«Зайчик! Зайчик, смотри, сколько фотографий! Это все наши защитники, воины. А это — знамена Победы», — говорила молодая курянка своему маленькому сыну. Взору мальчика открылась колонна с десятками людей, которые держали над головами портреты солдат. В левом верхнем углу некоторых портретов стояла надпись «Zа наших». Это были фото бойцов, которые погибли во время спецоперации в Украине. Как на традиционном праздновании 9 Мая в Курске отразились военные действия в соседней стране — в репортаже «7х7».
При параде
Движение на проспекте Победы в Курске перекрыли с 08:00 9 мая. Традиционно по этой дороге проходят участники парада и акции «Бессмертный полк». У входа на аллею возле проспекта людей встречали металлодетекторы. Еще в апреле 2022 года курские власти объявили «желтый» уровень террористической угрозы, опасаясь «провокаций со стороны украинских националистов».
Вместе с очередью из горожан у железных рамок скапливались пластиковые бутылки. На праздник курянам запретили приносить еду, воду и опасные предметы.
— А что ты не сказал, что воду нельзя, косметику? — спрашивала женщина с телефоном возле уха. — У папы кортик арестовали — пошел относить.
По пути к Триумфальной арке на проспекте Победы выстроилась военная техника. Бабушка фотографировала внука возле БМП, а мужчина в пилотке предложил сыну сделать фото на фоне вертолета Ми-8. Накрапывал дождь.
— Они сейчас в небо взлетят, свои реактивы пук-пук — и небо чистое! — сказала девушка парню, который нес в черном пакете портрет для «Бессмертного полка».
Навстречу паре шла группа молодых людей — «волонтеров Победы». Они спорили о том, кто из них наденет пилотку. Волонтеры затихли, когда увидели пожилого мужчину в парадной форме зеленого цвета. Он шел с маленьким зонтиком в руках. На его кителе звенели медали.
В стороне мальчик рассказывал родителям об атрибутах праздника:
— Еще тут самолеты современные: на них «Z» написано.
Священные жертвы
Спустя час на проезжей части проспекта Победы выстроились военные, полицейские, курсанты. В начале колонны - знаменосцы в форме советских солдат. Они держали хоругви с названиями фронтов Великой Отечественной войны. Площадь перед Триумфальной аркой заполнили зрители.
Парад начался со смотра участников и их приветствий. Громкие «ура» звучали не только от участников, но и от зрителей. Затем толпа стихла. К ней вышел губернатор Курской области Роман Старовойт. Для него поставили площадку на верхнем ярусе трибуны. Уровнем ниже сидели «волонтеры Победы» с цветными портретами в руках — фотографиями курян, которые погибли в Украине. Еще ниже - ветераны. Их было около двух десятков.
Роман Старовойт говорил про борьбу с фашизмом и солдат, «сложивших головы на полях сражений». Затем он напомнил о значении Курской битвы и Дня Победы и перешел к актуальной повестке: сказал про «непростое время» и «освобождение Украины» как «нашу общую задачу». В своей речи он цитировал российского президента и назвал «священными» жертвы, принесенные «ради победы над нацизмом».
— Восьмилетняя война неонацистов при поддержке натовской военщины с русскими людьми — это война против России. И мы видим, как героически действуют наши бойцы, наследники героев Великой Отечественной войны, в ходе специальной военной операции. У меня нет ни малейшего сомнения в том, что время подтвердит нашу правоту, — сказал Старовойт. — Именно избавление жителей Донецкой и Луганской областей от геноцида является целью специальной военной операции, которую мы начали.
Председатель Курской облдумы Юрий Амерев вслед за Старовойтом восхвалял «память великих предков» и Российскую армию:
— Мы великая страна! Наша армия — самая сильная во всем мире! Я уверен, что мы, наследники Великой Победы, будем достойны памяти своих дедов и отцов.
В нескольких метрах от дорожного ограждения речи о гордости подвигом предков и значении спецоперации в Украине слушал мужчина в капюшоне. Он держал в руках портрет деда. Его взгляд был устремлен на трибуну, а улыбка походила на оскал. На обратной стороне портрета виднелась надпись, сделанная красным карандашом. Это были слова из книги ветхозаветного пророка Захарии.
— У вас все нормально?
