«Соседи создали общий чат дома. Больше никто друг с другом не общается» — анекдот,  который ярославец Валерий Пьяньков опровергает собственным опытом. С 2013 года он открывает в соцсетях группы многоквартирных домов и домовые чаты, чтобы жители общались друг с другом, обсуждали общие вопросы и добивались решения проблем. Пьяньков рассказал корреспонденту «7х7», как он создал городскую экосистему сообществ, в которых люди не ругаются, а договариваются, чтобы заставить работать чиновников, управляющие компании и контролирующие ведомства.

Группа дома: точка отсчета

Валерий Пьяньков с рождения живет в Красноперекопском районе Ярославля. В 2013 году он выбрал для своей семьи дом детства: с рождением второго ребенка Валерий решил переехать, только уже в другую квартиру. В годы юношества Пьяньков не знал никого из соседей, не интересовался их делами. А после переезда он познакомился со старостой дома, сходил на субботник и подумал, что жильцам дома нужно чаще общаться друг с другом и вместе решать общие проблемы.

Для объединения соседей Валерий создал группу дома — «Ярославль Нефтяников 12». Распечатал объявления с просьбой присоединиться к ней, развесил их на информационных досках в подъездах и положил в почтовые ящики. Постепенно в группу добавилось 42 жильца.

— Поначалу хотелось, чтобы жители стали активными, интересовались вопросами управления домом, проявляли инициативу и самостоятельно что-то делали. Но, как показывает опыт, этого не происходит, всегда есть очень маленький процент активных, все остальные просто смотрят на происходящее, — объяснил ярославец «7х7».

Пьянькову приходилось самостоятельно решать проблемы дома, пока в группе не собрались инициативные люди. Перед соседями встала задача: как решать накопившиеся вопросы, если даже обращения в профильные инстанции не работают.

— Любой элементарный вопрос не решается, пока не будут задействованы все надзорные органы, например, над управляющей компанией, которая не выполняет свои обязательства, — признает Валерий.

Он шаг за шагом продумывал алгоритмы действий: создавал в группе ветки обсуждений, писал о сути проблемы, публиковал тексты запросов, фотографии до и после. Так жильцы дома в течение нескольких лет добились демонтажа торчащих из асфальта железных креплений, ремонта раскопанного колодца, закрытия незаконного хостела в доме, починки контейнерной площадки и снятия объявлений с фасада.

— До создания группы дома и чата с соседями я никого из них не знал. Теперь со всеми здороваюсь, и им легче знакомиться друг с другом, — говорит Валерий.

Группа района: масштабирование опыта

Выстроив коммуникацию между соседями, Валерий решил масштабировать опыт. В 2014 году он открыл группу соседних районов — «Ярославль — Красноперекопский и Фрунзенский». Объединение большого количества людей, по его мнению, помогает больше взаимодействовать с соседями, выбирать эффективные управляющие компании, добиваться ремонта улиц. Жильцы одного дома вряд ли смогли бы сделать то, на что способны весь двор, улица или район.

Валерий помогал горожанам составлять обращения в контролирующие инстанции, делился с ними инструкциями по взаимодействию с государственными и надзорными органами, показывал, как через объединение можно бороться с точечной застройкой или добиваться установки детской площадки.

Проект менялся под нужды людей. В 2017 году Валерий создал несколько чатов микрорайонов, в которые вступило по одному представителю каждого дома в конкретном микрорайоне. А в 2019 году он придумал наносить группы домов на «Яндекс.Карты». Общая карта доступна на сайте «Неравнодушного Ярославля» — сообщества, которое Пьяньков развивает с 2015 года вместе с соратниками.

Карта нужна для того, чтобы люди находили группу своего дома и присоединялись к ней. А если они не видят свой адрес в списке, то могут создать сообщество сами: Валерий написал инструкцию, как это сделать.

Пример поиска сообществ домов в Ярославле. Скриншот Валерия Пьянькова для «7х7»

К февралю 2022 года в Ярославле количество домовых сообществ выросло до 193. В них люди собирают соседей на субботники, выкладывают объявления о потерявшихся животных, предупреждают друг друга о мошенниках, иногда даже ищут владельца потерявшейся игрушки или присматривают квартиру для покупки. В каждой группе — один или несколько чатов для обсуждения проблем. Больше всего чатов в Красноперекопском и Фрунзенском районах, потому что Валерий Пьяньков активнее работает на этой территории.

— Сами группы домов можно и не вести. Они больше нужны как точка притяжения: чтобы человек увидел группу, вступил в нее и нашел соседей или чат с ними, — объясняет ярославец.

Сила соседства

Валерий не администрирует чаты жильцов, но всегда готов подсказать инструкции их создателям. У него можно узнать, как запросить отчет управляющей компании и проверить его, как добиться перерасчета за некачественную работу. Вместе с активистами «Неравнодушного Ярославля» Пьяньков подготовил сотню шаблонов для обращений. С их помощью можно пожаловаться на борщевик, захламленный подвал, парковку под окнами, слабый напор воды, крыс, уборку подъезда и другое.

Когда проблема успешно решена, Валерий описывает готовый кейс в группах районов, чтобы жители видели пример. Иногда эти случаи попадают в новости. Например, люди возмущались из-за строительства магазина на узкой полосе газона между их домами. Информация дошла до мэра, и стройку прекратили.

