Летом 2021 года казалось, что в части регионов страны удалось остановить пандемию и с помощью вакцинации контролировать вирус. В Центральной России таким регионом-феноменом стала Белгородская область. Здесь к осени удалось вакцинировать больше половины населения. Но в сентябре ситуация резко поменялась: очереди в поликлиники, трудности с вызовом скорой помощи, практически 100-процентная заполняемость коечного фонда. Почему один из самых вакцинируемых регионов России переживает мощную вспышку коронавируса и как введенный локдаун может отразиться на политике и экономике области — в обзоре «7х7».
Как менялась ситуация в регионе
В июне 2021 года глава Минздрава России Михаил Мурашко заявил, что в Белгородской области и Чечне «просто великолепно развивается ситуация» с вакцинацией и стабилизируется положение с пандемией коронавируса. Во время визита в регион чиновник хвалил местных руководителей, отмечая, что «здесь хорошо поставлено объяснение жителям, в чем преимущество вакцинирования».
— У нас очень ответственное население, и с ним велась планомерная работа. Мне очень нравится, как работают врачи, как грамотно людям все объясняют. Системно, масштабно развернута работа по выездной вакцинации на предприятиях, в жилом секторе (как в ИЖС [районы индивидуального жилищного строительства], так и в многоквартирных домах). Поэтому темпы растут. Подход простой: мы не заставляем, но постоянно объясняем каждому необходимость вакцинации, — рассказал губернатор Вячеслав Гладков министру.
Желающих вакцинироваться в регионе было так много, что к середине лета в регионе закончилась вакцина, но запасы быстро пополнили.
Позже журналисты выяснили, что в Белгородской области местные власти доплачивают медработникам за каждого привитого, публично об этом не говоря. Вячеслав Гладков даже подписал соответствующее постановление для частных клиник, по которому определялись дополнительные выплаты медикам.
Итог — лидирующие позиции по вакцинации среди регионов. В августе регион вовсе занял в этом рейтинге первую строчку. При этом в некоторых районах Белгородской области — Краснояружском, Вейделевском и Чернянском — привитым оказалось более 70% населения. Например, в Краснояружском районе за весь июнь медики не выявляли ни одного случая заражения коронавирусом, а в июле им заболело только 10 человек.
Ситуация резко изменилась осенью. В соцсетях жители начали жаловаться на очереди в поликлиниках, невозможность вызвать врача и отсутствие медицинской помощи при подтверждении заболевания. К середине октября заполняемость коечного фонда в медучреждениях региона достигла 95%. После этого руководитель областного департамента строительства Владимир Базаров анонсировал строительство двух быстровозводимых инфекционных центров стоимостью 5 млрд руб. Местный Роспотребнадзор оценил ситуацию в области как «неблагополучную». А губернатор Гладков признал, что со здравоохранением в регионе «большие проблемы». Вечером 22 октября он объявил о введении недельного локдауна в регионе.
- С 14 октября в регионе действуют QR-коды на посещение библиотек, музеев, выставочных залов, кинотеатров, бассейнов и фитнес-центров. Работники этих сфер должны быть привиты либо иметь справки, подтверждающие перенесенный COVID-19, или отрицательный ПЦР-тест.
- В регионе с 15 ноября по 15 декабря обязаны привиться люди в возрасте 60 лет и старше; работники сферы услуг, кроме медиков и учителей; сотрудники организаций транспорта, электроэнергетики и МФЦ; полицейские, пограничники, таможенники; работающие вахтовым методом и волонтеры.
- С 30 октября по 7 ноября в области закрываются предприятия сферы торговли, услуг, отдыха, общепита, спорта, культуры, развлечений, кинопоказа и другие; организации, кроме тех, что обеспечивают работу «областной инфраструктуры»; учреждения допобразования, спортшколы, детские кружки и секции; школы и детские сады уходят на каникулы. Продолжат работу общественный транспорт, предприятия непрерывного цикла, аптеки, магазины, ярмарки, больницы. Белгородцы в том числе смогут воспользоваться услугами ветлечебниц и шиномонтажа.
