«Патриотические уроки», которые проходили в российских школах после начала военных действий в Украине, с началом нового учебного года превратились в «Разговоры о важном». Это еженедельные занятия, на которых школьники будут слушать о «ключевых аспектах жизни человека в современной России». Некоторые учителя и школы настаивают на обязательном посещении уроков «о важном». «7х7» рассказывает, как российские родители находят способы противостоять пропаганде — от аналогий с «Гарри Поттером» до семейных школ и эмиграции.
Что такое “Разговоры о важном”
«Разговоры о важном» стоят в расписании первым уроком в понедельник. Раньше на это время школы ставили сложные предметы, которые дети лучше воспринимают после выходных: математику, физику, химию.
Сценарии занятий отличаются в зависимости от возраста учащихся, но темы, предложенные министерством просвещения, одинаковы. С сентября по ноябрь они будут такими:
- День знаний;
- Наша страна — Россия;
- 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского;
- День музыки;
- День пожилого человека;
- День учителя;
- День отца;
- Международный день школьных библиотек;
- День народного единства;
- Мы разные, мы вместе;
- День матери;
- Символы России.
На уроке «Наша страна — Россия» ученикам первых-вторых классов Минпросвещения предлагает послушать песню «С чего начинается Родина» и «сходить в гости к якутскому охотнику Туйгуну» (послушать стихотворение о природе тайги и ответить на вопросы учителя), а ученикам 10–11-х классов — порассуждать о патриотизме (в том числе ответить на вопрос «Только ли с оружием в руках можно стать патриотом?»), «вспомнить о подвигах русского народа во имя своей Родины», прослушать лекцию учителя на тему «Патриотизм и специальная военная операция Российской армии». Текст лекции полностью есть в сценарии, она начинается со слов «Проявления подлинного патриотизма мы видим и сегодня, прежде всего при проведении специальной военной операции».
«Разговоры о важном» считаются внеурочными занятиями, но некоторые школы и учителя настаивают, чтобы дети посещали их. В ответ на принуждение системы “Альянс учителей” и движение “Мягкая сила” создали памятку и шаблон письма отказа от уроков. А родители в регионах изобретают свои способы помочь детям справиться с пропагандой в школах.
Способ семейный: просвещать детей
Дочь Александры из небольшого алтайского города еще весной попросила маму не отказываться от «патриотических уроков»: она боится травли со стороны учителей. Поэтому Александра стала рассказывать ей, что такое личные границы и способы манипуляции. В помощь себе женщина купила книгу «Ты имеешь значение! Как девочке выстроить границы» Кортни Макавинты и Андреа Плайм.
– Думала, что дочь будет читать ее уже подростком, но она взялась в этом году, смотрит видео на темы из книги. В ее речи стали появляться слова о личных границах, об отношении к своему телу. На все возникающие вопросы я стараюсь отвечать с современным видением — я слушаю [психолога Людмилу] Петрановскую, [просветительницу] Асю Казанцеву и других. Сначала я честно удивлялась своей дочери, а потом мне стало легко оттого, что она все понимает, — рассказала Александра «7х7».
Девочка не захотела менять школу, чтобы не расставаться с друзьями. Когда 1 сентября она пришла на линейку, классная руководительница отчитала ее за красные пряди в волосах и велела вернуть естественный цвет.
— Я дочке сказала: никто не может говорить человеку, каким ему быть. Она просит: мам, сходи поговори, просто хочу, чтобы отстали от меня. Я обратилась за рекомендациями к «Альянсу учителей», — объяснила Александра.
Алексей из Хабаровска сразу после начала военных действий в Украине поговорил с девятилетним сыном и объяснил ему свою позицию. В качестве примера мужчина использовал ситуацию в классе мальчика — один из одноклассников ведет себя агрессивно, разбрасывает чужие вещи и не реагирует на замечания.
– Мальчик — это Россия, она ведет себя так, потому что наглая и безнаказанная, она не реагирует на замечания других стран, поэтому вы, как другие страны вокруг, пострадали от его действий. Должен ли быть этот мальчик наказан и перевоспитан? — сказал сыну Алексей. Тот согласился с отцом.
Лина из Санкт-Петербурга объяснила детям свою антивоенную позицию с помощью книг о Гарри Поттере. Дети сами провели параллели и шутили, что в “Гарри Поттере” — Волан-де-Морт, а в России - Вован-де-Морт.
– Я им сказала, что действия России похожи на то, как Волан-де-Морт убивает неволшебников просто потому, что хочет больше власти. В пятой книге очень хорошо описано, как Министерство магии и газеты коверкают факты и преследуют тех, кто говорит правду, — рассказала Лина.
Способ компромиссный: отслеживать темы уроков и дружить с учителями
Сын Ольги из Челябинска учился в первом классе, когда Россия ввела войска на территорию Украины. Ольга сразу позвонила учительнице и попросила не проводить патриотические беседы в присутствии ее сына: в Украине живут их друзья и родственники. Учительница пообещала, что будет предупреждать семью о школьных планах.