— Как глаза на местах, люди сообщают обо всем новом, что происходит возле их домов, — говорит Валерий.

Скриншот из соседского чата в Красноперекопском районе. Скриншот Валерия Пьянькова для «7х7»

Участники разных чатов помогают друг другу: советуют управляющую компанию или подсказывают, как создать ТСЖ. Иерархия выстраивается так: если участники внутридомового чата не могут решить проблему, они обращаются за помощью к чатам других домов или более крупным районным. Площадки чатов могут быть разными — и Viber, и WhatsApp. Группы существуют только в соцсети «ВКонтакте».

«Из участников чата можно собрать компанию с любыми специалистами при необходимости. Через чат можно дотянуться буквально до любого человека, которого ты знаешь через одного человека» — так Пьяньков описывает плюсы знакомства с соседями.

Ярославец говорит, что скандалов в чатах и группах он не замечает: флуда и жарких споров нет, потому что людям «не нужно друг перед другом что-то горячо доказывать». Иногда кто-то покидает чат, но всегда может вернуться.

Проблемы и победы

И все же конфликты в чатах случаются. Часто соседи считают создателя чата единственным виновником проблем и ответственным за все происходящее в доме. Администрирование сообщества — это труд, который отнимает время и приносит негативные эмоции.

— Выгорание и желание все оставить происходит со мной регулярно, — рассказала «7х7» Татьяна Розанова, администратор группы «ТОС Южные ворота». На вопрос, почему именно она администрирует группу, Татьяна ответила просто: «Больше некому». Женщина сама пишет тексты и находит фото для соцсетей.

— [Группа нужна] для донесения до сознания [жителей] мысли, что заботиться о себе и своем доме нужно научиться прежде самому. Иногда оглянусь назад и вижу результаты, которые по зернышкам собрались, и кажется, что надо переждать уныние и дальше продолжать, потому что результаты очень радуют. А когда понимаешь, что почва для всеобщего созидания не созрела, то думаешь, что нужно прекратить «причинять добро»: всему свое время, — считает Розанова.

Вместе с другими активистами ТОС Татьяна устраивает новогодние гуляния, дворовые праздники, записывается на приемы к администрации района, рассказывает, как правильно заполнять квитанции. Соседи выходят на субботники, добиваются установки фонарей и ремонта дорог, своевременного вывоза мусора и ухода за старыми деревьями.

Приветственное сообщение Валерия Пьянькова в чате с жителями. Скриншот Валерия Пьянькова для «7х7»

Группу «Наш дом Курчатова 2 Ярославль» администрирует Лариса Дмитриевская:

— У нас с мужем активная жизненная позиция, все соседи это знают, и к нам постоянно приходили [пожаловаться на проблемы]. Мы делали заявки, отслеживали их, много консультировались в группе района. Валерий [Пьяньков] в итоге предложил мне создать группу дома. Я долго собиралась с мыслями, но все же сделала ее — и не пожалела.

Сначала Лариса публиковала информационные посты с отчетами по заявкам. Но затем соседей объединила общая беда: двухкомнатную квартиру на первом этаже дома купили под стоматологию. Новые владельцы не думали, выдержат ли такую нагрузку коммуникации 60-летнего здания. Дмитриевская проконсультировалась с инженерами и председателями других ТСЖ. Поняла, что проблемы будут, и серьезные. В группу дома на Курчатова стали добавляться жители соседних домов и района, на очном собрании все высказались против стоматологии. В итоге стоматология съехала, а люди осознали свою ответственность за общее имущество.

Лариса говорит, что, когда власти стали отслеживать сообщения в соцсетях, работать стало легче:

— Например, появился пост, что не вывезен снег, и тут же администрация района пишет, что сделала заявку.

Сложно влиять только на самих людей: собачников, которые не убирают за своими питомцами, взрослых, которые ломают детские качели. Но женщина уверена, что так делают только посторонние. Сами жильцы научились уважать свой дом и своих соседей.

Конкуренты и планы

Центр управления регионом (ЦУР) — такие структуры работают в регионах по поручению президента РФ и связывают органы власти с жителями в соцсетях — тоже создает в Ярославле чаты домов. Активность в них ниже, чем в тех сообществах, которые жители открывают сами. Валерий привел в качестве примера чат своего дома: из 28 квартир в чат ЦУР пришло три человека, а в чат жителей — 16.

Пьяньков не против того, чтобы ЦУР развивал свои чаты, и даже считает инструмент перспективным. Так как Центр управления регионом специализируется на работе с обращениями граждан, он мог бы быстро доводить до людей нужную им информацию, использовать скрипты и ботов. Например, чтобы люди убирали автомобили из двора во время уборки снега или приходили на публичные слушания.

Сам Валерий планирует продвигать чаты и группы домов, которые появились с его помощью. Он хотел бы предложить сотрудничество сервису с картами «2ГИС», чтобы об онлайн-сообществах жильцов узнавало больше ярославцев.

— Я продолжу и заниматься администрированием, потому что мне это интересно и дает чувство, что ты занимаешься полезным делом, — сказал Пьяньков.