Как объясняют вспышку коронавируса в депздраве
Глава областного департамента здравоохранения Андрей Иконников объяснил, почему масштабная вакцинация населения не остановила распространение инфекции. По словам чиновника, для достижения коллективного иммунитета должно привиться больше половины населения примерно за три месяца. Этого показателя в регионе удалось достичь за 10 месяцев. Части белгородцев уже необходима ревакцинация, что тоже, по мнению Иконникова, влияет на популяционный иммунитет.
«"Дельта"-штамм, который бушует по всей стране, в том числе и у нас, более контагиозен, им привитые тоже болеют. Но из всех привитых заболевших только 20–25% попадают в стационар — все остальные проходят лечение амбулаторно. Поэтому эффект от вакцинации мы видим. Я уверен, что, если бы у нас не было такого количества привитых, ситуация была бы гораздо сложнее. Если мы посмотрим на регионы, где вакцинация гораздо ниже, то там все еще хуже», — процитировало местное издание FONAR.TV Андрея Иконникова.
Что говорит врач-иммунолог
Врач-инфекционист из Мюнхена Николай Лученков считает, что четвертая волна пандемии ничем не отличается от предыдущих, кроме мер, принимаемых властями. Их эксперт назвал более мягкими по сравнению с прошлыми. По словам врача, во время первых волн коронавируса правительство отреагировало адекватно, введя локдаун в стране: это привело к снижению смертности от заболевания.
— В настоящий момент самый важный показатель — это смертность. Банально потому, что люди умирают и важно это предотвратить. Поэтому нужно больше вакцинироваться, чтобы не болеть. Да, вероятность заболеть в таком случае все равно есть, но при этом в 99,9% случаев человек выживет. Это то, что мы видим в Евросоюзе: здесь есть подъем заболеваемости, но госпитализацией и смертей не так много. Главный смысл вакцины — в снижении смертности, — рассказал «7х7» эксперт.
При этом сомнений в качестве «Спутника V» у Николая Лученкова не возникает. Эксперт объясняет рост заболеваемости и тяжелых случаев течения болезни тем, что коронавирусом заражаются непривитые белгородцы. Однако Лученков выделил и второй вариант, почему даже в случае высокого коллективного иммунитета заболеваемость растет.
— Больше всего меня пугает возможный большой процент мошенничества и липовых сертификатов. Я считаю, что медицинский работник, который помогает приобрести нелегальный сертификат о вакцинировании человека, совершает преступление.
Мы знаем, что есть такие прецеденты, когда в клиниках и госучреждениях врачи или другие медработники могут такому поспособствовать. Это второе объяснение, но я хочу верить, что таких людей не очень много. Если это не так, ситуация не изменится — это сильно дискредитирует вакцину. Это плохо не только для международного имени, но и для снижения доверия к самой стране, — добавил собеседник издания.
Говоря о мерах, которые стоит предпринять властям для стабилизации ситуации с коронавирусом, врач-инфекционист Николай Лученков предложил создание уже обкатанной в Европе «системы светофоров»: много смертей — красный свет, все хорошо — зеленый. Тогда, по мнению специалиста, власти могли бы «регулировать» локдаун: усиливать меры в регионах со сложной ситуацией и ослаблять там, где пандемию удалось взять под контроль.
— Локдаун — эта самая неприятная, но самая необходимая мера. Для людей, которые не относятся к медицине, сложно представить, что такое 1,5 тысячи человек, которые умирают в один день. Это аукнется стране еще очень много раз, потому что умирают люди трудоспособного возраста, — отмечает Лученков.
Как оценивает ситуацию в регионе социолог
Эксперт по социально-экономическому развитию регионов профессор МГУ Наталья Зубаревич считает, что в Белгородской области ситуация контролируется лучше, чем в других регионах. По словам эксперта, в Белгородской области нет такого дикого всплеска заболеваемости, а избыточная смертность в регионе составляет 18% с августа 2020-го по август 2021 года. Тогда как в среднем по стране, по данным Зубаревич, аналогичный показатель составляет 24%.
Специалист уверена, что локдаун существенно не повлияет на экономику региона.
