В середине июля в Екатеринбурге проходил «гомофобный пикник», посвященный сохранению традиционных ценностей. Эстафету принял Новосибирск, где «гомофобный пикник» прошел 31 июля на Михайловской набережной города. Какой была встреча гомофобов и что о ней думают местные ЛГБТ-активисты — в тексте «7х7».

Воскресенье, 18:00, возле сцены в центре Михайловской набережной стоят три короткостриженых парня, оглядываясь по сторонам и выискивая единомышленников. Неподалеку от этого места на поляне еще около 10 человек схожей внешности вместе со своими девушками шумно ожидают пополнения компании. Туда и отправляются трое парней. У сообщества нет ни опознавательных знаков, ни плакатов — на газоне набережной начинается «гомофобный пикник» в Новосибирске.

Все доходят до точки сбора, садятся за кустами, достают пледы и игральные карты. Участники выглядят молодо, некоторые из них — подростки. Часть сидит в обнимку с девушками, часть слоняется по поляне в бездействии. Горожане знают, что за событие сегодня должно происходить: во всех городских изданиях была новость о «гомофобном пикнике». Иногда вокруг компании собирается пара зрителей, подходят местные журналисты — это не сильно радует новосибирских гомофобов. «Не снимайте!» — выкрикивают участники пикника.

Первым дружественным гостем мероприятия становится парень в футболке «Сектор Газа», празднующий на набережной День Военно-морского флота вместе со своим товарищем в форме ВМФ. Он замечает своих знакомых на пикнике, жмет им руку и уходит. Однако вскоре возвращается. Все начинают обсуждать школу, своих знакомых, географию. Со стороны происходящее похоже, скорее, на школьное чаепитие, только без чая.

— Столица Африки? — спрашивает один парень.

— Стамбул! — отвечает ему второй.

— Монголия, — вклинивается в географическую игру третий.

— Какая на *** Монголия?! — возмущается второй.

— Афритянск! — исправляется отвечающий.

Периодически парень в футболке «Сектор газа» выкрикивает: «Давайте танцевать!», но танцев за этим не следует.

К компании подходит женщина.

— А у вас что за мероприятие? — спрашивает она.

— У нас пикник! — отвечает ей один из собравшихся.

— А вы зачем это делаете?

Молодежь на минуту заминается, но объясняет, что собралась на пикник за традиционные семейные ценности.

— Ну если это вы так за Россию стоите, то я очень рада!

Участники «гомофобного пикника». Фото «7х7»

Представители гомофобного сообщества мало заинтересованы в речи подошедшей женщины и продолжают разговаривать между собой. Женщине часто приходится перекрикивать подростков.

— Ребят, я уже скоро уйду, можно я договорю, пожалуйста?

— Давайте проявим уважение к старшим! — выкрикивает парень в футболке «Сектора Газа».

— Самое главное — это семья, вы большие молодцы, — продолжает женщина. — Совесть и отвага проданы давно, все вот эти Собчаки, Моргенштерны развращают.

— Спасибо! — отвечают ей участники пикника гомофобов.

— Любите Родину, мать любите, законы! Всем вам любви, всего хорошего! 

Под бурные аплодисменты пирующих женщина удаляется.

— Давайте танцевать! — снова выкрикивает кто-то из толпы.

Включив музыку и услышав знакомые мотивы «Раз-раз-раз, это хардбасс», сообщество принялось дружно топтать ногами поляну, отбивая быстрый ритм. Протанцевав, молодежь снова садится на траву и заводит разговор о военкомате.

Один из участников пикника цитирует строчку из запрещенной Минюстом песни о коктейле Молотова, они включают трек и слушают его. Компания начинает разговаривать про ситуацию в Украине, но музыка слишком громкая, и их разговоров не слышно.

Спустя два часа доигрывает последняя песня, голоса затихают, и вот компания начинает собирать вещи, прощаясь друг с другом. Большая часть доходит до метро и там расходится по сторонам.

 

«Никто не будет тратить время на ерунду». Мнения новосибирских ЛГБТ-активистов о «гомофобном пикнике»

 

Булат Барантаев, ЛГБТ-активист, основатель линии мужской фетиш-одежды. В 2019 году заявил о желании баллотироваться в мэры Новосибирска:

— Гомофобные мероприятия не могут быть массовыми. Как обычно говорят: «Давайте устраивать гетеропарады». Но никому не нужны гетеропарады, потому что гетероаудитория не ущемляется.

Так же и гомофобные мероприятия. Кому это нужно? Сама по себе идея ущербна, потому что никто из нормальных людей не будет тратить время на ерунду.

Моим первым ярким и шумным ЛГБТ-акциям в Новосибирске в этом году будет уже 11 лет. На тот момент ядро гомофобных движений составляло три категории: первые — неонаци или имперские движения, которые под подушкой держали имперские флаги. Вторые — христианские активисты. Третьи — просто любая движуха, инициированная местными властями. Кто сейчас среди молодого поколения может ходить на гомофобные пикники, мне сказать сложно. В России гомофобная культура идет из лагерно-зоновской, но поколение людей после 90-х годов — это более мягкие, спокойные и добрые люди, у них нет «жесткача» даже в языке.

Роко (имя изменено), ЛГБТК+ активистка:

— Сейчас Новосибирск, по моему мнению, выглядит как довольно правый город, настроения ксенофобные по отношению ко всем инаковостям, и к ЛГБТК+ персонам тоже. У меня и у моих знакомых есть фоновый страх носить радужную символику или держаться за руки с партнером или партнеркой своего пола, если ты не в центре города. Все [ЛГБТК+] мероприятия проходят закрыто, и активисткам проходится несколько раз продумывать безопасность организации и пути отхода.

«Гомофобный пикник» — это маркер невежества и след маргинальности общества. Допустимость насилия, усилившаяся в последние годы, и особенно в связи с недавними событиями [законопроектом о запрете гей-пропаганды даже среди взрослых], просто дает еще больше подкрепления, чтобы питать свою ненависть к тем, кто живет рядом и немного отличается от тебя.

Ужесточение законодательства лично мной уже воспринимается как нечто неизбежное: в феврале, думаю, почти все поняли, что все невозможное и недопустимое теперь возможно, гайки будут закручиваться планомерно и дальше, сейчас я не вижу позитивного исхода в улучшении прав ЛГБТК+ персон.

Те 20 человек, которые потратили время, собрались и пришли [на пикник], — это не так уж и мало. Это люди, которые ходят с нами в метро, на работу и гуляют по одним улицам. Они с гордостью заявляют о своей гомофобной позиции и готовы выйти на улицы, чтобы сказать об этом, — это пугает. Гомофобии, конечно, гораздо больше, однако люди заняты своими делами и не готовы тратить время на кружки по интересам, где вы собираетесь с конкретной целью показать «непринятие» целой группы людей, которых они, скорее всего, и никогда не видели вживую.