С начала военных действий на территории Украины прошло больше четырех недель. Все это время россияне учились жить в новых условиях милитаристской повестки, кризиса, санкций и неопределенности. И пока одни столкнулись с тревогой, опустошением и экзистенциальным кризисом, другие поняли, что окружающим людям требуется помощь, чтобы пережить этот опыт. В регионах стали создавать группы психологической взаимопомощи и работать над своим состоянием в рамках творческих коллективов и неформальных групп по интересам.

«Перестало существовать в привычной форме»

Перформанс-группа «Омлет для любимой женщины» из Великого Новгорода занимается танцевальной импровизацией и периодически ставит хореографические спектакли: постановки по мотивам Достоевского и Оруэлла, партнерская работа с другими театральными проектами. Но после 24 февраля 2022 года коллектив ненадолго прекратил занятия.

— Когда все началось, у нас была небольшая пауза после премьер. И первой реакцией (по крайней мере у меня) стало оцепенение. Потеря смысла. Если до этого был какой-то запал продолжать работать над спектаклями, то он исчез, осталось только непонимание, что делать, а главное — зачем, — рассказывает участница и художественная руководительница проекта Яна Лебедева.

Реакций на происходящее среди творческой группы появилось много: ярость, печаль, отрицание, отвращение. Все это как-то нужно было прожить.

Руководительница группы «Омлет для любимой женщины» Яна Лебедева. Фото Марины Воробьёвой

Юлия Булавинцева — практикующий психолог из Пензы. Она проводит групповые психологические занятия, названные «Клуб анонимных депрессологов».

— Группы психологической поддержки я начала проводить еще в первую волну ковида. Тогда каждый из нас попал в ситуацию, в которой не был никогда, и качество нашей жизни сильно изменилось. Все, что было, перестало существовать в привычной форме. Это вызвало большую гамму чувств и переживаний, стресс, — вспоминает Юлия. — Моим желанием как человека помогающей профессии было помочь адаптироваться к новой реальности. Поэтому групповая терапия была для меня единственным возможным шагом.

Группы не приурочены к последним событиям. Люди приходят туда для того, чтобы прожить сложные чувства в безопасности и стабилизироваться вне зависимости от повестки. Но постепенно все стало меняться. На встречи стали приходить люди, которые почувствовали растерянность, тревогу или чувство вины после 24 февраля.

Большая проблема, говорит психолог, в том, что люди воспринимают все происходящее как табуированную тему, а значит, не разрешают себе прожить свои эмоции. Группа поддержки — это процесс единения людей, когда они получают возможность вместе с единомышленниками позволить себе побыть с этими чувствами и не сталкиваться с осуждением и агрессией.

Контролировать неподвластное

Психолог из Ямало-Ненецкого автономного округа Кристина Кащеева решила помогать нуждающимся в помощи бесплатно. Вместе с коллегами она 24 февраля создала чат для такой помощи. В нем психологи и находящиеся в стрессе люди обсуждают доступные им практики самопомощи. Но если требуется, каждый может записаться к психологу на получасовой бесплатный сеанс, чтобы снять острое стрессовое состояние.

— Решение [создать чат] было быстрое и относительно спонтанное. Мы с коллегами объединились обсудить наши чувства и состояние 24 февраля. Мы были в шоке, обратились друг к другу и поддержали. Тогда решили создать чат, в который будем приглашать всех желающих из наших соцсетей, людей, которым нужна помощь. У нас есть профессиональные навыки, с которыми мы можем помочь, и мы решили, что будем помогать другим. Люди нуждаются в помощи, а кто, как не психологи, могут помочь, — сказала Кристина.

Она рассказывает, что люди ощущают, будто не могут жить как прежде, когда, возможно, кто-то близкий находится сейчас в опасности. «Это невротическая вина, ненастоящая. Человек не виноват в том, что сейчас в мире происходит так, но он может испытывать чувства, потому что он здесь, а они там», — объяснила Кристина Кащеева.

— Ожидания от мира у людей порушились. Невозможно проконтролировать то, что тебе неподвластно. Иллюзия контроля постоянно присутствует, и вот эта иллюзия сейчас лопнула. И это хороший разворот на свои внутренние опоры, свою ответственность: «Зачем здесь я, что я могу сделать и на что повлиять».

Эта ситуация учит людей жить в условиях турбулентности, неопределенности, непонимания, что будет завтра. Это новый навык — отпустить контроль и нести ответственность за то, что человек может сделать, — пояснила Кащеева.

