После школы Кавсарат Билалова хотела стать прорабом: ее папа был строителем и часто брал дочь с собой на строительные площадки. Она даже получила профильное образование, но в родном Дагестане девушке не удалось найти работу по специальности. В 2018 году Кавсарат запустила свой первый бизнес — агентство путешествий по Дагестану для девушек, а сейчас планирует открыть в Махачкале необычное швейное ателье, занимается кикбоксингом — и подчеркивает, что считает себя женщиной старомодных взглядов.

Как появилась «Птичка Travel»

— Первое образование у меня экономическое, а второе — строительное. Мой папа был строителем, брал меня с собой на объекты, и на стройке я чувствовала себя комфортно, мне нравилось там. Я верила, что я в этом направлении пойду по жизни. После окончания вуза, несмотря на то, что училась я хорошо, я столкнулась с трудностями. Учиться с ребятами, когда в группе 40 человек, а вас три девчонки, — это одно, а когда уже хочешь выступить в роли прораба — совсем другое. В Дагестане не практикуется такое, чтобы женщина управляла мужчинами. Ну я раз попробовала, два, три, четыре, а потом перестала. Устроилась работать в офис, полгода проработала менеджером по продажам — и поняла, что это абсолютно не мое. Нас из офиса не выпускали, даже нельзя было выйти поесть мороженого на 10 минут. Я уволилась, и можно сказать, что у меня новая жизнь началась.

На кого-то работать всегда легче, конечно... Но мне это совсем неинтересно. Наверное, я немного авантюристка в этом смысле.

В 2018 году я поехала в трехдневный фототур по Дагестану. Он был этнический, меня снимали в образе горянки на фоне гор, водопадов. В этот день еще проходили фотосессии современных невест, я подумала: о, современная невеста и этническая невеста — классно! До этого момента я и не знала, что Дагестан настолько прекрасен. У меня появилось желание поделиться этой красотой с местными девочками. Как оказалось позже — со всеми девочками со всей России в итоге. Я посоветовалась с супругом, создала страничку в Instagram. По всем локациям я сначала выезжала сама: снимала материал, собирала информацию. Чтобы заработать на эти поездки, я шила футболки и откладывала деньги. Потом выложила собранные фото в Instagram, запустила рекламу, а дальше стало работать сарафанное радио. Одни приезжали, советовали другим. Не столько реклама в Instagram работает, сколько советы людей. В Instagram люди, конечно, видят, что здесь безопасно, — но когда из первых уст слышат, что это было мегакруто, то решаются поехать.

 
 
 

Из-за пандемии у нас было затишье какое-то время, но уже в мае прошлого года был бум. В этом году, кстати, тоже: когда дали 10 выходных дней в мае, все решили отдохнуть в Дагестане. Было очень много людей, мы не ожидали такого потока. Было приятно, что люди выбирают Дагестан. Думаю, что именно в туристическом плане республика будет развиваться. Сегодня много строят гостиниц, на майские их просто не хватало, людям приходилось снимать квартиры.

«Птичка» существует три года, и я только начала что-то зарабатывать. В первый год я работала в минус, второй — в ноль. Нужно осознавать: если сегодня ты вложился, необязательно завтра это все вернется, нужно время. Пока что все роли в своем бизнесе я выполняю сама. Подумывала о том, чтобы взять помощницу, может, даже на двух машинах выезжать, но это пока только задумка.

Мне очень нравится то, что мой бизнес — это мое хобби. Я его даже не называю работой.

Многие предлагали просто нанимать маршрутное такси, ездить с большими группами по 20 человек, отправлять других водителей. Но мне интересно самой знакомиться лично с людьми, узнавать и исследовать их, делиться с ними своими впечатлениями. Я этим питаюсь, поэтому и не хочу быть похожей на десятки других турфирм, которые у нас есть. Мой проект уникальный, и я этим горжусь. Я не ставлю перед собой цель разбогатеть, я хочу какую-то пользу приносить людям, только в этом случае меня дело будет удовлетворять.

Если вы едете в Дагестан в первый раз

— Для первого визита в Дагестан большинство туристов выбирает Сулакский каньон и Гамсутль [село в Гунибском районе республики]. Но я бы советовала вместо Гамсутля посетить Гоор. Это аварское село, оно находится в Шамильском районе. В переводе с аварского «Гоор» значит «ветер», там постоянные ветра. В этом заброшенном селе сохранились боевые сторожевые башни, оно находится на обрыве, и там очень красивые виды на горы. Гамсутль просто лучше раскручен: он находится на скале и его называют призраком, потому что дома там сливаются со скалами, из которых их и строили.

Я прошу клиенток внимательно относиться к своему внешнему виду в Дагестане, одеваться невызывающе. Однажды я забыла предупредить девочек про одежду, а они не спросили. И они случайно попали в мои сторис в шортах — я снимала красоты, девочки оказались в кадре. После мне многие писали негативные отзывы, а кто-то даже звонил.

Про семью, прогулки по Махачкале и кикбоксинг

— Я всегда говорила, что очень старомодна: в плане одежды, в плане понимания всего. Я на все смотрю — стараюсь смотреть — как наши предки. Я очень люблю общаться со взрослым поколением, мне хочется брать с них пример. У них большой опыт, мне кажется, если я буду прислушиваться к ним, я не ошибусь.

Если говорить об одежде, то я сама могу ходить и в кроссовках, и оверсайз могу носить, и национальный костюм, и обычное платье. Мои образы могут меняться, но от этого я сама не меняюсь никак.

