Как сыктывкарцы встречали солдат с фронта, почему местное радио вещало на трех языках и какие развлечения в городе были в военное время — об этом 19 июня рассказал историк Игорь Сажин на очередной экскурсии «Пешком по Усть-Сысольску». Подробности — в материале «7х7».
«Мобилизационный процесс выгреб почти весь Сыктывкар»
Экскурсию историк Игорь Сажин начал около Вечного огня в Сыктывкаре. Согласно переписи населения, в городе проживало около 25 тыс. человек — это в пять раз больше, чем в середине 1926 года. Этот рост объясняется тем, что Сыктывкар тогда стал базой для освоения Коми края. Большую часть «колонизаторов» составили заключенные.
По словам Сажина, на месте мемориала «Вечная слава» до войны стоял длинный барак, который был городским военкоматом. 22 июня 1941 года здесь начали принимать добровольцев и тех, кто шел на войну по повесткам. Сажин рассказал, что приближение войны сыктывкарцы почувствовали еще в 1939 году, когда сюда пошли эшелоны поляков.
— Можете себе представить? Город в 25 тысяч человек во время войны имел кроме пяти школ еще две чисто польские школы. Представляете, сколько поляков сюда пришло? Здесь был огромный поток, поляки расселялись по всему Коми краю. Это было связано с началом Второй мировой войны, и сюда высылалась огромная масса поляков: и заключенные, и поселенцы. Это прибытие иностранцев, которые тоже стали заниматься колонизацией Севера, это был такой сигнал, что что-то приближается, — рассказал Сажин.
Около 50 тыс. поляков выслали сюда, потому что Германия и СССР поделили территорию Польши. В 1941 году началась война, мы оказались союзниками с Польшей, поэтому их решили отпустить:
— Из лагерей 30 тысяч отпустили, 20 тысяч — из спецпоселков. Просто открыли ворота и сказали: идите. Люди вышли где-нибудь на Печоре — и куда? Место, куда они должны были прийти, было на пересечении Пушкина и Советской. Там находилась делегатура, она принимала людей, обеспечивала работой. Сыктывкар наполнялся уходящими поляками.
В 1943 году СССР порвал отношения с Польшей. Поляки, которые не успели уехать, все были объявлены советскими гражданами. Их начали набирать в 1-ю Варшавскую польскую пехотную дивизию имени Тадеуша Костюшко. На базе дивизии 14 мая 1943 года начал формироваться отдельный танковый полк, развернутый позже в бригаду. Это подразделение приобрело широкую известность после выхода художественного фильма «Четыре танкиста и собака». По словам Сажина, вполне возможно, что танкисты — «это ребята, которые были в Коми».
Один из объектов Сыктывкара, который буквально связан с началом войны, — столб с громкоговорителем. По воспоминаниям местной жительницы, около него собралась большая толпа и там она впервые услышала о начале войны. По словам Сажина, в 1939 году войну воспринимали как победную. Никто не думал, что она затянется на долгие четыре года.
— Эта военная мобилизация многими воспринималась как «вот сейчас мы врежем им и вернемся!». Это не было такой страшной катастрофой. Да, было ощущение, что погибнут, да, это война, да, это ужасно. Но то, что скоро это закончится и не будет такой длинной тяжелой, давящей ситуации, жуткого голода, постоянного напряжения сил, — этого ощущения не было, — рассказал Сажин.
За время работы военкомата из Сыктывкара и близлежащих сел призвали от 10 до 13 тыс. человек — это почти половина населения города в то время. Мобилизация была такой быстрой, что уже 23 июня солдаты на первом буксире «Бородино» отправились на фронт.
По воспоминаниям местных жителей, в военные годы на улице мужчин почти не было видно. Спустя время в город стали приезжать из Карелии и Ленинграда. В Сыктывкар эвакуировали несколько университетов, а большую часть студентов составляли женщины. Сюда же перебазировался Карельский научный центр РАН, а после войны тут появился Коми научный центр. Город продолжал расти.
Радиокомитет и единственный герой СССР из Сыктывкара
Из-за низкой грамотности населения почти все новости о войне сыктывкарцы узнавали по радио. Радиокомитет находился в Доме культуры (ныне театр драмы имени Савина). Туда приходили сводки всех Совинформбюро. Радио вещало на трех языка: русском, коми и польском. Сообщение о победе в войне тоже пришло сначала сюда, а уже позже разлетелось по всей республике.
— Нам сказали: «Ребята, скоро будет какая-то потрясающая новость. Скорее всего, о победе. Ждем!» Мы сидели и даже ночевали в комитете и ждали — что-то сейчас будет, что-то обязательно случится, — пересказывает воспоминания диктора Моисеевой историк Игорь Сажин. — 8 мая, ночью, пришла информация. Утром мы ее дали. Это было сообщение с голосом Левитана: война закончилась.
Раньше рядом с Домом культуры стоял большой двухэтажный бревенчатый многоквартирный дом. В одной из квартир проживал Герой Советского Союза Николай Оплеснин. Игорь Сажин рассказал, что после подвига Оплеснина, когда тот, трижды переплыв под огнем противника реку Волхов, вывел дивизию из окружения, его отпустили домой. Это было редкое явление, потому что солдат не отпускали с фронта. Героя СССР начали приглашать во все школы, трудовые коллективы — он стал популярной личностью. Ему поступали предложения не идти на фронт, но он от этого отказывался, вернулся на фронт и через несколько месяцев погиб.
