Весной 2021 года глава Белгородской области Вячеслав Гладков решил продвигать регион с помощью индустрии кино. По инициативе Гладкова появились кинокластер и кинокомиссия — проекты, которые должны раскрывать новые таланты, привлекать в область знаменитых режиссеров и помогать местным и федеральным кинопроизводителям создавать фильмы. На примере двух режиссеров рассказываем, как и для кого на самом деле работает «белгородский Голливуд».
«Побеждает тот, кто генерирует смыслы»
Кинокомиссия — это новые возможности для развития местного и российского кинематографа. Основной задачей кинокомиссии является создание на территории Белгородской области наилучших условий для производства и распространения фильмов.
Из ответа Министерства культуры Белгородской области на запрос «7х7»
У Ивана Понкратова, режиссера родом из Старого Оскола в Белгородской области, на руке татуировка папоротника. Она напоминает ему о малой родине и детстве. Иван хотел стать военным, но в итоге пришел к режиссуре:
— В какой-то момент поймал себя на мысли, что сегодня побеждает не тот, кто с автоматом, а тот, кто генерирует смыслы. Потом я пришел к теме режиссуры, но не с тем, что «я художник, дайте мне говорить!». Как бы это глупо ни звучало, я хотел бы менять мир: мне кажется, в этом больше ценности.
Понкратов поступил в филиал Ярославского государственного театрального института в Старом Осколе, затем во ВГИИК. Оттуда его отчислили из-за незачета по английскому. В 2020 году Иван вернулся домой и за год снял несколько короткометражек: фильм про войну 2014 года на Украине «Грань», картину о жизни и смерти художника. С лентой «До встречи» режиссер попал на «ГорькийFest» — первый кинофестиваль в России эпохи пандемии.
В 2021 году Иван Понкратов решил снимать кино по вселенной видеоигр S.T.A.L.K.E.R. Одновременно губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков заявил, что в регионе появится кинокластер, а Белгородчина станет площадкой для съемок фильмов разных жанров.
«Для нас очень важно продвижение региона. Белгородская область — это место с глубокой историей, место, где живут удивительные люди, где все пропитано духом великих сражений. В Белгородской области должен быть свой кинокластер по созданию документальных и художественных фильмов», — написал Гладков на своей странице в соцсети «ВКонтакте» в апреле 2021 года.
Той же весной по поручению губернатора в Белгородской области собрали кинокомиссию, которая должна развивать кинематограф в регионе. Официально ее задачи — «способствовать развитию местной киноиндустрии и местных талантов», «развивать системы кинопоказа, фестивального движения и кинообразования, создания российских и местных кинопродуктов».
Для молодых режиссеров вроде Ивана Понкратова кинокластер стал надежной на то, что их творчество обратит на себя внимание чиновников. До этого попытки Ивана добиться поддержки от властей были провальными.
«Прости, не успели, работы было много»
В регионе осуществляется индивидуальный подход к кинопроизводителям. Если фильм будет способствовать сохранению национальной культуры, духовно-патриотическому воспитанию и популяризации Белгородской области и ее традиций, то кинокомиссия готова рассмотреть возможность софинансирования.
Из ответа Министерства культуры Белгородской области на запрос «7х7»
Иван Понкратов снимал тизер короткого метра по «Сталкеру», когда власти решили переоборудовать здание кинотеатра «Быль» в Старом Осколе под арт-резиденцию. Режиссер связался с городским управлением культуры, предложил сделать фильм в коллаборации с арт-резиденцией.
— Я сказал: давайте уже сейчас поддержим мой проект, он в будущем войдет в копилку арт-резиденции, города, а я буду здесь сидеть и работать. Меня везде отправляли на гранты — это логично, потому что бюджета на кино нет. Тогда я написал [губернатору Вячеславу] Гладкову, он пообещал, что на следующий день перезвонят. Действительно, перезвонили. Но опять послали писать проект [на грант]. В общем, поддержка заключалась в том, что меня посылали на грант, — вспоминает Понкратов.
Иван подумал, что он может получить грант от молодежного форума «Таврида». Чтобы точно добиться цели, он попросил чиновников из городского Центра молодежных инициатив помочь ему с документами:
— Мне сказали, что помогут. Проходит день, два, три. Я говорю, что скоро уезжать. Проходит еще время, я уже собрался, написал им [в старооскольский Центр молодежных инициатив]. А они: «Прости, не успели, работы было много».
В итоге Понкратов сам написал заявку, попал на форум, но выиграть грант не смог. Он попытался собирать деньги донатами — получил 5 тыс. руб. Хватило только на то, чтобы снять тизер будущей работы. После этого Иван узнал о кинокластере и написал губернатору.
— Мне потом перезванивали из управления культуры Белгорода — я ждал от них какого-то продолжения истории про этот кинокластер. А меня снова послали на гранты. Собственно, так для меня эта ситуация и закончилась. Я понял, что кинокластеры созданы для того, чтобы люди из Москвы приезжали и снимали в Белгороде свое кино. Я был бы рад любой заинтересованности со стороны земли, где я живу. Это не обязательно материальная поддержка, достаточно просто сказать: «Если вам что-то нужно — обращайтесь», — рассказал Понкратов «7х7».
«Хотел снимать металлургов на заводе, а оказался не нужен»
Работая оперативно, взаимодействуя с органами власти, кинокомиссия оказывает поддержку совершенно разным проектам: от крупных профессиональных до дебютных, делая регион привлекательным не только для кинематографистов, но и для зрителей.
