Суд в Москве 21 марта объявил компанию Meta* (владеет Facebook* и Instagram*) экстремистской организацией и запретил в России принадлежащие ей соцсети. При этом в суде прокурор заявил, что обычных пользователей платформ признавать экстремистами не будут. Как на признание экстремистской Meta* с запретом Facebook* и Instagram* в России отреагировали блогеры, журналисты и политологи — в обзоре блогов «7х7».
«Следующий шаг — признать экстремистским интернет»
Глава проекта «Роскомсвобода» Артём Козлюк задался вопросом, будет ли теперь Роскомнадзор принуждать компанию к «приземлению» (открытию представительства) в России.
— Ведь красиво же было бы: экстремистская организация Meta* открыла свое представительство в Российской Федерации и начала организовывать региональную сеть, — отметил Козлюк.
Политолог Екатерина Шульман отметила, что из решения суда не ясна судьба мессенджера Facebook*.
— Интересно, а фейсбучный мессенджер — тоже экстремист? Если WhatsApp легален, то можно и чат оставить в покое по той же логике: является средством коммуникации, а не размещения информации, — прокомментировала Шульман.
Главный редактор Republic** Дмитрий Колезев удивился, что Россия дожила до такого «маразма», как признание экстремистской компании Meta*. Он спрогнозировал дальнейшее продолжение запретов.
— Следующий логичный шаг — признать экстремистской организацией сеть интернет целиком, — считает Колезев.
По мнению блогера из Дагестана Александра Горбунова (Сталингулаг), в России произошла «правовая деградация»:
— За несколько лет экстремист из злодея с оружием в руках превратился в домохозяйку с рецептами сырников и фоточками котиков, — подытожил блогер.
«Кто еще не экстремист, поднимите руку»
Кинопредприниматель из Ярославля Андрей Алексеев** написал, что пребывание россиян в интернете постепенно приравнивается «к беготне по минному полю». А ивановский активист и экс-полицейский Сергей Римский иронично отреагировал на признание Meta* экстремистской:
— Все мы немножечко экстремисты. Кто еще не экстремист, поднимите руку, — прокомментировал Римский.
Редактор «7х7» из Ярославля Марина Седнева спросила у подписчиков в Instagram*, можно ли будет после признания Meta* экстремистской делиться личным в соцсетях.
— Вопрос дня: смогу ли я показать вам свой новый костюм в стиле Джеки Кеннеди или надо было раньше? Извините, но ничто не помешает мне показать свой новый костюм, — отметила Седнева.
Главный редактор издания «Псковская губерния» Денис Камалягин** предположил, что пользователи начнут уходить из соцсетей Meta*.
— Ожидаем вторую волну «беженцев» из Facebook* и Instagram* в Telegram, — прокомментировал Камалягин**.
«Закономерный итог притеснения россиян»
По мнению главы Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной, признание Meta* экстремистской организацией — закономерный итог систематического нарушения компанией законов и последовательного притеснения прав россиян. Она считает, что платформы Meta* были местом для распространения фейков и разжигания межнациональной розни.
— Не исключено, что с аналогичными исками в адрес компании обратятся как физические лица, так и органы власти в других странах мира. Например, россияне, проживающие в США, Израиле, Евросоюзе, которые также считают действия Meta* разжиганием межнациональной розни и вражды, — написала Мизулина.
Вслед за Мизулиной в русофобской политики Meta* обвинил предприниматель и блогер из Екатеринбурга Сергей Колясников. А адвокат Наталья Шатихина пояснила, что суд не запрещал Facebook* и Instagram* в России, а признали экстремистской Meta* из-за политики в указанных соцсетях. Она добавила, что больше всего в суде ее поразили защитники компании:
— Больше всего мне понравилось в трансляции, что адвокаты Meta* не смогли ответить на вопрос, является ли компания коммерческой. Рукалицо!
Медиаменеджер и зампред Общественной палаты РФ Александр Малькевич посчитал, что вслед за Facebook* и Instagram* в России нужно заблокировать мессенджер WhatsApp. По его мнению, там распространяется огромное число фейков, а переписка доступна американским спецслужбам. Он также считает, что нужно поднять вопрос использования госслужащими соцсетей Meta*.
— Должна быть дана морально-этическая оценка тем чиновникам, государственным СМИ и государственным организациям, которые продолжают вести свои аккаунты, в том числе корпоративные, в Facebook* и Instagram*, потому что возникают странные и уже не риторические вопросы, — указал Малькевич.