— В Белгородской области все прекрасно, у них огромный рост налога на прибыль, очень хорошо растет бюджет. Ничего смертельного с экономикой в регионе не произошло, локдаун еще не начался, а там поживем — увидим, — прокомментировала ситуацию Наталья Зубаревич.
Что показывают цифры
Аналитик открытых данных Александр Драган выяснил, что Белгородская область стала одним из лидеров по доле ковид-специфичных запросов в России. Информацию ищут по запросам «пропало обоняние» или «вызвать скорую». Рост идет сразу по нескольким сотням поисковых запросов в разных тематических группах. В частности, растут как редкие запросы (например, «сатурация на ивл»), так и широкие («пневмония», «компьютерная томография легких»).
По мнению Драгана, такой рост — не просто шум, а сигналы мощнейшей вспышки коронавируса.
«Белгородская область — важный регион-маркер. Пример Белгородской области дает ответ на важный вопрос, достаточно ли привить половину населения (или 60% взрослых), чтобы избежать новой высокой волны. К тому моменту, когда в регионе начался быстрый осенний подъем, здесь было полностью привито под 680 тысяч человек — это 45% населения. Этого оказалось недостаточно», — написал в Facebook эксперт.
Однако Александр Драган убежден, что происходящее в Белгородской области не говорит о неэффективности вакцинации. По мнению эксперта, опыт региона показывает, что вакцинация 50–60% населения не дает коллективного иммунитета. Необходимо привить от 85 до 90% жителей региона, чтобы его создать.
Как вспышка коронавируса может отразиться на региональной политике
Политолог Владимир Слатинов в разговоре с корреспондентом «7х7» рассказал, что к ситуации с пандемией коронавируса много вопросов из-за того, что рекордные темпы вакцинации не повлияли на заболеваемость с приходом четвертой волны.
— В информационном поле, не только региональном, но и федеральном, интенсивно транслировалась мысль, в том числе и мной, о том, что темпы вакцинации в Белгородской области высоки. Этот же аргумент использовался и в предвыборной кампании Вячеслава Гладкова. И сейчас возникает когнитивный диссонанс: это рекордное число привитых слабо повлияло на динамику заражаемости и даже летальности, — заявил эксперт.
Слатинов считает, что материальное поощрение врачей, которым доплачивали за каждого привитого белгородца, привело к росту вакцинированных. Однако среди них могут быть люди, получившие липовые сертификаты о вакцинации. При этом эксперт не отрицает слова руководителя депздрава Андрея Иконникова о том, что часть привитых уже необходимо ревакцинировать.
— Господин Старовойт [губернатор Курской области] на днях заявил, что, по его источникам, в Курской области куплено до 30% сертификатов о вакцинации. Можно предположить, что одним из объяснений «белгородского феномена» (а теперь уже «антифеномена») может быть то, что очень много людей было привито на бумаге, — поделился мнением политолог.
Владимир Слатинов отметил, что меры противодействия распространению вируса, которые сейчас принимаются в Белгородской области, существенно мягче, чем в других регионах. Эксперт считает, что в этом смысле новый губернатор следует политике своего предшественника Евгения Савченко.
— Савченко вел в регионе автономную политику в части применения ограничений. Он старался вводить их аккуратно, побыстрее снимать. Для него было очень важно экономическое развитие. В этом случае Гладков пока проводит ту же политику.
Для Савченко тогда и Гладкова сейчас вопрос экономики очень важен, и осторожность в принятии мер связана с желанием не навредить, — рассказал Слатинов.
Политолог пришел к выводу, что Вячеслав Гладков и региональная власть находятся в трудном положении. Это связано с тем, что реализовывать строгие меры локдауна в самом привитом регионе, по мнению Слатинова, нелогично. Эксперт добавил, что сложившаяся ситуация может нанести имиджевый удар недавно избранному губернатору области Вячеславу Гладкову.
— Это будет неприятная история для Вячеслава Владимировича. В первую очередь именно из-за того диссонанса, который сейчас возник. Критерием оценки работы губернаторов является отсутствие плохих новостей из регионов. Вот эта новость — плохая, и это плохая раскрученная новость, — подытожил Слатинов.