Из-за спецоперации в Украине и связанных с ней санкций российские кинотеатры остались без зарубежных фильмов, которые в 2021 году обеспечивали 75% кассовых сборов. Кинобизнес, переживший пандемию коронавируса, оказался под угрозой: по данным Ассоциации владельцев кинотеатров, количество работающих кинозалов за полгода сократилось на 36%. Как кинотеатры в регионах обходят законы и показывают санкционные фильмы, а российские власти запрещают активистам проводить показы неудобной советской классики — в материале «7х7».
Не пытайтесь показать
Активисты из Иванова — предприниматель Дмитрий Силин и адвокат Анастасия Руденко, которые после начала военных действий раздавали на улицах города книги «1984» Джорджа Оруэлла и «Мы» Евгения Замятина, — с 1 июля хотели устраивать бесплатные показы старых фильмов. Еще в апреле член Комитета Госдумы РФ по культуре Сергей Соловьёв предложил «с учетом специальной военной операции» устроить прокат «золотого фонда советского кино».
Для первого сеанса активисты выбрали советское кино «Убить дракона» режиссера Марка Захарова — экранизацию пьесы Евгения Шварца «Дракон». Перед сеансом Силин и Руденко планировали раздавать горожанам книги с пьесой Шварца и Конституцию Российской Федерации.
Дмитрий Силин и Анастасия Руденко рассчитывали на поддержку несетевого ивановского кинотеатра «Лодзь». Они поменяли размер кадров старого фильма под современный формат кинотеатра и договорились, что заплатят за аренду зала 10 тыс. руб.
Утром 1 июля сотрудник «Лодзи» позвонил активистам и сказал, что кинотеатр отменит сеанс. Он сослался на то, что городская администрация и правительство Ивановской области «не рекомендовали» показ фильма, так как он якобы является «политической акцией».
Дмитрий написал письма директору «Лодзи» и губернатору Ивановской области, в которых объяснил, что демонстрация фильма — это образовательное мероприятие, а не политическая акция. Кинотеатр все равно не дал разрешения на показ. Не дождавшись ответа от губернатора, Силин обратился в его приемную. Там сказали, что отправили ответ по адресу прописки активиста - но он ничего не получил.
Главный редактор «Новой газеты» лауреат Нобелевской премии мира 2021 года Дмитрий Муратов, узнав об отмене показа в Иванове, с иронией привел цитаты из фильма, которые могли напугать чиновников.
— Я понимаю мэрию Иванова. «Дракон, Вы только сейчас съели Конституцию – исторический документ…», «Мой папа всегда говорил: уничтожай архивы…», «Я избираюсь 17 лет подряд, и все время пожизненно…“», «Стой здесь и жди. Когда начну – не скажу, настоящая война начинается вдруг…». Слушайте, ну как оставлять такое кино [в афише]? Давайте никого не увольнять из мэрии Иванова. Они угадали, они настолько точно отождествили то, что было в сценарии Горина и Шварца, в постановке Марка Анатольевича Захарова, и то, что происходит [в России]… — сказал Муратов в эфире проекта «Живой гвоздь».
Анастасия Руденко стала искать частные площадки, надеясь устроить кинопоказы. Арт-пространство «Чердак» отказало ей «ввиду разных на то обстоятельств» (скриншоты переписки имеются в распоряжении «7х7»).
Активисты показали фильм в кальянной «Паровоз» для небольшого числа друзей и подписчиков Telegram-канала Анастасии. Но следующий сеанс кальянная не разрешила провести: отказ пришел после того, как о показе «Убить дракона» написало местное издание.
Дмитрий Силин и Анастасия Руденко не отказались от идеи кинопоказов и продолжили искать площадку, которая готова поддержать их проект.
