Французская журналистка издания France24 Карина Шабур приехала в Ивановскую область, чтобы поснимать местных активистов, которых полиция привлекла к ответственности за «дискредитацию». В первый же день съемок Карина и сама оказалась в полицейском отделении. Вместе с ней задержали ее переводчицу, а также героя ее съемок — Сергея Веселова. Корреспондент «7х7» поговорил с адвокатом Анастасией Руденко, которая приехала на помощь задержанным. Рассказываем, как это произошло.
Анастасия Руденко — ивановский адвокат, в начале марта вместе с предпринимателем Дмитрием Силиным раздавала горожанам книги Оруэлла и Толстого. В начале июня с ней связалась переводчица французского издания France24 и предложила поучаствовать в съемке репортажа об активизме в Иванове. Переводчица, попросившая не упоминать ее имени в СМИ, и журналистка France24 Карина Шабур собирались приехать в Иваново на два дня, поэтому искали героев для репортажей. Спросили, есть ли в области активисты, которые привлекались по статье 20.3.3 («Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ») и хотели бы высказать свою позицию. Анастасия порекомендовала одного из своих подзащитных — активиста Сергея Веселова, против которого возбудили дело о вандализме.
20 марта на здании администрации города Шуи в часе езды от Иванова появилась надпись «Нет *****». Через неделю полицейские задержали активиста Сергея Веселова, обвинив в том, что он нанес надпись на здание. Полицейские провели обыск в его доме, изъяли телефон и по найденным контактам провели еще шесть обысков у других активистов, в том числе у Дмитрия Силина, раздававшего книги вместе с Анастасией.
Анастасия сделала пост в своем Telegram-канале, чтобы найти желающих сняться в репортаже, и еще несколько человек захотели высказаться. Журналистка и переводчица решили сначала ехать в Шую к Сергею Веселову, а затем — в Иваново.
16 июня в Шуе девушки встретились с Сергеем Веселовым и начали съемку у здания администрации. Тут же приехали полицейские — переписали у всех паспортные данные, но не стали никого задерживать. После этого, примерно в 12:30, группа переместилась к Кафедральному собору в нескольких кварталах от администрации. Туда снова приехала полиция, но в этот раз уже задержала журналистку, переводчицу и активиста. Сотрудники отвезли их в Шуйский ОВД.
Сергей позвонил Анастасии и рассказал, что съемочную группу задержали. Анастасия смогла приехать в ОВД только к 15:00. Около получаса ее не пускали в здание. Адвокат несколько раз звонила в областную прокуратуру — дежурный прокурор сначала пытался помочь Анастасии попасть в отделение, но потом сказал, что Карина Шабур «нарушила трудовое законодательство». Анастасия попросила его заверить факт звонка рапортом, но тот сказал, что позвонит шуйскому прокурору.
— Думаю, благодаря этому я и попала в здание ОВД, — считает Анастасия.
Французская журналистка Карина в это время находилась в кабинете начальника ОВД Дмитрия Стехова и, предположительно, его заместителя. Но без переводчицы: их разделили. Затем Карину вывели из кабинета начальника и перевели в кабинет его заместителя. Анастасия попыталась поговорить с ней, но полицейские не дали этого сделать.
— Не знаю, что чувствовала Карина, но вот что чувствовала я: мне было очень страшно за Карину. Она, гражданка другого государства, была одна в кабинете с двумя мужчинами, и к ней не допускали адвоката, — говорит Анастасия.
Адвокат пыталась стучать в дверь кабинета, где была Карина, но сотрудники требовали отойти. Наконец в коридор вышел Стехов, который заявил, что Карина написала отказ от адвоката. Затем он вывел Карину в коридор, где в присутствии Анастасии сотрудники миграционной службы составили протокол.
— Я не уверена, что этот протокол законен. Такие надуманные основания, надо разбираться и разбираться, — рассказывает адвокат «7х7».
В ОВД Карина и ее переводчица находились шесть часов. Героя съемок Сергея отпустили через три часа без составления протокола.
На следующий день после задержания в анонимном Telegram-канале «Оперативные сводки» (на него подписано почти 645 тыс. человек) появился 30-секундный видеоролик — запись с камеры видеонаблюдения на здании шуйской администрации. На видео двое мужчин выходят из здания администрации и идут к журналистке, стоящей на противоположной стороне дороги. Ролик завершается фотографиями паспорта Карины с отметками о визе и пересечении границы, а также изображениями двух ее пресс-карт.
— Я считаю абсолютно аморальным выкладывание паспортных данных Карины в Сеть. Думаю, полицейским не понравилось, что она снимала репортаж про Веселова, которого они очень сильно недолюбливают, — комментирует пост с видео Анастасия.
Публикация в анонимном Telegram-канале сопровождается текстом, в котором авторы осуждают представителей так называемой антивоенной оппозиции региона и объясняют, что на видео к журналистке подходят Сергей Веселов и Дмитрий Силин. Анастасия отметила, что на видео запечатлены вовсе не активисты, а сотрудники шуйской администрации.
— А чтобы унизить наши честь и достоинство, [авторы поста] назвали нас сторонниками укронацистов. Не знаю ни одного укронациста, — говорит адвокат.
Французскую журналистку полицейские не заставили удалить уже отснятый материал, и она, по словам Анастасии, скорее всего, не будет обжаловать протокол, так как хочет поскорее уехать из Шуи. Карина должна была уехать 18 июня. Она так и не сняла репортаж.
Корреспонденту не удалось дозвониться до отдела МВД «Шуйский», чтобы получить комментарии полицейских о задержании.