Чиновники и предприниматели из Пензы, Смоленска, Нижнего Новгорода, Москвы и Московской области стали первыми лауреатами антипремии «Бандерлоги наследия». Они получили «награды» за причиненный вред культурному наследию России. Организаторы планируют и дальше вручать антипремию и таким образом влиять на тех, кто решает судьбу памятников истории и архитектуры. Зачем нужны «Бандерлоги наследия» и как уже получается бороться с уничтожением культурного наследия страны — в обзоре «7х7».

«Историко-культурное наследие — это не научная фраза»

Поводом для создания антипремии в 2021 году стало критическое состояние объектов культурного наследия (ОКН) в стране. Народный артист России зампредседателя комитета по развитию гражданского общества Госдумы Николай Бурляев перед вручением «наград» возмутился тем, что чиновники не исполняют поручения президента Владимира Путина о создании границ ОКН и контроле за ними. В итоге, по мнению Бурляева, это негативно сказывается на памятниках истории и культуры.

— Размеры катастрофы видны по утратам объектов культурного наследия почти во всех исторических городах и поселениях России. На 2015 год в Российской Федерации находилось около 170 тысяч объектов культурного значения. При этом более половины, 80 тысяч, не было внесено в единый госреестр объектов культурного наследия Минкультуры. Сегодня ситуация еще хуже, катастрофичней. Ежегодно страна теряет сотни уникальных объектов культурного наследия навсегда. По мнению экспертов, в удовлетворительном состоянии находится не более 40% памятников культуры, — рассказал Николай Бурляев.

По информации общественника, государство не планирует увеличивать расходы на культуру: в 2022 году на эту сферу власти потратят 0,7% от внутреннего валового продукта (ВВП), а в 2023–2024 годах — 0,6%.

— Историко-культурное наследие — это не научная фраза, это фундамент устойчивости всей страны. Уничтожим фундамент — рухнет все здание, исчезнет историческое свидетельство величия и уникальности святой Руси, — заключил Бурляев.

Разрушенный планетарий в Пензе. Фото из группы «ВООПИК: Пенза» в соцсети «ВКонтакте»

«Не клеймить, а перевоспитать»

В итоге организаторы решили вручать антипремию физическим лицам, экспертам, компаниям и органам госвласти, которые причинили материальный или символический вред культурному наследию России. При этом они выбрали саркастический формат мероприятия. По словам координатора проекта «Культурный фронт» (находится в структуре движения «За правду» писателя и политика Захара Прилепина) Екатерины Ванеевой, иначе об этой проблеме говорить невозможно.

— Либо делать похоронную церемонию, но это все довольно сложно как-то вылить в общество: и так негатива много. А сделать это с сарказмом — ну как еще по-другому? Никак, — прокомментировала Ванеева.

Руководитель «Культурного фронта» депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов считает, что цель премии — не заклеймить «победителей», а перевоспитать, чтобы сложившаяся ситуация изменилась.

 
 Кто получил антипремию «Бандерлоги наследия»

Победителей антипремии «Бандерлоги наследия» определили в восьми номинациях. Лидером признавался тот, кто получал больше голосов по результатам народного опроса и выбора членов жюри, при сильном расхождении в голосах премии вручались сразу двум номинантам. Организаторы вручали победителям макеты шар-баб — чугунных шаров на цепи, которыми раньше сносили здания. Самих номинантов во время вручения не было, награды передали им присутствующие на премии активисты.

В номинации «Недоблагоустройство» антипремию получила администрация Смоленска за реконструкцию центра города без внимания к археологическому наследию. При ремонте городского центра власти решили закатать под асфальт брусчатку, булыжные мостовые XIX века и остатки фундамента церкви XVII века.

Победа в номинации «Хоронитель древности» досталась главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову за пренебрежительное отношение к историческому наследию столицы. После прихода чиновника на этот пост в 2012 году Москва лишилась более чем 200 исторических архитектурных объектов. При этом Кузнецов публично заявляет, что «с прошлым надо расставаться легко», а недовольным предлагает переселиться за пределы столицы.

В номинации «Мутант года» победил московский застройщик Capital Group с проектом нового жилого комплекса «Бадаевский». Компания планирует разместить элитные новостройки на месте Бадаевского пивоваренного завода — объекта культурного наследия регионального значения.

Такую возможность застройщику дали экспертизы представителя министерства культуры Елены Евгеньевны Соловьёвой. По информации организаторов, она сократила количество объектов культурного наследия на территории бадаевского завода с 11 до 3 корпусов. Благодаря этим и другим многочисленным экспертизам, нанесшим вред сохранению культурного наследия России, женщина победила в номинации «Лютый эксперт».