Во втором классе мальчик стал учиться во вторую смену. Из-за этого, предполагает Ольга, он не попадет на утренние поднятия флага в школе.
- А “Разговоры о важном”, конечно, будут. Планирую сама отслеживать материалы этих классных часов, в крайнем случае не пойдем на этот урок, - рассказала Ольга.
Она узнала, что одним из первых “Разговоров о важном” будет урок на тему разнообразия природы и культур. В семье об этом говорят постоянно:
- У нас папа - эколог, мы многонациональная семья, сами рассказываем о культурном и природном разнообразии. Этим летом немного ездили по стране, обращали внимание именно на разнообразие.
Ольга работает юристом и собирается предложить классной руководительнице свою помощь на случай, если педагог сама столкнется с давлением в школе.
Способ протестный: прогуливать патриотические уроки
Серафима, мама четвероклассницы из Ярославля, 30 августа пришла на родительское собрание. Учителя попросили родителей подписать “бумажки за питание и за сохранность учеников”. Среди документов был список внеурочных занятий. Классная руководительница сказала, что некоторые внеурочные занятия, в том числе “Разговоры о важном”, ученики обязаны посещать.
- Напротив каждого внеурочного занятия нужно было поставить подпись и ФИО, - рассказала Серафима “7х7”. - Напротив "Разговоров о важном" я подпись не поставила.
Дома Серафима посмотрела, о чем будут “Разговоры о важном”:
- Поняла, что про [Роскомнадзор] говорить будут. Поговорила с дочерью, сказала, что если законным способом нельзя будет не ходить, то она будет прогуливать.
Жительница Ярославля сказала учительнице, ответственной за внеурочные занятия, что “Разговоры о важном” противоречат ее убеждениям. Та пообещала, что “про [Роскомнадзор], про Украину, про НАТО и все такое говорить не будет”.
- Учительница считает, что, вероятнее всего, никто не будет контролировать проведение этих уроков, поэтому она будет заменять их на что-нибудь полезное, - сказала Серафима.
Другая мама из Ярославля в беседе с “7х7” предположила, что ее сын, который учится в средней школе, придет на занятие 5 сентября, но его посещение первых уроков в другие понедельники она отслеживать не будет: “Пусть решает сам, хочет ходить или нет”.
Способ внесистемный: семейное обучение
Яна из Ульяновска и ее дочь встретили 1 сентября не на торжественной линейке с флагом и гимном, а на семейном празднике - фестивале альтернативного образования “Перелетная”. На нем организаторы “свободных школ” и родители детей-«удаленщиков» встречаются, чтобы обменяться опытом и развлечься.
Яна перевела дочь на семейное обучение три года назад. В школе на дому она и ее крестная преподают школьные предметы для девочки и двух других учеников. Учительницы сами выбирают, о чем рассказывать детям на уроках. Недостаток общения дочь Яны восполняет на кружках - она занимается танцами, капоэйрой, арт-рисованием и ходит в бассейн. Ученики домашних школ сдают экзамены, раз в полгода или год проходят аттестацию.
- Конечно, тем родителям, кто не отдал детей в школу, труднее: приходится заниматься подбором учителей. Но в семейном обучении больше контроля - и выбора.
После начала боевых действий в Украине и “патриотических уроков” Яна убедилась, что ее решение не отдавать дочь в государственную школу было дальновидным. Так она лично ограждает ее от пропаганды:
- Из-за логики изложения программы мы пользуемся учебниками сталинских времен: там четко одно из другого вытекает и объяснено просто. Конечно, встречается много упражнений с текстами о комсомоле, коммунизме. Их мы заменяем. А в современных учебниках чехарда и много лишнего.
Способ радикальный: эмиграция
Лина из Петербурга, которая объясняла работу пропаганды на примере Министерства магии из “Гарри Поттера”, еще весной приготовилась увозить детей из России:
- Одно дело - продержаться пару месяцев, а другое дело - так жить дальше. Я не представляю, как жить в стране, где нельзя называть спецоперацию войной, где вообще нельзя возражать. Садиться в тюрьму за пацифизм я не готова, молчать противно, поэтому уехать туда, где не надо на всякий случай удалять подобные сообщения, кажется разумным решением. Многие наши друзья уехали или уезжают.
Теперь семья Лины живет в Германии. Дети пошли в школу 24 августа. В немецкой школе нет линеек, регулярных собраний и цветов для учителей. В первый учебный день первоклассники принесли в школу подарок для себя - Schultüte, картонный конус, наполненный канцелярскими принадлежностями, сладким и подарками. А в средней школе дети готовили приветствие пятиклассникам, которые присоединились к ним в новом году.
Так как дети Лины не знают язык, школа предложила им специальное расписание. Часть занятий они посещают вместе с одноклассниками, а в оставшееся время учат немецкий: по три часа в неделю в младшей группе и по шесть часов в неделю в старшей.