На консультациях Кристина предлагает заняться собой, провести психологическую и информационную гигиену, исключить лишние новости, разговоры. Возникает ассоциация: наводишь порядок в доме — наводишь порядок в голове. А еще она советует физические нагрузки, чтобы давать возможность выйти адреналину и кортизолу через физику.

Разрешить себе чувствовать

После двухнедельного перерыва хореографический коллектив из Великого Новгорода «Омлет для любимой женщины» снова собрался на занятия 11 марта, чтобы «вытанцевать» все свои переживания.

— Есть такое понятие — выученная беспомощность. Штука очень вредоносная и ядовитая. В такие моменты все наперебой советуют взять хоть какой-то контроль над своей жизнью, помыть посуду в конце концов. Регулярные занятия чем-то помогают. Именно поэтому мы снова начали процесс в марте, чтобы как-то выцарапать себе потерянный смысл и поддержать друг друга. Еще мы стали обсуждать возможность дальнейшего показа постановок, вернули регулярные встречи. Это было непросто, но уже могу сказать, что это стоило того. Не было ни единого человека, кто бы не поддержал идею продолжать дальше, хотя моральное состояние у всех разное, — сказала Яна.

Группа стала встречаться в одной из танцевальных школ Великого Новгорода и проводить танцевальные практики. Импровизация для участников коллектива сейчас — не только репетиция, но и возможность «почувствовать себя и свое тело», поддержать друг друга. Благодаря сарафанному радио к занятиям стали присоединяться и новые участники — тоже в поиске ментального спокойствия.

 
 
 
Спектакль «ИдиотКа» в Великом Новгороде. Фото Марины Воробьёвой
Спектакль «1984» в Великом Новгороде. Фото Марины Воробьёвой

Яна Лебедева поясняет, что импровизационные практики хорошо проявляют и делают видимыми реакции психики.

— Если в группе есть хотя бы минимальное доверие, можно безопасно реализовать некоторые чувства и эмоции, грубо говоря, «вытанцевать» их, — говорит Яна. — После упражнений мы даем друг другу фидбэк, и здесь может быть место переживаниям и непростым выводам. Это важная часть занятий, которая дает возможность усвоить опыт. Так что помогает и само движение, возвращение к телесности, и какие-то наблюдения за собой и другими в процессе.

Физическая активность и работа с телом действительно помогают пережить стрессовые ситуации и тяжелый период в жизни, связанный с разрушением прежнего образа жизни и выхода из зоны комфорта, подтверждает психолог из Пензы Юлия Булавинцева.

— Есть много техник самопомощи. Очень хорошо работают дыхательные практики, работа с телом, когда мы даем умеренную физическую нагрузку, проводим больше времени на свежем воздухе, концентрируемся на рутинных ежедневных задачах. Больше сосредоточьтесь на себе, занимайтесь повседневными делами, во время которых вы будете чувствовать: я контролирую, я управляю, — рассказывает Юлия.

«Клуб анонимных депрессологов» в Пензе. Источник: t.me

Каждый сеанс пензенского «Клуба анонимных депрессологов» длится два часа, во время которых присутствующие делятся своими эмоциями и ощущениями. Занятие заканчивается рефлексией. Каждый участник встречи говорит о том, как ему помогла встреча и какие эмоции на ней он испытал. Это возможность почувствовать себя своим в среде таких же людей и проживать эмоции, которые неловко демонстрировать в жизни.

— Для меня удивительно, насколько терапевтичным бывает просто рядом постоять с чужой болью. Не давать советов и рекомендаций, а просто разрешить человеку проживать его боль и быть свидетелем этого.

Насколько терапевтично может быть и для наблюдателей, и для человека, который проживает эти чувства. Разрешение себе чувствовать является освобождающим и сближает людей за два часа, — сказала психолог.

Руководительница хореографического коллектива Яна Лебедева говорит, что ее нишевую инициативу с танцевальными импровизациями сложно продвигать. «Это скорее процесс не изнутри вовне, как часто бывает, а наоборот», — говорит девушка. То, что люди приходят и вовлекаются в процесс, улучшают свое ментальное состояние, очень для нее ценно:

— Сейчас я особенно вижу, как это важно: у кого-то после практик блестят глаза, кто-то ощущает бодрость и чувствует прилив сил, кто-то просто делится, что его отпускает. И в целом я замечаю, как настроение меняется после занятий. Мое — в том числе.