— У меня? Все отлично, — сдерживая эмоции, ответил мужчина.
— Ваш дед воевал?
— Он до сих пор воюет. У нас 25 миллионов человек в [Великой Отечественной] погибло. Мне тяжело, — ответил курянин, нервно кивая головой и поднимая портрет деда повыше.
Последний в семье
После парада людей в районе Триумфальной арки заметно уменьшилось. Оставшиеся фотографировались у военной техники.
Возле полицейских с металлоискателями остановился мужчина лет 30. Он держал в руке цветной портрет мужчины с фамилией и подписью: «Волноваха». Этот город на юго-западе Донецкой области после битвы в марте 2022 года перешел под контроль Вооруженных сил РФ и руководства ДНР.
На вопросы корреспондента «7х7» о том, чей портрет мужчина принес на «Бессмертный полк», он отвечал медленно и отрывисто:
— Брат. 33 года. Не сдался в плен.
— А где он служил?
— У нас в области, в Жукове.
— У него осталась семья?
— Трое детей. Ну а что — патриот. — Глаза курянина наполнились слезами. — Он тут 10 лет прослужил, потом пять лет назад поехал в Донбасс.
После короткой беседы мужчина ушел искать «волонтеров Победы». По небу с громким гулом пролетел самолет. По противоположной стороне улицы быстро прошагал мужчина с портретом Сталина.
Постепенно люди стали собираться в колонну «Бессмертного полка». Среди портретов, российских флагов и красных знамен затесался черный флаг с буквой Z и надписью «За наших».
У металлического ограждения, отделявшего зрителей от участников акции, стояла пожилая пара. Возле них — парень в наушниках и футболке с принтом «Атака мертвецов». Он принес портрет 22-летнего десантника — старшего брата, который погиб в Украине 7 марта.
— А как вы узнали, что он погиб?
— От Минобороны.
— Почему родители сегодня не пришли?
— На работе.
В разговор вмешалась женщина, стоявшая неподалеку:
— Это он контракт подписал после срочной службы? Успел послужить?
— Да. Четыре года. Четвертый контракт — в Украине.
— У нас Владька 2002 [года рождения]. Еще повестку [в армию] не присылали. Ой, кошмар, — вздохнула женщина.
Парень сказал, что ему 19 лет и что он тоже ждет повестку.
— Пойдете по стопам брата?
— Я последний в семье остался. Нельзя мне.
В начале колонны «Бессмертного полка» выстроились волонтеры. Юноша в белой футболке принес пять портретов военных, погибших в Украине.
— Вы понесете портреты солдат?
— Нет, мы ждем, чтобы отдать их организаторам, — ответила девушка из строя.
— А где родственники погибших?
— Не знаю. Может, нет их. А может, не захотели прийти. — К волонтерам подошел руководитель и попросил их подвинуться «еще на шажок».
Захватили-освободили
В полдень колонна «Бессмертного полка» двинулась с места. В третьем ряду шествия над головами участников поднялись два десятка одинаково оформленных портретов бойцов, которые погибли в Украине. В верхнем углу на портретах было написано: «Zа наших».
У края ряда женщина в черном несла портрет, утирая слезы белым платком. С задних рядов раздалось раскатистое «с праздником, товарищи!», а затем — торжественное «ура». За спиной женщины в черном скандировали: «Россия! Россия!», а затем — снова «ура». Она не кричала и не пела — только поворачивалась к соседке, чтобы очень тихо ей что-то сказать.
Старший лейтенант полиции наблюдал за колонной со стороны. Он держал на руках маленького мальчика, пока его жена рассказывала ребенку, что происходит.
— Зайчик! Зайчик, смотри, сколько фотографий! Это все наши защитники, воины. А это — знамена Победы. Их водружали на Рейхстаг, когда захватили… Освободили. — Она перевела взгляд на мужа. — Очень неожиданно слышать здесь песни Высоцкого. Я приятно удивлена.
После окончания «Бессмертного полка» его участники отправились на обед в торговый центр по соседству. Фуд-корт заполнили дети и взрослые с пилотками на голове. Сунув портреты родственников под мышку, они поедали мороженое и бургеры. В это время из окон припаркованных на стоянке торгового центра машин развевались красные знамена и российские флаги.