После начала военной спецоперации в Украине доходы автора YouTube-канала «Деревенский блокнот» Андрея Тамашова из Псковской области упали на 75%. Это произошло из-за того, что видеохостинг отключил рекламу и монетизацию контента для пользователей из России. Канал с 400 тыс. подписчиков был для Андрея и его семьи основным источником дохода. При этом блогер не планирует заканчивать съемки роликов. Как он будет зарабатывать без помощи YouTube и что думает о происходящем в Украине — в интервью «7х7».
— Андрей, что вы планировали сделать в 2022 году, и что изменилось с началом спецоперации российских войск в Украине?
— Наши доходы упали на три четверти — это плохо. И непонятно, последние это санкции в отношении русскоязычных блогеров или нет. На этот год было запланировано гораздо больше, чем получится сделать, скорее всего. Хотелось отремонтировать наш городской дом в Великих Луках и параллельно строить гостевой домик у озера в деревне.
Думаю, домиком будем заниматься, а ремонт в Великих Луках придется отложить, если так пойдет. Домик на берегу — инвестиция, которая будет немного подкармливать нас. Возможно, мы будем сдавать его в аренду, хотя не хочется. Но если [ситуация] дойдет до края, то попробуем его монетизировать.
— Как будете жить без доходов от партнерской программы YouTube?
— Мы расширим хозяйство. Наш плюс в том, что мы можем создать себе автономность: увеличим посадки на огороде, количество кроликов. Мы успели по старой цене купить еще один холодильник, чтобы замораживать свои продукты на зиму. Мы можем сами себя отапливать, заготавливать дрова, не платя за это, услуги ЖКХ у нас минимальны [по стоимости].
— Есть ли у вас идеи, как и дальше зарабатывать деньги на ведении видеоблога?
— Пока ситуация не устаканилась. Еще продолжается падение страны и наше. Пока не вижу каких-то новых возможностей. Каждый день нам «дарит» новые печальные новости. Мы не знаем, может, завтра YouTube закроют, интернет сделают, как в Китае. Чтобы строить планы, нужно от чего-то отталкиваться. А пока все меняется.
Но даже в этой ситуации возможности есть. Мы блогеры [жена Андрея Любовь ведет свой YouTube-канал «Жизнь без спешки» о прикладном искусстве, у канала 100 тыс. подписчиков], кое-что в этой сфере умеем. Есть другие платформы и предложения. Но доходов, сопоставимых с YouTube, в ближайшей перспективе не будет. Надеюсь, на кусок хлеба хватит.
— О каких площадках идет речь?
— О «Яндекс.Дзене», Mail.ru и других альтернативных платформах. Например, на меня выходят ресурсы, которые даже не на слуху. Недавно прочитал письмо, его авторы предложили монетизировать наш контент в Китае. Но это все слова. На словах может быть красиво, а в реальности — 10 долларов в месяц.
Этот кризис покажет, кто на самом деле деревенский блогер, а кто только снимает ролики про якобы свою жизнь в деревне. У городских блогеров есть возможность забить на блог и пойти устроиться таксистом или на работу, которая еще осталась. У всех есть свои плюсы, и если ты активный человек, то не пропадешь.
Я подозревал, что подобный кризис в экономике рано или поздно произойдет, но не думал, что это будет [военная спецоперация]. Наша экономика и раньше была в плачевном состоянии.
— Как вы оцениваете происходящее в Украине?
— Я категорически не поддерживаю происходящее. Считаю, мы уничтожаем сами себя. Причем это уничтожение началось не 24 февраля [2022 года], не в 2014 году, а несколько десятилетий назад. Мы уничтожаем сами себя на радость врагам, которые руководят процессом. Мы уничтожаем сами себя, и происходящее сейчас — очередной всплеск этого процесса. Вот что я могу сказать.
— Опасаетесь ли вы, что кто-то может пожаловаться на вас из-за вашей позиции?
— Думаю, до такого не дойдет. Чтобы настолько закручивать гайки, у режима должны быть возможности, а их нет. На данный момент государственная машина слишком проржавела. Она довольно давно не работает. На какие-то точечные акции устрашения ее хватает. На ситуацию, когда человек недостаточно ретиво поддерживает что-то, [в государстве] не отреагируют.
Но если начнешь нарушать действующие законы — могут [наказать]. Поэтому мы не будет их нарушать, но кричать и бегать с флагами не собираемся. И, безусловно, лишнего говорить не стоит — не надо нарываться.
— Почему в своих последних роликах, рассказывая о помощи соседей по деревне в хозяйстве, вы подчеркивали важность кооперации?
— Самоорганизация людей и небольших социальных групп — один из способов выжить в непростые времена, которые наступают. Я и раньше так считал, а сейчас — тем более, когда самоорганизация приобрела огромную актуальность. Я не ожидал, что ко мне в деревню приедут так много людей, которые были нашими зрителями, а стали соседями. В этом плане наша деревня — замечательное место.
Люди в городах не всегда осознают важность кооперации. Городская жизнь разъединяет людей. Современная погоня за успехом, которая была до недавнего времени, тоже разъединяет. Это происходит даже не потому, что люди гонятся за успехом. Человек в городе тоже занят выживанием. Он вынужден пахать до вечера, чтобы оплатить ипотеку, на выходных без сил падает в кровать и засыпает. В такой ситуации ему нет дела до социальных связей, родственников, друзей и знакомых.
В деревне все это проще: ты открываешь дверь, видишь проходящего мимо соседа, здороваешься с ним. В деревне людей меньше, но они ближе друг друг. В городе людей много, но ты порой не знаешь соседей с лестничной площадки. Вот такой парадокс.