Карельская учительница Лариса Куликова двадцать лет прожила в бараке с маргиналами и несколько месяцев ютилась одна в палатке. Пенсионерка категорически отказывается переезжать в новую квартиру, предоставленную ей государством по программе расселения аварийного жилья. Она хочет остаться в доме, который чиновники выдали ей на время. Маневренное жилье районная учительница, по ее словам, превратила в усадьбу. Но ее выселили оттуда силой. Она обращалась к президенту Владимиру Путину и выходила на одиночные пикеты. Однако не смогла отстоять «усадьбу», но и в новую квартиру принципиально не въехала. История конфликта районной учительницы из Карелии и государства — в видеосюжете «7х7».
Быт с маргиналами
Лариса Куликова с сыном приехала в карельскую деревню Вокнаволок в 1978 году. Маленький населенный пункт входит в состав Костомукшского городского округа. Здесь Куликова устроилась в школу и стала учить детей географии, биологии и химии. С самого начала местные власти не смогли обеспечить специалиста приличным жильем, поэтому квартиры ей приходилось менять. В начале 90-х районную учительницу поселили в местном старом бараке.
Куликова рассказала «7х7», что ее жизнь в аварийном здании 1926 года постройки растянулась на два десятилетия. По словам учительницы, ее соседями были местные маргиналы, которые не давали покоя и представляли опасность.
— Никогда в нем не жили постоянные семьи. Там всегда жили пришлые люди, временные, случайные — те, кому нужно было где-то выпить, справить свои сексуальные в том числе потребности. Ну можете представить. Раньше этот дом был детским садом. Первоначально он строился как детский сад. Поэтому капитальных стен внутри не было. Это очень важно. Там были дверные проемы, забитые фанерой, — рассказала Лариса Куликова.
Учительница просила чиновников решить ее жилищные проблемы, но не встречала понимания.
— Я обращалась в администрацию по несколько раз в год. Просила — «пожалуйста!». На коленях стояла. Был депутат, который вошел в мою ситуацию. Он пригласил меня на заседание администрации. Я в пакетике принесла труху от нижних венцов этого барака. И когда они меня достали, довели, я взяла и высыпала это перед их носом. Вот это, говорю, такой дом. В таком доме я живу, — вспоминает учительница.
В 2001 году на Куликову напал сосед по аварийному бараку.
— Сзади ко мне подошел сосед и ударил меня металлической трубой по голове. Меня спасло то, что была шляпа, — рассказала женщина. — Приехала скорая. Меня забрали в больницу. Глаз не видел ничего. Огромный синяк. На что наш замечательный хирург Сергей Александрович Щербаков сказал: «Учителей так в Вокнаволоке любят?»
Жизнь в «усадьбе»
Затем местные власти предложили Ларисе Куликовой переехать в отдельный дом, на ремонт которого выделили деньги. Это было здание, прежде принадлежавшее местному ДРСУ. Дом полностью устроил учительницу. В 2013 году она переехала туда и наладила быт.
— За три года, представляете, я как учитель биологии это отхожее место превратила в усадьбу. Цветы, деревья, кустарники, клубника. Просто усадьба! — рассказывает Куликова.
Она планировала в дальнейшем заключить договор соцнайма и остаться в этом доме, однако местные чиновники не позволили ей этого сделать.
— Даже строители знали, что этот дом ремонтируется для учительницы, — говорит Куликова. — Но позже я поняла, что он просто кому-то очень понадобился.
Администрация предложила Куликовой переехать в квартиру в новом доме, построенном для переселенцев из аварийного жилья. Оказалось, что соседями там были все те же маргиналы, с которыми учительница делила барак. Она категорически отказалась переезжать в новое жилье.
Переселение насильно
Лариса Куликова пыталась через суд доказать свое право остаться в «усадьбе», но проиграла. Летом 2017 года судебные приставы выбили двери в маневренном доме и принудительно выселили женщину.
— Приставы выломали две двери. И 20 человек зашли в комнату. Можете представить: 18-метровая комната, 20 человек. В комнате я, в пижаме, сонная... Без слов буквально, молча стали сгребать вещи, — вспоминает Куликова события того дня.
Как сообщало управление службы судебных приставов, решение о переселении учительницы вступило в силу, его поддержал Верховный суд республики.
Жизнь в палатке и переезд в Петрозаводск
Лариса Куликова не смирилась с поражением в суде и принудительным выселением из дома. Она поселилась в палатке на улице. Оттуда учительница записала обращение к президенту Владимиру Путину. Она рассказала «7х7», что отправила главе государства два десятка писем, а также обращалась на президентскую «горячую линию». За время жизни в палатке учительница из деревни Вокнаволок обморозила ноги.
Она устраивала одиночные пикеты у стен карельского правительства в центре Петрозаводска. В июле 2017 года Куликова вышла к парадному входу здания с плакатом «Я – учитель-ветеран труда из деревни Вокнаволок Костомукшского горсовета. 21 июля 2017 года выселена принудительно из единственного, адресно отремонтированного жилья. Мне 69 лет, и уже два года я бомж. Скитаюсь, голодаю».
Учительница рассказала прессе, что на пикет вышла из-за безысходности, потому что не может добиться понимания от властей. Лариса Куликова пояснила, что не готова переезжать в деревенскую новостройку, поскольку отапливается она за счет электричества, при этом в населенном пункте регулярные перебои со светом. Женщину также не устроила площадь предоставленной квартиры. На следующем пикете Куликова стояла с плакатом «Бездомная учительница к 100-летию Республики Карелия – позор власти!».
В настоящее время Лариса Куликова прекратила выходить на протестные акции из-за проблем со здоровьем. Она живет в Петрозаводске на съемной квартире и по-прежнему отказывается въезжать в предоставленную государством квартиру в деревне.