МИД России вечером 15 марта сообщил о выходе страны из Совета Европы. В ведомстве объяснили, что страны НАТО и Евросоюза превратили организацию в инструмент антироссийской политики, где агрессивно насаждают неолиберальный подход к правам человека. После выхода из Совета Россия должна денонсировать Европейскую конвенцию по правам человека, что лишит россиян возможности обращаться в ЕСПЧ. В том числе у российских чиновников появится возможность отменить мораторий на смертную казнь в стране. Как на выход России из Совета Европы отреагировали правозащитники, политики и журналисты — в обзоре блогов «7х7».
«Выходом из Совета Европы используется известный способ самобичевания»
Правозащитник и юрист Алексей Прянишников предположил, как выход из Совета Европы могут воспринимать российские власти:
— Это настоящий праздник. Казни, казни, казни, ка-а-азни! — написал Прянишников.
Петербургский литератор Павел Смоляк отметил, что после выхода из Совета Европы России не нужно будет платить ежегодный взнос в 32,5 млн евро. Он надеется, что, принимая решение о выходе из организации, власти руководствовались этим мотивом, а не другим.
— Плохо понимал, что Россия там [в Совете Европе] делает, но главное, чтобы отечественные горячие головы не вернулись к идее восстановления смертной казни, прокомментировал Смоляк.
По словам юриста Тиграна Оганесяна, он до конца не верил, что Россия может лишить миллионов граждан способности защищать свои права в ЕСПЧ. Юрист считает, что для большинства граждан этот суд был последней надеждой на справедливость. В этом он убедился, когда работал в аппарате уполномоченного РФ при ЕСПЧ.
— Помню, как некоторые заявители отказывались от присужденных ЕСПЧ компенсаций, заявляя, что нужны были не деньги, а справедливость <... >. Мне жаль, что выходом из Совета Европы используется известный способ самобичевания.
Сегодня 150 миллионов граждан лишились возможности обращения в ЕСПЧ, — написал Оганесян.
«Этот поезд в огне, он направляется прямо в ад»
Комментируя выход России из Совета Европы, главный редактор владимирского издания «Довод» Илья Косыгин заявил, как он рад тому, что рос и учился в 1990-е годы в школе. Он считает, что последующим поколениям будет тяжело адаптироваться к европейскому миру.
— Мы в школе на уроках английского и французского учили темы, посвященные Совету Европы, учителя нам рассказывали о ценности того, что Россия входит в эту организацию. Нынешним же детям будут рассказывать, что Европа — наш враг, мне очень жаль их, — написал Косыгин.
Политик и журналист Владимир Кара-Мурза напомнил, что за всю историю Совета Европы из организации выходила только Греция в 1969 году после госпереворота, но через пять лет с восстановлением демократии она вернулась.
— Россия тоже вернется. И, возможно, гораздо раньше, чем кажется сегодня.
Профессор и публицистика Вера Афанасьева считает, что выходом из Совета Европы Россия снова подтвердила, что движется в ГУЛАГ. Она напомнила, что в 1939 году из Лиги Наций (предшественницы ООН) вышла нацистская Германия, а вскоре оттуда исключили СССР из-за войны с Финляндией
— Россия стремительно дрейфует в сторону государств-изгоев. Впрочем, какой там — «дрейфует»! Продрейфовали уже, — написал Афанасьева.
Комментируя решение о выходе России из Совета Европы, экс-глава штаба Навального* в Липецке Диана Рудакова сравнила страну с поездом, движущимся к еще большей несвободе.
— Станция «Венесуэльская»! Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Северокорейская». Этот поезд в огне, он направляется прямо в ад, — написала Рудакова.
«Россия самоустраняется из “цивилизованного мира”»
По мнению писателя и политика Захара Прилепина, выходя из Совета Европы, Россия самоустраняется из «цивилизованного мира». Он считает, что Россию так долго изображали, как «звероватую страну мрачных мужиков в ушанках», что она решила немножко подыграть.
— А то несовпадение с голливудским образцом русского человека утомило и нас, и их. Нормально совпали, или еще? Мы больше не играем в ваши права, ваш спорт, ваши правила, ваше все. Следующая фраза может быть: «И мы даже хуже, чем вы думаете о нас», — написал Прилепин.
Зампред Госдумы и вице-спикер Парламентской Ассоциации Совета Европы Пётр Толстой считает, что, выйдя из организации, Россия избавилась от «русофобского колпака», под которым находилась многие годы. По его мнению, Совет Европы окончательно утратил объективность и не может выполнять возложенные на нее функции. При этом он считает, что у россиян не должны быть причины беспокоиться.
— Тем же, кто беспокоится о последствиях, хочу напомнить, что большинство норм международного права, в том числе Совета Европы, уже имплементированы в наше национальное законодательство. Вообще сейчас мы наблюдаем серьезное переформатирование отношений внутри Европы, и оно будет продолжаться. Какое место займет Россия в этом новом мироустройстве — зависит сейчас от всех нас, — написал Толстой.
Депутат Госдумы и публицист Михаил Делягин удивился, что МИДу РФ хватило решимости выйти из Совета Европы.
— Неужели ежики из МИДа наконец перестали жрать кактус и кататься в командировки? И 20 дней не прошло, — прокомментировал Делягин.
Председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи» Павел Парфентьев считает, что защита прав человека была очень слабо связана с Европейской конвенцией по правам человека. Он положительно оценил выход России из Совета Европы с последующим разрывом связей с Европейским судом по правам человека, который себя, по его мнению, дискредитировал.
— Последние годы ЕСПЧ, связанный с евроконвенцией, занимался, в основном политическим прессингом на Россию и активным проталкиванием у нас (и везде) гомосексуализма и феминизма.
Оно нам надо? Так что по этому поводу уж точно надо не переживать, а радоваться, — уверен Парфентьев.