Еще лет 20 назад задать вопросы учителям и воспитателям и обсудить с родителями организацию выпускного можно было только на собраниях в школах и детсадах. Сейчас большая часть общения проходит онлайн — в чатах в WhatsApp, Viber, Telegram, «ВКонтакте». С одной стороны, они позволяют быстрее узнавать новости, с другой — становятся источником дезинформации и провоцируют конфликты из-за накала эмоций. Корреспондент «7х7» спросил родителей, как они общаются онлайн, откуда появляются фейки и почему некоторые участники чатов иногда намеренно распространяют непроверенные данные.
Эмоции
В 2021 году Алиса окончила одну из томских школ, выпускной в 11 классе родители обсуждали в чате в WhatsApp. Ее мама Татьяна говорит, что большую часть решений участники чата принимали на эмоциях:
— Особого рационализма в диалоге [об организации выпускного] не наблюдалось. Отдельные мамочки вносили свежие мысли и более-менее рациональные предложения, но это, скорее, было исключением, чем правилом.
По ее словам, обсуждение выпускного часто перетекало в «воспоминания о молодости»:
— Мамашки либо вспоминают свою молодость, как они действовали в подобных ситуациях, либо смотрят с идеальной точки зрения, как было бы наиболее оптимально, учитывая их опыт. Естественно, это «идеальное» из прошлой жизни не вписывалось в современные реалии. Я всегда встревала с каким-то рациональным и оптимальным предложением в 5–9 классах, чтобы более-менее привести мамашек в чувства, но меня не слушали.
Один из самых ярких маркеров общения в родительских чатах - агрессия. Психологи называют разные причины такого поведения: люди часто пишут то, что не решились бы сказать вслух, вымещают усталость и неуверенность, а молчание других участников чата во время споров воспринимается как одобрение действий агрессора. Агрессия в интернете может перерастать в серьезные конфликты в реальной жизни. Так, в октябре 2020 года в Волгограде брат недовольной женщины после ссоры в родительском чате до смерти избил мужчину.
В то же время агрессия присутствует не во всех чатах. Некоторые родители отмечают, что беседовать онлайн удобнее, а поведение людей в мессенджерах и соцсетях зависит от их воспитанности. Юлия (имя изменено по просьбе женщины) из Москвы общается с другими родителями в двух чатах — секции карате и школьном чате младшего ребенка. Ее старшая дочь сама сидит в родительском чате.
— Пользу от чатов я вижу в виде своевременного информирования, а все общение проходит в нейтральном тоне. Если кто-то хочет выяснить отношения, пишут в личку. В школу проходил «жесткий отбор» с учетом «образованности родителей», — рассказала Юлия.
Дезинформация
Еще один маркер родительских чатов — дезинформация. Сообщения могут пересылаться из одного чата в другой, набирая большие охваты благодаря сарафанному радио. В WhatsApp в 2020 году даже появилась функция проверки фейков в часто пересылаемых сообщениях. Иногда такую дезинформацию распространяют учителя. Ученица 11 класса школы в Тюмени Валерия рассказала «7х7», что в 2020 году их классный руководитель прислала в чат с учениками фейк об учительнице по химии, которая якобы находится в реанимации из-за коронавируса. «Новость» быстро распространилась среди других классов, а позже выяснилось, что никакого ковида у преподавателя не было.
— Я не поверила [в сообщение о болезни учительницы], поскольку было бы странно: она находится в реанимации, а все остальные, включая нас, ходят на [ее] занятия, — рассказала Валерия.
Фейки могут распространяться и по незнанию, и специально. В последнем случае дело часто касается политических событий. Так, перед акцией в поддержку Алексея Навального 23 января 2021 года некоторые председатели родительских комитетов по просьбе администраций школ рассылали в чаты однотипные сообщения с фразой «...> ОНИ ставят ДЕТЕЙ под УДАР!» (капслок оригинала сохранен — прим. ред.). Председатель родительского комитета в Кемерове Анна рассказала «7х7», что отправляла подобные сообщения «с чистой совестью»: «Я считаю, что детей вмешивать в политику недопустимо».