Лауреатами ещё двух номинаций стали заместитель председателя правительства Пензенской области Олег Ягов, составитель проектно-сметной документации ООО «Архитектурная мастерская Л. М. Ходоса» и ООО НПЦ «Цера». Они получили антипремию за снос единственного в мире деревянного планетария.

В номинации «Упущенные возможности» победили два губернатора. Глава Московской области Андрей Воробьёв стал лидером антипремии из-за невыполнения поручений президента по сохранению исторического центра города Королёва. А губернатор Нижегородской области Глеб Никитин — из-за потерянных объектов культурного наследия. В 2021 году город отпраздновал свое 800-летие, но власти предпочли потратить 200 млн руб. из федерального бюджета на выступления популярных исполнителей. Исторические дома в центре города остались в аварийном состоянии, а после реставрации трех объектов культурного наследия жители получили три новодела из клееного бруса за 80 млн руб.

Из-за сноса этих объектов ООО «Возрождение» из Нижнего Новгорода стало лауреатом в номинации «Недореставрация». Вторым победителем в этой номинации является миллиардер Александр Халдей, чья компания арендовала в Мурманске земельный участок с находящимся на нем памятником героям-подводникам Северного флота. Доступ на эту территорию закрыли, а оказавшийся в запущенном состоянии монумент обрушился в сентябре 2020 года. Халдей пообещал местным властям и мурманчанам отреставрировать памятник, но этого так до сих пор и не случилось.

«Можно исправиться. Это нормально»

По словам организаторов, останавливаться на вручении премии они не собираются. Как рассказала Екатерина Ванеева, по итогам события общественники направят многочисленные коллективные депутатские запросы и обращения в прокуратуру и министерство культуры по всем номинантам.

Организатор мероприятий проекта «Культурный фронт» Юлия Захарчук надеется, что победители антипремии «Бандерлоги наследия - 2021» исправят свое отношение к культурному наследию и в будущем заслужат положительную оценку.

— Вообще, когда мы разрабатывали премию, у нас была идея, что можно исправиться. И возможно, в следующем году, если действительно будут какие-то положительные изменения по тем объектам, которые мы сегодня озвучили, мы можем ввести и премию. Это совершенно нормально, — пояснила «7х7» Захарчук.

Ремонт улицы Октябрьской Революции перед зданием администрации Смоленска

Эксперт антипремии депутат Смоленской облдумы Владислав Живица считает, что в России только начинает формироваться институт репутации и мнение гражданского общества сейчас может повлиять на имидж и действия компаний, экспертов, органов местного самоуправления и глав регионов.

— Один из таких примеров влияния — губернатор Оренбургской области Денис Паслер. Ранее он вошел в категорию «Упущенные возможности», потому что не пытается спасти летную школу, в которой учился Юрий Гагарин. Мы приостановили участие Паслера в антипремии до 1 мая 2022 года. Такие изменения связаны с недавним заявлением губернатора о намерении выделить 400 миллионов рублей на переселение собственников жилых помещений, относящихся к гагаринской летке, — заметил Живица.

По словам сопредседателя партии «Справедливая Россия — За правду» писателя Захара Прилепина, премия «Бандерлоги наследия» поможет намекнуть чиновникам, что, продолжая уничтожать культурное наследие страны, они получат больше проблем, чем извлекут выгоды.

— Каждый чиновник знает, что на него по результатам его работы составляется определенная папочка, куда выписываются разнообразные публикации: косяки, ошибки, скандалы, медийная засветка и все такое прочее. У них есть какие-то взаимоотношения со строительным бизнесом — строительный бизнес что-то для них делает, они в ответ им какие-то вещи позволяют. Но в целом, конечно же, судьба, юридическая безопасность, тем более уголовные преследования волнуют их гораздо больше. И в этом смысле надо им максимально жестко намекать: «Перестаньте, прекратите!», — прокомментировал Прилепин.

Захар Прилепин

По словам писателя, он решил заняться политикой в том числе для того, чтобы иметь возможность решать проблемы уничтожения культурного наследия. Он сказал, что хочет достучаться до власти, а литературой и общественной работой этого трудно достичь. 

— Строительный бизнес, слипшийся воедино с административной властью, — это реально чудовище, которое презирает российскую национальную культуру.

Они вечно здесь все ломают, потом выезжают за пределы страны и живут где-нибудь в Ницце и говорят: «Как красиво, как замечательно, как европейцы сохранили эту прекрасную культуру, не то что у нас в России». Это реально так происходит. Я знаю конкретных людей. Чудовищно и отвратительно, — посчитал Прилепин.