Когда очень хочется, то можно
После начала вооруженного конфликта в Украине крупнейшие мировые кинокомпании Disney, Warner Bros, Sony, Paramount, Universal отказались работать с российским рынком, стриминговые сервисы Netflix, BBC Studios, All3Media, ITV Studios, Megogo приостановили работу в России. Через несколько дней правительство РФ утвердило новые правила показа фильмов. В них появилось понятие «предсеансового обслуживания посетителей». В такое обслуживание («на возмездной или безвозмездной основе») могут входить «выступление музыкальных ансамблей, исполнителей, демонстрация рекламных материалов» и — самое важное — демонстрация «иных видеоматериалов».
Кинотеатр Cinema5 в Перми в формате «предсеансового обслуживания» стал показывать зрителям фильм «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» «в оригинальном качестве и с официальным русским дубляжом», поставив его перед сеансом российской драмы «Небо».
«Покупая билет на такой сеанс [с предсеансовым обслуживанием], вы можете посмотреть обе картины или только одну — на ваш выбор", — написали в соцсетях маркетологи кинотеатра.
Кроме «Доктора Стрэнджа» в Перми можно было посмотреть фильмы «Тор: Любовь и гром», «Топ Ган: Мэверик» и мультфильм «Миньоны: Грювитация» — они шли в качестве бонуса к 45-минутной американской короткометражке «Наедине с природой».
Вслед за правительством РФ сетевые кинотеатры изобрели свои способы поставить в афишу зарубежные фильмы, формально не нарушая закон. Кодекс об административных правонарушениях РФ запрещает демонстрировать кино без прокатного удостоверения — нарушителям грозит штраф от 50 до 100 тыс. руб. Но некоторые фильмы получили прокатные удостоверения еще до ухода с рынка зарубежных компаний. Так случилось с фильмом «Бэтмен».
Российская премьера нового «Бэтмена» была намечена на 2 марта, на день раньше мировой. Но 28 февраля студия Warner Bros приостановила деятельность в России и отменила показы фильма. В апреле «Бэтмен» появился на стриминговом сервисе HBO (он тоже ушел из РФ), тогда же киносети стали распространять пиратские копии ленты.
Арендатор площадки кинотеатра «Москва» во Владивостоке пытался показывать «Бэтмена» под названием «Летучая мышь», а фильм «Соник-2» — как «Синий ежик». На следующий день управляющий кинотеатром сказал, что договор с арендатором расторгнут. Страницы русифицированной киноафиши сохранились на городском портале Владивостока.
В мае президент РФ подписал указ о том, что отчисления зарубежным правообладателям фильмов можно переводить через специальные рублевые счета. И так как прокатное удостоверение у «Бэтмена» было, то с 1 июня ивановский кинотеатр показывал ленту с официальным дубляжом. Один из зрителей пожаловался в соцсетях на низкое качество звука в этой версии.
С 21 июля в “Лодзи” можно было посмотреть официально не вышедший в России "Мир Юрского периода: Господство", причем в озвучке неофициальной студии Jaskier. Студия собирала деньги на дубляж при помощи краудфандинга, ни один из российских кинотеатров - фильмы в озвучке Jaskier показывали в Иванове, Подмосковье, Екатеринбурге и Владивостоке - ей не заплатил.
«Кинотеатры, крутящие нашу озвучку, не выходят на контакт, не отвечают на письма и вообще делают вид, что это не они... Мы очень рады, что дубляж пришелся им по душе, но расстроены, что его транслируют без нашего ведома», - рассказали представители студии Jaskier изданию DTF.
В августе объединенная киносеть «Синема парк» и «Формула кино», которая владеет 77 кинотеатрами в 30 городах (сети принадлежит каждый седьмой кинотеатр в России), хотела запустить предсеансовое обслуживание зрителей под названием «кинопродукт» и даже продала несколько билетов на сдвоенный показ российского мультфильма «Кощей. Начало» и зарубежного «Миньоны: Грювитация». Спустя несколько часов показы отменили: совет директоров киносети не согласовал акцию, посчитав неприемлемым нарушение прав правообладателей контента.