Из ответа Министерства культуры Белгородской области на запрос «7х7»
Корреспондент «7х7» отправил запрос в Министерство культуры Белгородской области, чтобы выяснить, как региональный кинокластер поддерживал кинопроизводителей в 2021 году. Из ответа следует, что вся помощь была нематериальной. Чиновники добавили, что если режиссер или продюсер предложит проект, который «будет способствовать сохранению национальной культуры, духовно-патриотическому воспитанию и популяризации Белгородской области и ее традиций», то кинокомиссия найдет софинансирование: предоставит транспорт, расскажет о проекте в СМИ или поможет организовать кинопоказы.
«Сталкер» Ивана Понкратова не подходил под определение духовно-патриотического фильма. Режиссер оставил идею и уехал в Москву. По его словам, он пытался остаться в Старом Осколе и устроиться на электрометаллургический комбинат оператором. Его не взяли — руководству не понравилось, как Понкратов выполнил тестовое задание:
— Мне сначала сказали, что все отлично. А потом — что я не подхожу: видео дрожит. Я расстроился, начал искать вакансии в Москве. Меня брали на «Россию 1», в журнал «Семь дней» и еще куда-то. И вот я думаю: хотел остаться дома, снимать металлургов на заводе, а оказался не нужен. Типичная ситуация человека, у которого не получилось [построить карьеру] на родной земле.
Понкратов выбрал работу в журнале «Семь дней», чтобы была возможность заниматься кино. А в 2022 году он поехал в Старый Оскол в командировку — снимать мини-сериал про конец света.
— Я сказал: давайте это будет провинциальная история. А то в каждом фильме Арбат, метро, «Москва-Сити». Страна огромная, а мы все ограничиваемся Садовым кольцом. У именитых режиссеров никогда не будет [в кадре] Старого Оскола, а у меня будет, потому что это моя земля, — рассуждает Иван.
«А этих нытиков не слушайте»
Перечисленные аспекты деятельности направлены на поддержку молодых режиссеров, актеров, продюсеров как из Белгородской области, так и из других регионов.
Из ответа Министерства культуры Белгородской области на запрос «7х7»
Некоторые белгородские кинопроизводители взаимодействовали с кинокластером. Например, Виктор Меркулов, который руководит киностудией «Огненный рубеж» в Яковлевском городском округе. В 2021 году студия сняла короткометражный фильм «Пятеро смелых» — историю про героев Курской битвы 1943 года. Деньги на картину дал Фонд президентских грантов.
Сам Меркулов не раскрыл «7х7» подробности о роли кинокомиссии в съемках «Пятеро смелых». Однако в ответе на запрос региональное правительство написало, что короткометражка появилась при ее поддержке.
— Надо понимать, что они [кинокомиссия] только организовались, так что с нашей стороны киношников надо подойти профессионально и максимально раскрутить [идею кинокластера в регионе]. Дело, которое они завернули, — это очень здорово. А этих нытиков не слушайте, которые говорят, что все плохие, а я один хороший, — сказал режиссер в разговоре с журналистом.
По мнению Меркулова, первый опыт взаимодействия его киностудии с кинокластером получился не таким, каким он ожидал. Тем не менее новый фильм о тружениках тыла Виктор будет снимать при сотрудничестве с губернаторским проектом.
— Мы уже разговаривали с секретарем кинокомиссии, он сказал: «Ребята, в любом случае приезжайте, говорите, что нужно». Конечно, танки она нам не даст, но может поставить оцепление, разобрать локации. Если появилась возможность сделать грамотнее, надо ей пользоваться, — говорит Меркулов.
«Нужно поддерживать все работы»
Мероприятия планируются кинокомиссией по степени запросов от кинокомпаний, которые производят фильмы. На сегодняшний день такой запрос есть только у компании Никиты Сергеевича Михалкова.
Из ответа департамента информационной политики Белгородской области на запрос «7х7»
Виктор Меркулов думает, что кинокластер в Белгородской области — «нужное дело для всей страны», потому что это привлечет режиссеров со всей России. Как пример он привел договоренность региона со студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Власти подтвердили «7х7», что студия Михалкова интересуется съемками на Белгородчине.
— В чем еще выгода для региона? Когда у нас фильм снимали [«Союз спасения», съемки прошли в Шебекинском городском округе], то деревню-декорации после съемок уничтожили. А сейчас [власти] договорились [со студией], что на месте будущих съемок появится этнодеревня, все постройки потом перейдут в собственность Белгородской области, — рассуждает Меркулов.
Иван Понкратов тоже считает проект кинокластера важным. При этом он уверен: у кинокомиссии на самом деле нет установки искать и раскрывать таланты внутри региона. Поэтому поддержку получают только создатели патриотических и высоконравственных работ.
— [У чиновников] есть установка, что нужно снимать такие-то и такие-то фильмы. С одной стороны, это нормально, это данность: такие фильмы нужны. Но когда другие работы обделяют — это плохо. Нужно для начала поддерживать любые работы, а когда сфера [кино] в регионе разовьется, можно ставить кинематографистам какие-то задачи. Мне кажется, люди, которые сидят в кинокомиссии, не особо горят инициативой, а просто выполняют свою работу по определенным шаблонам, — сказал Понкратов.