— У нас где-то порядка 38 Героев Советского Союза, где барельефы выставлены. Но уроженцем Сыктывкара был только один герой. Все остальные были уроженцами других районов. Габов — единственный Герой Советского Союза — уроженец Сыктывкара. Недавно его именем назвали площадь. Но первый Герой Советского Союза был Василий Кисляков. В Сыктывкаре его именем ничего не названо, — сказал Сажин.
Во время войны город начал приходить в оборонное состояние. Все осваивали военные профессии, старались ходить на лыжах, учились подрывать танки. Причиной было то, что немцы дошли до Вологды: город старались отбивать, и туда фашисты не зашли.
Трофейные фильмы и партизанские отряды
Во время войны колхозы увеличили трудодни, люди уставали. У сыктывкарцев было несколько мест, где можно было отдохнуть: Кировский парк, Дом культуры и каменный кинотеатр «Родина». Кинотеатр вел работу по патриотическому воспитанию: перед сеансами показывали военную хронику, кадры о подвигах тружеников тыла. Показывали фильмы с патриотической тематикой: «Непобедимые», «Кутузов», «Фронтовые подруги», «Она защищает Родину». Каждый месяц показывали до 10 новых фильмов. Спустя два года после войны в кинотеатре появились и зарубежные киноленты. Перед их просмотром на экране появлялась надпись «Трофейное кино».
— И какие фильмы крутили! «Зорро»! «Три мушкетера», но не наш, а французский. Жители здесь во время войны впервые узнали о супергероях. То есть западной культурой мы начали пропитываться в этом кинотеатре, — рассказал Сажин.
Окончание войны сыктывкарцы праздновали тоже перед этим зданием. На улицы стекался большой поток людей, они шли сюда со всего Сыктывкара. Пустая площадь перед кинотеатром заполнилась, люди начали там танцевать, а из частных домов принесли столы, вареную картошку, кусочки хлеба, рыбу. Все кричали, обнимались, плакали.
От кинотеатра экскурсия перешла на Стефановскую площадь. Игорь Сажин рассказал, что рядом с ней находились Коми обком и горком партии. В одном из этих зданий формировались партизанские отряды в республике. Первый носил имя Василия Чапаева, а второй — Тойво Антикайнена (это финский политик, один из организаторов и руководителей Коммунистической партии Финляндии):
— Эти два отряда, Чапаева и Антикайнена, забрасывали в оккупированную часть Ленинградской области и Карелию. И там они вели партизанскую войну: подрывали поезда, поджигали немецкие склады, занимались диверсионными работами. И набирали их именно из Коми. У нас были свои партизаны, которые воевали за линией фронта.
После смерти Сталина, когда ввели праздник 9 Мая, на парапете у площади собирались ветераны 28-й Невельской дивизии. Еще до 1942 года на войну ушли почти все мужчины, поэтому было принято решение призывать заключенных. Их освобождали из колонии и направляли на фронт. Это были и жители Коми, и заключенные. Всего из республики было призвано 170 тыс. человек.
Как изменился город
Город наполовину состоял из колхозников, но остальные жители тоже пытались как-то прокормиться. Все территории начали использовать под посадку картошки — весь нынешний Кировский парк был засажен, даже в клумбах вместо цветов был картофель. Люди пытались кормиться, и это стало нормой периода войны. Рядом с парком находился Дом пионеров, в его двор передали зверей из Ленинградского зоопарка.
— Самое удивительное, что мы нашли в документах, — здесь находился слон! Для жителей Сыктывкара это тоже было место отдыха — сходить и посмотреть Ленинградский зоопарк, — рассказал Сажин.
Рядом с этим местом был спуск на пристань, откуда на буксире на фронт отвозили призывников. 29 июля 1945 года сюда пришел пароход с вернувшимися с фронта солдатами. По приказу первыми отпустили самых возрастных солдат, это были практически старики. Пароход плыл из Котласа и высаживал в деревнях людей. Информацию о нем узнали и сыктывкарцы:
— Сюда стала стекаться огромная толпа, построили трибуну, написали огромную фразу «Победа будет за нами!». Сыктывкарцы со всего города собрались. Появился пароход. Первое впечатление у некоторых: «Смотрим — зеленый пароход. Как будто весь в зелени, в листочках». Это были солдаты, они уже машут, видят кого-то из родственников. Люди снесли все ограждения и кинулись к этому дебаркадеру.
На этом месте прошел массовый митинг, это подробно описывалось в газетах. Всего в город вернулось 2100 человек. Второй пароход пришел 24 августа. Вернулись немногие. Здесь заложили камень о военных событиях. Заканчивая экскурсию, Сажин рассказал, что для многих война на самом деле закончилась, когда отменили карточки и люди смогли покупать еду неограниченно. Это был 1947 год.
Проект «Пешком по Усть-Сысольску» — это бесплатные пешие экскурсии по Сыктывкару, которые проводят историки, правозащитники и журналисты. Его придумали в феврале 2016 года члены регионального отделения Всероссийского историко-просветительского общества «Мемориал»*. Раз в месяц они рассказывают сыктывкарцам об истории города, каждый раз выбирая одну тему. Из-за пандемии экскурсии не проводили почти год.