По словам собеседницы, первое сообщение об опасности митингов отправил классный руководитель. Женщина прочла его и согласилась с посылом, решив переслать его в чат родительского комитета. Анна говорит, что восприняла эту рассылку как «заботу» и не ставила под сомнение слова учителя:
— Я в свою очередь ему [учителю] доверяю. [К такому отношению] я отнеслась как к озабоченности [о детях].
Вероятно, рассылка носила централизованный характер. Например, журналисты издания VTimes* (закрылось в 2021 году после того, как его признали иноагентом) выяснили, что в одной из московских школ классных руководителей просили связаться с родителями и усилить контроль «за местонахождением детей во время их самостоятельных прогулок, особенно 23 января». Комиссия по делам несовершеннолетних рассылала в школы в Люблино сообщение, в котором просила провести «профилактические беседы с несовершеннолетними о недопустимости участия в митинге».
Подобные рассылки были и в других регионах. В Екатеринбурге сообщения о просьбе проконтролировать 23 января детей появились в родительских чатах детсадовцев. Минпросвещения обратилось к родителям в своей официальной группе во «ВКонтакте». Подобные сообщения впоследствии пересылались в чатах родителей.
— Мы видим статистику по пропавшим детям и преступлениям против детей, поэтому у современных родителей есть склонность к гиперопеке. Презумпция опасности — главный движущий фактор распространения сообщений с непроверенной информацией в родительских чатах.
Исходя из логики презумпции опасности, родители пересылают предупреждения, «предотвращая» потенциальную угрозу для ребенка, часто не задумываясь о реальности этой угрозы.
— «Как бы чего не вышло» — основной принцип некоторых родителей и учителей, — рассуждает в беседе с «7х7» Юлия, мама старшеклассницы из Москвы.
Марина училась в 10 классе в томском лицее, когда от классной руководительницы поступило сообщение о ВИЧ-инфицированных, которые «хотят отомстить миру за свою участь» и поэтому якобы «расклеили иглы» со своей кровью в кинотеатрах, общественном транспорте и на кнопках в лифте.
— Нам периодически приходили подобные сообщения. То о конфетах с наркотиками, то это [об иглах]. Мы к этому серьезно никогда не относились, — вспоминает девушка.
— Реальный мир стал очень страшным, человек должен быть бдительным во всех случаях, — говорит Арзу, которая была классной руководительницей Марины.
Учительница отрицает свою причастность к распространению пугающих сообщений:
— Я такую информацию в чат не выкладывала, скорее всего, ее пересылали родители.
Арзу считает, что «если такая идея есть в чатах, ей кто-то может воспользоваться, а береженого бог бережет». Она признает, что подобную информацию перед рассылкой не проверяют, но если потом родители узнают, что это неправда, то предупреждают всех в чате:
— Если появляются сообщения, что это спам, то родители отправляют предупреждение в чат. Вряд ли кто-то проверяет всю информацию настолько достоверно. В том числе и я.
Историю о «конфетах с наркотиками», упомянутую Мариной, подтвердила Юлия из Твери:
— В прошлом году нам в родительский чат приходили сообщения о конфетах и о смесях для курения. Там говорилось о том, что старшеклассники могут предлагать детям сигарету или конфеты, после употребления которых у детей появлялись признаки токсического отравления.
Подобные фейки о конфетах с наркотиками распространялись в родительских чатах несколько лет во многих регионах России, в том числе, по данным TJournal, в 2019 году их распространяли в Липецке, Смоленске, Ярославле, Костроме, Пензе, Ульяновске.
От редакции: родители, учительница и бывшие школьники, с которыми говорил корреспондент нашего издания, попросили не называть их фамилии.