Верховный суд в Москве ликвидировал «Международный Мемориал»* и все региональные подразделения в России. Историко-просветительскую организацию обвинили в нарушении закона об иностранных агентах. Почему ликвидировали «Мемориал»* и что на это ответили представители организации — в коротком обзоре «7x7».
«Лживый образ СССР»: что говорила Генпрокуратура на прениях
Прокурор Алексей Жафяров в прениях заявил, что «Международный Мемориал»* создавался как организация по увековечению памяти, а сейчас «практически полностью сосредоточился на ее искажении», в том числе это касается памяти о Великой Отечественной войне. По мнению прокурора, организация создает лживый образ СССР как террористического государства и очерняет память о ВОВ. Кроме того, Жафяров считает, что «Международный Мемориал»* реабилитировал нацистских преступников.
Другой прокурор заявила на прениях, что «Международный Мемориал»* не следует законам и трактует их в свою пользу. Как сообщила обвинитель, организация пытается преподнести себя в качестве международной и подчеркнуть свой особый статус. По ее мнению, «Международный Мемориал»* предпочитает обрушивать критику на государство, а не соблюдать законодательство РФ.
— «Международный Мемориал»* говорит о диалоге, но о каком диалоге может идти речь, если все мероприятия заканчивались порчей имущества и вандализмом? Почему эти юристы с огромным опытом не могут разобраться с законом? Очевидно, потому, что это их желание! Иначе как объяснить формулировку "Мы ничьи не агенты"? — доказывала прокурор.
Минюст и Роскомнадзор также поддержали ликвидацию организации.
«Требования не являются основанием для ликвидации»: мнение адвокатов и представителей
По словам исполнительного директора «Международного Мемориала»* Елены Жемковой, работа организации — это 33 года тяжелого труда многих людей. Как сообщила Жемкова, «Международный Мемориал»* всегда исправлял ошибки и проверял информацию на правдивость.
Юрист «Мемориала»* Григорий Вайпан рассказал на прениях, что большая часть тезисов прокуроров о фальсификации истории, о политической неблагонадежности не имеет отношения к предмету рассматриваемого иска. Правозащитник сообщил, что российское законодательство об иностранных агентах противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах.
— Очень важно понимать, что в этом процессе все перевернуто с ног на голову. На самом деле все наоборот: нарушитель тут не «Международный Мемориал»*, а Российская Федерация, которая приняла закон об иностранных агентах, — сказал Вайпан.
Адвокат Мария Эйсмонт рассказала, что «Мемориал»* помогает «раскапывать террор», который происходил в советское время. Как сообщила Эйсмонт, правозащитная организация никогда не скрывала иностранных источников финансирования и эта информация указана на сайте. По мнению адвоката, прокуратура, выступая от имени общественности, забыла спросить самих людей, которые против ликвидации организации.
Защитник Генри Резник заявил суду, что иск Генпрокуратуры является недобросовестным заявлением неосновательного иска по части 7 статьи 45 КАС РФ. Резник назвал дело против «Международного Мемориала»* политически мотивированным.
— Когда прокуратура говорит, что «Международный Мемориал»* искажает историю и представляет СССР как террористическую организацию, — ну ведь это же неправда! Просто совершенно разные взгляды на страну и на то, как строятся отношения между властью и населением.
«Мемориал»* способствует здоровью нации. Устранить сейчас это из истории страны — это посодействовать представлениям о том, как должно управляться государство. А представления эти такие: государство всегда право, — прокомментировал адвокат.