Обращение муниципальных депутатов подписала депутат совета народных депутатов Семилукского муниципального района Воронежской области Нина Беляева. Она избиралась в совет по списку КПРФ, не являясь членом партии. О сложении депутатских полномочий Беляева объявила в июле 2022 года, когда покинула Россию и запросила политическое убежище в Латвии. Ее заявление совет пока не рассмотрел.
— Я увидела петицию в одном из чатов муниципальных депутатов разных регионов, решила подписаться, потому что я поддерживаю требования этого обращения. С коллегами и избирателями у меня сейчас связи нет, так как я нахожусь в вынужденной эмиграции уже пять с половиной месяцев.
После начала военного конфликта в Украине Нина Беляева публиковала в соцсетях антивоенные посты. В марте на заседании совета депутатов руководитель районного отделения «Единой России» потребовал от Беляевой объяснить, почему она их публикует. Нина публично осудила действия российских властей, видео с заседания с ее выступлением появилось в СМИ. После этого силовики возбудили уголовные дела по статьям о фейках про армию и о призывах к терроризму. С 3 августа депутат находится в перечне террористов и экстремистов Росфинмониторинга. Она объявлена в международный розыск и заочно арестована.
— У меня заблокированы все счета. Еще таким образом путинский режим фактически запретил россиянам мне помогать: если россиянин сделает мне перевод, против него возбудят уголовное дело о финансировании терроризма. Из-за этого под угрозой находится мое обучение в Латвийском университете, — рассказала Нина Беляева.
«Петиция показывает, что в обществе есть другое мнение»
Депутат Новгородского муниципального района от партии «Яблоко» Оксана Сергеева работает кондитером и не собирается уезжать из России. Она подписала обращение муниципальных депутатов, потому что согласна с ним и поддерживает способы коллективного давления на власть.
— Но не только поэтому. В России не слышен голос граждан, которые не поддерживают политику Путина, [Роскомнадзор] с Украиной, архаичное мышление президента, а таких людей много. По сути, сейчас муниципальные депутаты остались единственной ветвью власти в России, которая может сказать не только федеральной власти, но и мировому сообществу: «Мы граждане России, но мы против [Роскомнадзор], мы знаем и понимаем, что Владимир Путин привел к катастрофе Россию, его политика несовместима с интересами России и ее будущим», — сказала Сергеева.
Оксана считает, что «страшнее дней с 24 февраля до начала марта» для нее не будет. Она уже сталкивалась с доносами, обысками и делами об административных правонарушениях из-за своей позиции:
— Я осознаю все риски, но я стала депутатом не для того, чтобы бояться.
После начала военных действий депутат увидела, как ее поддерживают избиратели. Многие звонили ей, чтобы обсудить происходящее:
— Было очевидно, что общество находится в плохом эмоциональном состоянии, я бы даже сказала, что в состоянии стресса. Я считала, когда ставила свою подпись под обращением, что говорю от имени таких новгородцев. У меня совершеннолетние сыновья, подруги — мамы таких же сыновей, которые боятся мобилизации и краха экономики из-за [Роскомнадзор]. Другие мои близкие сидят в погребе в [украинском] Лимане и подвале Славянска по полночи, так что они-то точно меня поддержали.
Сергеева не ждет, что Владимир Путин сложит полномочия из-за петиции муниципальных депутатов, но считает инициативу важной:
— Она показывает, что в обществе есть другое мнение и есть требования оценить деятельность высшего должностного лица без восторгов пропаганды, без подобострастия, а по факту деятельности, по результатам этой деятельности. Что дальше? Думаю, будем советоваться с коллегами. У нас ведь нет инструкции, как надо отправлять в отставку засидевшихся диктаторов.