Мой муж посватался ко мне, когда мне было 16 лет, я училась в школе. Через полгода после того, как я окончила школу, я вышла замуж. После свадьбы мы месяц жили в его доме в селе, но я поняла, что это совсем не мое. Я могу приезжать туда, но не могу так жить. Поэтому мы договорились и решили переехать в Махачкалу. Здесь ему проще было найти работу, а мне — учиться.

Высшее образование я получила уже после свадьбы. Если бы такое случилось, что я не вышла бы замуж в 18 лет, думаю, у меня не было бы высшего образования. У меня очень строгий отец.

Когда я училась в школе, я решила подписаться на Avon, чтобы заработать, предлагая одноклассницам косметику. Мне отец сказал: «Сколько на этом в месяц можно зарабатывать? Скажи, лучше я дам тебе эти деньги, не занимайся этим». Он был категорически против, говорил всегда, что женщина должна работать на кухне, ей необязательно работать, если есть кому ее обеспечить. Супруг у меня совсем другой.

Я начала зарабатывать еще в вузе, мне было лет 20. Я училась на строительном факультете, и на втором или третьем курсе наш преподаватель рассказала об очень интересной программе, которая меня зацепила, — 3DMax, о том, что там можно делать очень много крутых штук. Я записалась на курс, окончила его хорошо и стала преподавать сама.

Если бы я не занималась бизнесом, то я бы рожала детей. У меня сейчас двое сыновей, 5 и 10 лет, но хотелось бы еще! В идеале двойню, а потом еще одного. Мой бизнес моим сыновьям очень нравится; старший уже был со мной во всех локациях, а младшего я пока не беру, опасаюсь: обрывы, не совсем безопасно. Вечером я с ними гуляю, стараюсь чаще это делать. Мы ходим в кинотеатр, на море, но им всегда всего мало. Младший сын сказал однажды: если ты уезжаешь со своими птичками на весь день [так Кавсарат называет клиенток], то вечером приноси мне за это киндер!

Меня очень поддерживает моя семья. Если я вдруг по дому не успеваю, то выручает младшая сестра, а если вдруг иногда я поесть не успеваю приготовить, то приготовит мама. Здорово помогает старший сын. Когда у меня выезд рано утром, то он может приготовить завтрак, накормить младшего, отвести его в садик и забрать. Уроки я с ним не делаю, просто говорю, что если будут хорошие отметки, то я тебя куда-нибудь возьму с собой, — и забираю потом с собой в поход в горы.

Года четыре назад, когда родился мой второй ребенок, я прочла книгу Чака Паланика «Бойцовский клуб». Я очень вдохновилась и стала искать для себя тренера-девушку по кикбоксингу.

Нашла, но так как этот вид спорта все-таки мужской, то было очень мало желающих заниматься в женской группе, пришлось самой искать и набирать ее. Я стала подтягивать своих знакомых, и сейчас на тренировки ходят две мои подруги, моя младшая сестра. И я максимально это рекламирую в Instagram, чтобы девочки могли записаться. Мне очень нравятся тренировки, я ощущаю свободу на них. Если у меня был тяжелый день, то я знаю, что силы и положительные эмоции я получу на тренировке. Как только я начинаю тренироваться, то понимаю, что оживаю и все круто!

У меня редко были выходные. Обычно, если у меня выходной в «Птичке», то рабочий день в мастерской, и наоборот. Я сейчас решила сама для себя, что буду брать отпуск, сама себе давать выходные дни и уезжать в горы с семьей, чтобы отдыхать. Я очень люблю простые прогулки по городу в одиночестве. Я стала их ценить, когда поняла, что у меня мало времени. Банально, но я очень люблю прогуляться по городу вечерком, остановиться в кофейне, выпить эспрессо. Это для меня отдых.

Я не слежу специально за женской повесткой. Если что-то в Instagram всплывает интересное — кликаю. И читаю все про себя, конечно! В «Даптаре» [журнал о женщинах в северокавказском обществе], например, обо мне писали.

Кавсарат в швейной мастерской. Фото Анны Артемьевой

 

Про второй бизнес

— У меня много клиентов-мужчин в швейной мастерской. Когда я составляла бизнес-план и анализировала рынок, то представляла, кем будут мои клиенты, — и я подумать не могла, что так выйдет! Все началось со знакомых, а сейчас каждый 10-й клиент — женщина, а остальные все мужчины. Шариат не позволяет оставаться с посторонним мужчиной наедине, поэтому я приглашаю в мастерскую маму, сестру либо рядом бывают супруг или дети.

Об ателье как о втором бизнесе я стала задумываться только в 2020 году. Я шила одежду для себя, для знакомых на заказ, но серьезно к этому не относилась. В конце прошлого года мой друг разработал для меня логотип, помог с названием. Я составила бизнес-план и шла к тому, чтобы взять помещение и набрать команду, но в связи с тем, что полностью ушла в свои поездки с «Птичкой», меня просто не осталось. В прошлом сезоне я за полгода ни разу не зашла в ателье, потому что не успевала. А сейчас у меня большие планы! Я хочу открыть свою сеть ателье, непохожих на обычные ателье. Это будет место, где люди могут и купить готовую одежду, и заказать индивидуальный пошив или массовый пошив для кафе и ресторанов, где будет приятно находиться, где можно выпить чая или кофе. Для своего ателье я придумала новое название — Volo. Это слово «полет» на итальянском. Начать хочу в Махачкале, а если получится все, то, может быть, и по всей России.