200-летняя стена с замурованными окнами, безликий кирпичный дом, похожий на коробку, почерневший от старости барак — за этими неказистыми фасадами могут скрываться ценные исторические объекты и бывшие архитектурные жемчужины. Их поиском занимается основатель сообщества «Рязань, которую мы потеряли» Александр Дударев. Он считает, что мало найти такие объекты — важно на их фоне сохранить то, что еще не утрачено. О неочевидных, но уникальных находках краеведа из Рязани — в материале «7х7».

Кружок по интересам

Рязанец Александр Дударев 12 лет назад создал группу «Рязань, которую мы потеряли» в соцсети «ВКонтакте». Изначально она представляла собой кружок по интересам, в котором состояли краеведы и несколько интересующихся историей города подписчиков. Дударев размещал в группе снимки старых открыток, страховых досок, старинных домов и их элементов. Его не интересовало число подписчиков и лайков, главное — он мог делиться своими небольшими открытиями с единомышленниками и обсуждать их. Со временем на группу подписалось более 6 тыс. человек, фотоснимки краеведа студенты стали использовать в курсовых и дипломных работах.

В начале июня Дударев провел публичную лекцию, часть которой посвятил неочевидным историческим объектам города. Это дома или другие постройки, по внешнему виду которых невозможно судить об их исторической ценности или назвать их уникальными объектами архитектуры. Однако, если «копнуть поглубже», можно обнаружить много удивительного, считает краевед.

Александр Дударев. Фото Екатерины Вулих

— Нужно постараться видеть чуть больше, чем кажется. Взять Дом офицеров (сейчас это Дом общественных организаций на Первомайском проспекте). Мы привыкли, что он покрашен однотонной краской. По архивным же фотографиям видно, что внешние стены имели «шахматную» окраску из-за фактуры: на один квадрат краска нанесена гладко, на другом она шершавая. И так в шахматном порядке. Когда удалось обнаружить такой фрагмент, здание стали снова красить именно так, — рассказал он.

По его словам, прежний способ покраски Дома офицеров обнаружили случайно во время демонтажа то ли телефонной, то ли трансформаторной будки. Она вплотную примыкала к внешней стене, где не наносили краску несколько десятилетий. Это открытие кардинально изменило внешний вид здания.

Открытие Дударева

Уникальное открытие Дударева — каменная стена строения конца XVIII века, которую все считали просто старым, дореволюционным забором на улице Садовой. Однако он оказался частью «ранжереи» (устаревшее название оранжереи) именитого семейства Рязанской губернии, землевладельцев, купцов Рюминых.

— И я ходил мимо этого «забора» и не обращал на него внимания. Год назад заметил, что в нем заложены кирпичом не просто проемы, а окна. Но окон в заборах не бывает. В январе этого года на глаза попалась карта от 1821 года. И на ней в этом месте обозначено большое строение, одна стена которого была более 100 метров в длину. То есть это не забор, а сохранившаяся стена здания, — предположил краевед.

 
 
 

Подтверждение Дударев нашел в книге историков Ирины Кусовой и Дмитрия Филиппова «Дом и люди. Род Рюминых». В ней есть упоминание о «ранжерее», которая находилась на склоне оврага, над прудом. Сейчас в этом месте — Нижний городской парк.

Утраченное наследие

Тысячи объектов исторического наследия по всей стране были уничтожены во время Второй мировой войны, которая коснулась Рязани лишь частично. По словам Дударева, больше всего уникальных строений было уничтожено за последние 20 лет, начиная с 2000 года. Одни снесли по незнанию, другие изменились до неузнаваемости из-за непрофессионального капитального ремонта.

Один из таких примеров — дом №16 на улице Семинарской в Рязани. В 1870-х годах здесь располагалось первое в городе фотоателье. На втором этаже дома квартировал чиновник Иван Забела. Его дочь Надежда стала супругой художника Михаила Врубеля и моделью для его известной картины «Снегурочка». Архитектура и отделка дома были такими же уникальными, как и его история. К нашему времени от особняка остался безликий двухэтажный барак.

 
 
 
Фото из государственного архива Рязанской области

На улице Свободы, 71 расположен трехэтажный дом с мансардой, на месте которого до 2009 года находился памятник деревянного зодчества — дом рязанского купца Семёна Ажнина. Старое здание снесли, а на его месте возвели новостройку, которая лишь очертаниями и мансардой напоминает прежнее строение. Однако, по мнению Дударева, назвать реконструкцией такую замену нельзя.

 
 
 
Дом Анжина
Новостройка на месте дома Анжина

Под облицовкой из красного кирпича дома №23 на улице Скоморошинской «спрятался» бывший дом Шестовых постройки 1858 года. В процессе капремонта 1967 года он утратил все резные элементы и стал рядовым двухэтажным бараком, капремонт 2013 года изменил дом до неузнаваемости.

 
 
 
Дом Шестовых
Новостройка на месте дома Шестовых

О сохранении уникальных исторических объектов

В Рязани сохранились десятки известных исторических объектов, но о многих уникальных строениях со временем стали забывать, и они обветшали. Об их прежнем облике и существовании напоминают только фотографии. Чтобы найти такие объекты и напомнить о них рязанцам в своем паблике, Дударев собирает старые снимки и открытки, внимательно изучает архивные документы и иллюстрации рязанских изданий. По словам краеведа, он занимается поиском этой информации, чтобы люди знали историю своего города.

— Это нужно хотя бы тем тысячам подписчиков, которым интересна группа «Рязань, которую мы потеряли». Это немало. Город развивается, но я вполне согласен с высказыванием «Если человек не помнит своего прошлого, у него нет будущего».

Без прошлого город будет просто бетонной коробкой. Пустой коробкой.

По мнению Дударева, чтобы окончательно не потерять исторические объекты Рязани, нужно выявлять и ставить на охрану новые, грамотно реставрировать старинные здания и строения советского периода, запретить любое новое строительство в историческом центре города, наполнять исторические здания и пространства новым смыслом и содержанием, например реставрировать и открывать музеи.


В июле 2020 года региональное правительство постановило присвоить Рязани статус исторического поселения. Этот статус должен стать серьезным барьером на пути к сносу историко-архитектурных памятников и хаотичной застройке. Накануне принятия постановления на улице Свободы снесли крепкий дом, построенный городским архитектором Антоном Кандиновым. Градозащитники, краеведы и журналисты провели стихийный пикет, после чего к ним пришли полицейские и предупредили о недопустимости проведения подобных акций.

В материале использованы снимки из Рязанского областного архива