Смоленский активист Сергей Командиров признан виновным в оправдании терроризма и лишен свободы на 6,5 года за репост чужого видео о постановочном суде над представителями российской власти. Его арестовали еще осенью 2021 года, а приговор суд вынес 28 июля 2022 года. Судьи рассмотрели пять томов уголовного дела всего за четыре дня — активисты назвали это экспресс-судом и рекордом России. Рассказываем, кто такой Сергей Командиров и что происходило с момента его ареста.

Кто такой Сергей Командиров

 

Блогер и активист. До октября 2021 года вел Telegram-канал «Требуем ответов. Россия», где публиковал новости и большие журналистские материалы о политике в России. Однажды репостнул в канал постановочное видео о «суде» над политическими лидерами, и это стало поводом для возбуждения уголовного дела об оправдании терроризма.

 

Чем Командиров занимался до уголовного дела

 

Вел протестную, просветительскую, частично журналистскую деятельность с 2017 года. Учился в РАНХиГС, но в 2018 году был отчислен. Сам он считает, что отчисление связано с его участием в поддержке кампании Навального: в 2017–2018 годах Сергей был волонтером и фотокорреспондентом смоленского штаба Алексея Навального*.

Работал бариста в кафе.

В октябре 2019 года следователи провели у Командирова обыски по делу об отмывании средств в Фонде борьбы с коррупцией*, изъяли оборудование и арестовали счета. В мае 2020 года Ленинский суд Смоленска оштрафовал активиста на 2 тыс. руб. за публикацию в соцсети в 2011 году видеоролика «Припомним жуликам и ворам их манифест-2002». Это видео, размещенное на YouTube-канале Алексея Навального, находится в списке экстремистских материалов.

Сергей на заседании по делу об оскорблении власти в 2019 году. Фото из архива «7х7»

В чем заключается уголовное дело

 

5 октября 2021 года следователи и сотрудники Росгвардии задержали Сергея Командирова у него дома. По версии следствия, Сергей сделал репост ролика «Судья Грэмм», в котором показан вымышленный суд над Владимиром Путиным, его пресс-секретарем Дмитрием Песковым и главой «Роснефти» Игорем Сечиным.

«В Центре “Э” мне сказали, что я попал и что будет много дел против меня, потому что я надоел им своим блогерством. Чем дальше это идет, тем сильнее ломается моя психика», — писал он в письме из СИЗО.

После Сергея поместили в СИЗО-1 Смоленска. Оттуда активист написал письмо и рассказал о психологическом давлении, а также обратился к известным личностям, среди которых были Павел Дуров, Джо Байден и Илон Маск. В письме блогер сообщил, что он не признает свою вину, поскольку не знал, что видео «Судья Грэмм» признали террористическим.

В СИЗО Сергей Командиров 30 ноября объявил бессрочную голодовку с требованием, чтобы его освободили и изменили меру пресечения. Он неоднократно жаловался на свое психологическое и физическое здоровье: параноидальные мысли, шумы в ушах и глазах, однако его жалобы игнорировали. В июне Сергей снова объявил голодовку и пожаловался на две грыжи в позвоночнике.

В декабре, до вынесения приговора, Росфинмониторинг внес Сергея Командирова в базу террористов и экстремистов.

Пока Сергей сидел в СИЗО, следователь изучал его паблик, в итоге появилось еще пять уголовных дел. В обвинительном заключении шесть эпизодов, три из них — по террористической статье.

 

Как освещали дело Командирова

 

Неравнодушные граждане создали Telegram-канал в поддержку Сергея Командирова, где публикуют все новости, связанные с уголовным делом активиста, ходят на его заседания и призывают писать Командирову письма. На заседания перед вынесением приговора приезжали люди даже из Москвы.

Политзаключенным Сергея признали правозащитный проект «Политзек-Инфо» и правозащитный центр «Мемориал».

Сергей на пикете в Смоленске. 2019 год. Фото из архива «7х7»

Что было на заседаниях перед приговором

 

В июне Следственный комитет передал обвинение в суд: в уголовных делах СК упомянул статьи об оправдании терроризма, оскорблении представителя власти, реабилитации нацизма и другие. Специально для судебных разбирательств в Смоленск приехали московские военные судьи, которые рассмотрели дело в пяти томах всего за пять дней. Заседание, на котором опросили свидетелей со стороны обвинения, прошло 26 июля, во вторник.

В этот день суд пригласил на опрос нескольких свидетелей — спрашивали не только о видео с постановочным судом, но и о других публикациях Командирова. Первым был смоленский историк Демьян Валуев, который отметил оскорбительный характер слова «победобесие» (его в одном из своих постов в соцсети «ВКонтакте» использовал Командиров).

— Слово «победобесие» относится к главному достижению ветеранов и павших в войне. Термин «победобесие» принижает значение победы, которая достигнута усилиями советского народа в ВОВ. И сам термин — вне зависимости от контекста, в котором он употреблен, — уже является оскорблением, — отметил историк Валуев.

Еще один свидетель, Алексей Паксид, рассказал, что посмотрел видео «Судья Грэмм» по ссылке, но точно не помнит, что было в ролике, — при этом уверен, что там было «немного насильственное порицание власти». Он считает, что «надо критиковать власть законными способами». Уточняющий вопрос Алексею задал сам Сергей Командиров, и тогда свидетелю пришлось повернуться лицом к обвиняемому. Теряясь, он сказал: «Если выступаете против власти, то надо пытаться добиваться изменений через власть, а не общественным порицанием».

Судьи отклонили все ходатайства со стороны защиты с просьбами провести повторные экспертизы публикаций Сергея Командирова. Они предварительно назначили заседания для вынесения приговора на пятницу, 29 июля, однако озвучили приговор на день раньше — в четверг, 28 июля.

 

Как вынесли приговор

 

Через час после начала заседания 28 июля прокурор запросил Командирову семь лет лишения свободы. Спустя несколько минут судьи ушли в совещательную комнату и вернулись в зал суда только через три часа.

Смоленский гарнизонный военный суд признал Сергея Командирова виновным и назначил 6,5 года лишения свободы. После приговора Командиров крикнул судье: «Вы станете известным, я сегодня вскроюсь!»

После этого осужденного увезли обратно в СИЗО на автозаке, пока активисты из группы поддержки Командирова кричали ему «подождать до апелляции», имея в виду, что он не должен пробовать покончить с собой до обжалования приговора.

* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