Полгода назад начались военные действия в Украине. За это время случились трагедии в Буче, Мариуполе, Кременчуге, Виннице, Киеве, Ирпене и других украинских городах. Параллельно с этим в России обстрелам регулярно подвергались приграничные территории, власти ввели военную цензуру и начали скрытую мобилизацию, обещая гражданам сотни тысяч руб. за участие в войне. Интернет-журнал «7x7» спросил у подписчиков, о чем бы они предупредили себя 23 февраля — в последний мирный день 2022 года. Публикуем ваши ответы.
- Я бы себе сказала 23 февраля, что не бойся, иди смело вперед. Учи языки и программы, уезжай из страны, здесь все равно ничего не изменится в ближайшие годы. Здесь ты один на один, вокруг тебя агрессивные и несчастные люди, которые готовы сожрать тебя за то, что ты думаешь иначе. Беги отсюда! Ты еще можешь изменить свою жизнь, но в другой стране. Как говорила мне астролог: "Люди, родившиеся в России, отрабатывают свою карму".
- Утром 24 февраля после чтения военной сводки новостей, я четко и ясно поняла, что жизнь разделилась на до 24.02 и после. Все, что я делала до, — обесценилось для меня, больше не имеет значения. По определенным социальным причинам, не зависящим от меня, я не могу принимать полномасштабного участия в протестах. После февраля время пролетело как бешеное, и я чувствую, что сделала слишком мало, недостаточно. Это чувство нормально. Главное — не опускать руки. Правда за нами. Мы обязательно должны бороться. Рина из Волгограда.
- Не спешить менять валюту на максимальном курсе. И не надеяться, что это просто кошмарный сон и он вот-вот закончится.
23 февраля я бы посоветовала себе совсем не говорить о войне с родителями, чтобы не разочаровываться в них и не слышать тех слов, которые пришлось услышать.
- Съездила бы в Россию своих повидать и сделать паспорт. А то теперь когда мне это удастся?!
- Ни о чем не жалею. Моей ошибкой было опасение: «Сейчас начнется инфляция, и мои накопления пропадут». Хотел раздать активистам-пикетчикам, но они отказались. И я раздал за два дня 10 тыс. руб. правозащитникам и СМИ. И стало легче на душе. Я отправил деньги «Медиазоне».
- 23 февраля уже было поздно себя о чем-то предупреждать... Времени предпринять какие-то действия уже не было, только с ужасом наблюдать, как происходит то, что ты не в силах остановить.
Я с Дальнего Востока. Я полгода молча наблюдала, как вывозят технику на запад… Я знала, о чем кричат все разведки мира, но я не могла поверить. Мы и 24 февраля узнали об этом первые. Пока вся Россия спала, мы уже наблюдали взрывы, но я не могла в это поверить! Если вернуть время назад, то я делала бы больше: больше постов, больше разговоров, больше разоблачения лжи в ТВ. Однозначно я сделала бы больше.
- Я уже уехал из России. Знал, что война неизбежна и путинский режим предпримет все, чтобы удержаться у власти.
- 23 февраля я бы сказала себе записаться на прием к психиатру как можно скорее. Еще бы я перевела деньги своим родственникам в Украине, чтобы они могли срочно эвакуироваться на запад страны до начала обстрелов.
- Если бы я мог что-то посоветовать себе 23 февраля, то сказал бы не читать новости без остановки первые две недели, чтобы избежать новых проблем со здоровьем. Больше двигаться и уделять внимание близким. Разговаривать с друзьями о чем угодно, лишь бы не быть наедине с бесконечной новостной лентой в Telegram. Сейчас больше времени уделяю своему самочувствию, делаю перерывы, занимаюсь физической активностью, больше гуляю с собакой. Помогает и то, что включаю у телефона режим «Дзен», когда в течение указанного мной же времени им невозможно пользоваться. Это помогает бороться с привычкой проверять новости, то и дело хватать телефон, когда есть свободная минута.
Выйти на пикет и позвать всех знакомых на 24-е февраля.
- Купить и перепродать валюту, не верить друзьям, которые будут говорить, что это кончится за пару недель, искать больше поддержки в семье, не поддаваться никаким страхам, выйти на акцию, пока это было не запрещено.