Одни кинотеатры не скрывают, что показывают голливудские новинки в рамках предсеансового обслуживания, другие, например сеть “Киномакс”, рекламируют сайты для покупки билетов на них. При этом кинотеатры отказываются общаться с журналистами на эту тему.
- Никто вам такие комментарии сейчас не даст, - сказала корреспонденту “7х7” представительница PR-службы одного из сетевых кинотеатров.
Тем временем Ассоциация владельцев кинотеатров — крупнейшее профессиональное объединение в российской киноиндустрии — сообщила о падении выручки кинотеатров на 70% в марте-июне 2022 года по сравнению со среднемесячным показателем предыдущих лет. Издание «Коммерсантъ», ссылаясь на статистику ассоциации, написало о закрытии почти 2 тыс. коммерческих кинозалов.
“Параллельный импорт”, или Пиратство не запрещено
Летом в городе К. (по просьбе собеседников ради их безопасности «7х7» не называет этот город и их имена) открылся автокинотеатр на парковке - проект, который работает четыре раза в неделю. Зрители в нем смотрят фильмы на большом тканевом экране из собственных машин или со спортивных трибун. Плата за вход - покупка попкорна или напитков в баре при кинотеатре. Для автомобиля сеанс стоит 600 руб., для пешехода - 200 руб.
В афише кинотеатра - классика кино и голливудские новинки. Это возможно благодаря «параллельному импорту» — практике ввоза оригинальных товаров в страну без согласия их производителя или правообладателя.
Владелец автокинотеатра рассказал “7х7”, что арендует площадку парковки «для проведения мероприятий». В предыдущие годы проект работал на этом же месте официально: организаторы выкупали права на показы фильмов у прокатчиков, представляющих кинокомпании. Каждый прокатчик индивидуально определял условия показов: за процент с продаж билетов или фиксированную сумму.
– Для нас это не бизнес-история, – сказал владелец автокинотеатра, – это про атмосферу, про способ собрать людей и показать им хорошие фильмы. Два года назад мы работали почти в убыток, сейчас у нас появилось больше возможностей показывать кино, которыми грех не воспользоваться.
За два года в К. закрылись три кинотеатра. Автокинотеатр для его команды - одна из возможностей создавать культурные проекты в городе.
«Я не говорю о прямом пиратстве и воровстве. Параллельный импорт работает: за это отчисляются налоги, роялти за показ — все это официально существует», — говорил изданию «Деловой Петербург» глава компании «Каропрокат» Алексей Рязанцев.
Владелец автокинотеатра в К. ни с кем не согласовывал показы и не создавал специальный счет для отчислений роялти: никто в местном департаменте культуры не предлагал таких решений.
В условиях, когда российские власти лояльны к «параллельному импорту», сотрудники автокинотеатра в К. пытались спрогнозировать, какие ленты привлекают зрителей. Они показали популярные фильмы прошлых лет: «Криминальное чтиво», «Бойцовский клуб», и новинки: «Миньоны: Грювитация», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» и другие.
— Я не думаю, что это время неопределенности долго продлится. С другой стороны, никто не понимает, что происходит. Это палка о двух концах — если не дать киносетям работать, они будут закрываться. Да, прибыльность российских кинотеатров завязана на голливудские хиты и новинки. Так что и государству, и кинотеатрам приходится идти на уступки, — считает владелец автокинотеатра в городе К.
Он уверен, что параллельный импорт фильмов не повлияет на репутацию российских кинопредпринимателей за рубежом:
— Это чистый бизнес. Если бизнес-модель работает и приносит деньги, после снятия ограничений компании вернутся и продолжат зарабатывать.
Организаторы показов в К. долго проверяли торрент-трекеры в поисках пиратской версии фильма «Тор: Любовь и гром». В одних копиях их не устраивало качество картинки, в других — дубляж. Но они надеются, что до конца сезона найдется качественный файл, и жители К. увидят новинку от студии Marvel на большом экране.