- Я бы продал всю валюту на пике, а потом откупился в два раза дешевле.
- Свалить из страны, когда была возможность, но ей не воспользовались.
- 23-го было уже поздно. На мирный пикет 24 февраля уже было не выйти — арестовывали. Биржа не работала, чтобы финансово как-то помочь себе. Ну, как вариант, купить валюту, продать акции, пока не обвалились, вывести больше кеша, начать оформлять загранпаспорт. Закупить больше антидепрессантов. Ну 23-го выходной, это почти все нереально. А вот из более реалистичного — это поговорить с теми, кто поддерживает [войну] сейчас и с кем нет общения. Вот бы 23-го поговорить об обстановке в стране, про заседание Совбеза 21 февраля. Про власть. Вот об этом очень жалею, что не понимала, что будет поддержка власти из моего ближнего круга. Жаль, мало говорили о политике, жаль, я не настаивала на дискуссии... Вот 23-го был последний шанс поговорить с некоторыми людьми.
- 23 февраля я бы посоветовала себе уезжать. Искать как угодно и где угодно деньги (была безработной). Уезжать куда угодно, куда глаза глядят. Бросить все, не пытаться находить общий язык с семьей. И предупредила бы себя о том, что сожалеть о них не стоит. Ну и что за лучшими друзьями, сколь разумными бы они не казались, надо лучше присматривать. А то воюет со стороны ЗСУ. И... что жить надо сейчас, в данный момент, а не откладывать все вечно на потом.
Даже если бы ты все знала заранее, все было бы также. Не паникуй, будь добрее и терпимее. Мы не выбираем времена, мы можем только решать, как жить в те времена, которые выбрали нас. (с)
- Что бы посоветовала себе накануне 24 февраля? Пи*дуй отсюда.
- Мысли были разные: от шока и ужаса от случившегося... Но самая главная мысль не покидает и сейчас. Об упущенном времени и невозможности возврата назад в прошлое, где, прикладывая все силы, нужно было бороться с этим режимом, что попытки, которые предпринимались ранее, были недостаточны и малоэффективны...
- 23 февраля я и так знала, что будет война. Я знала это, потому что признание независимости ДНР и ЛНР было не просто знаком, а буквально надписью «ВОЙНА» огромными неоновыми буквами. Но я говорила себе, что ошибаюсь и что такого точно не случится. Но сейчас, возвращаясь в тот день, зная, что за эти полгода из-за своих взглядов и антивоенных действий я потеряю нормальные отношения с родственниками, работу, сон, друзей из Украины и здоровье, 23 февраля я бы сказала себе: «Это сломает к чертям твою жизнь, но ты все равно все делаешь правильно, потому что нельзя ничего не делать, боясь потерять работу, когда люди теряют дома, детей, родителей и жизни».
- Ко Дню независимости Украины и полугодию войны. Я бы сказала себе даже не накануне, а намного раньше: "Говори с родными о политике". Хотя это было нереально, ведь я сама не интересовалась ею. 24 февраля 2022 мне было 22. Но мне всю жизнь хватало своего ума и даже минимальных знаний о ситуации в стране, чтобы без объяснений и подсказок знать: Путин — засидевшийся узурпатор власти, я совершенно недовольна им и его ставленниками у власти. Без глубоких познаний во внешней политике ясно — то, что несут про США, — лютый бред, да и никаких внешних врагов (в лице НАТО) нет, если их не выдумывать. Полстраны погрязло в нищете и коррупции, а дела до этого никому нет. Госпропаганда в эфире казалась настолько тупой и нелепой, что даже слушать ее было унизительно для интеллекта. Нельзя было так. Нельзя было судить всех по себе.
Нужно было интересоваться тем, что с виду безучастные родственники чувствуют, что они думают об этой разрухе, об этом всем, кого винят. Иногда появляется чувство, что это я, как нерадивый педагог, упустила своих родителей и бабушку, когда еще что-то можно было объяснить и предупредить. Нужно было разговаривать об «очевидных» вещах с родными. Но кто же знал тогда, что они — неочевидны.
Если вы хотите поделиться своими мыслями и рассказать, что бы посоветовали себе 23 февраля, присылайте ответы в наш чат-бот. По желанию публикуем ответы анонимно.