Женщины довольно часто слышат в свой адрес оскорбительные, раздражающие или просто неуместные комментарии о своем внешнем виде, характере и жизненных приоритетах. Это явление называется «мизогиния» — ненависть по отношению к женщинам. Корреспонденты «7х7» попросили участниц крупных фем-сообществ в социальных сетях назвать мизогинические слова и фразы и контекст, где они применяются, и вспомнить оскорбительные выражения в адрес мужчин (примеры мизандрии). Получился целый словарь хейтспича и стереотипов из разных сфер жизни с точки зрения феминисток: быта, семьи, отношений, работы и личностных аспектов (здоровья, внешнего вида, характера). Эти фразы прокомментировали эксперты — филолог, лингвистка и психологи.

Лексику ненависти в отношении мужчин и женщин комментируют: психолог Ольга Кравцова, психоаналитик Стелла Гусарова, лингвист Тамара Задорожная, филолог Галина Зуева, консультирующий психолог и тренер Илья Соболев.

1. Хейт-лексика. Что может обидеть женщину

«Женская работа»

 

По словам собеседниц «7х7», этот вопрос мужчины часто задают девушкам на свидании, как на экзамене: «Тяните билет, готовьте борщ». Формулировка стала такой популярной, что про нее создают темы на сайтах с вопросами и придумывают анекдоты.

В этой фразе есть пренебрежительное отношение к работе по дому как к легкой в сравнении с тяжелой физической мужской и отсылка к кухне как основной обязанности женщины. Журналистка Ксения Кнорре Дмитриева приводит аргументы, почему домашняя работа оказывается порой тяжелее работы по найму. В своем историко-психологическом исследовании ресторанный критик Даниэль Рогов пытается понять, почему женщины, которые традиционно берут на себя обязанности по приготовлению еды, редко становятся поварами.

Под «этим» чаще всего тоже понимается работа по дому: якобы женщины более заботливы и эмпатичны по природе, поэтому им доставляет удовольствие наведение порядка и уход за семьей.

В целом любая работа по дому ассоциируется с «женской». По умолчанию считается, что делать уборку, готовить еду и заботиться о детях — женские обязанности. Часто это создает так называемую вторую смену, когда после работы женщина «встает к плите», в то время как партнер отдыхает после рабочего дня.

В национальном корпусе русского языка сочетание «женская работа» встречается 17 раз, из них:

  • один раз упоминается, что женская работа — это «строительство семьи»;

  • один раз — ответственная должность, которая является «неженской работой»;

  • пять раз женской работой называется ткачество или рукоделие;

  • также «женской работой» называется работа в сравнении с мужской: «полагают, будто женская работа не может быть так чиста» (М. Е. Салтыков-Щедрин), «женская работа непрочная» (Ф. М. Степняк-Личкус);

  • все остальное — так или иначе работа по дому.

«Большой словарь русских поговорок» под «женской работой» понимает проституцию. Возможно, это послужило основой для еще одного стереотипа: «Настоящая женщина должна быть королевой в обществе, хозяйкой на кухне и шлюхой в постели».

Еще одно устойчивое выражение о женщине, которая занимается бытом. В противовес ей — мужчина-добытчик. Выражение связывается с архетипом Гестии — богини домашнего очага из греческой мифологии. В отличие от своих сестер Артемиды и Афины, она предпочла создание внутренней гармонии, а не поиск ее вовне. Архетип раскрывает направленность внутрь себя, умение слушать свои ощущения и приходить к гармонии через простые ежедневные домашние дела.

Ведическая культура поддерживает этот архетип, раскрывая его как предназначение женщины, а феминистское движение осуждает, говоря, что это ограничивает женщину в самоопределении.

«Женское счастье»

 

В отношениях с партнером женщину часто упрекают в том, что она не проявила достаточно «женской мудрости». Под «мудростью» здесь редко понимаются выдающиеся интеллектуальные способности, скорее, как это воспринимают представительницы фем-движения, это что-то сродни интуиции: женщина должна чувствовать настроение мужчины как главы семьи, подстраиваться под него, уважать его мнение, быть скромнее в высказывании собственного мнения. Предполагается, что такое положение в семье для женщины естественно — это ее «женское счастье». По довольно распространенному мнению, если женщина по каким-то причинам не делает всего этого, мужчина имеет право сказать «сама виновата, довела» и применить какую-то форму наказания: ударить, забрать деньги, выгнать из дома.

Мужчина в союзе может быть довольно беспомощным. Отсюда все истории типа «захомутала мужика, привязала пузом/увела» — истории об изменах мужчины или беременности женщины. Предполагается, что мужчина уходит из семьи не сам — его уводит другая женщина, обаянию которой он не может сопротивляться.

Без статуса замужней или хотя бы имеющей партнера «все одинокие бабы несчастные». Если муж будет бить ее, общество напомнит, что «мужчин тоже бьют» и женщины в союзах неумолимо «психологически насилуют мужчин».

Цель женщины в жизни, исходя из общественных стереотипов, по мнению феминисток, — поскорее захомутать какого-нибудь мужчину и немедленно родить, и лучше пораньше (в разумных пределах, не в подростковом возрасте), иначе можно заработать статус «старородящей» (такой термин, оценивая репродуктивные возможности женщины в 35–45 лет, используют врачи). Чаще всего одного ребенка родственникам мало, поэтому распространенный вопрос после рождения первенца — «Когда за вторым?».

«Детишек побольше» женщине старше 20 желают почти на каждый праздник и на свадьбе. Родившая женщина почти всегда превращается в «мамочку с коляской» или в ее агрессивную ипостась «яжмать» — наглую и эгоистичную мамашу, которая все свои желания прикрывает заботой о детях и уверена, что статус материнства дает ей право на все.

Женщина должна внимательно относиться к собственному здоровью. Ей могут напомнить, что ее здоровье слабеет с каждым днем («часики тикают»), поэтому лучше бы ей родить побыстрее. Здоровье и самочувствие женщины напрямую связано с сексом, считается, что если она раздраженная, не в духе, то у нее нехватка секса или «ПМС». Здоровье женщины, как учат поговорки, — инструмент для построения отношений с мужчинами: «Муж любит жену здоровую, а брат — сестру богатую».

Общество предъявляет ряд довольно жестких требований к женщине с самого ее рождения. Она должна быть послушной, веселой, хорошо готовить и выполнять работу по дому. Иногда она будет слышать в свой адрес: «Родители, наверное, хотели мальчика». Когда она немного подрастет, она станет «слабым» или «прекрасным» полом, поверхностной или наивной («О чем с женщинами еще разговаривать, кроме как о прическе»).

По мнению феминисток, подобными фразами мужчины не признают чувства женщин, игнорируют их попытки вести диалог, заявляют «ты это придумала» в ответ на любые претензии, делают одолжения («Я комплимент сделал, могла бы и спасибо сказать»), считают женщину переменчивым хамелеоном, который умеет вовремя «включать дуру/стерву» и «любит подчиняться».

С точки зрения представительниц фем-сообщества, мужчины делят женщин условно на три основные категории (с вариантами названий):

— "бабы" — истеричные, претендующие на власть в семье;

— "шкуры" — похотливые и низменные;

— "женщины" — либо музы, либо те, кто претендует с мужчиной на равное общение, но критерии этого равенства тоже определяют мужчины. Мужчина может, например, возвысить женщину, унизив других, фразой вроде «ты не такая, как обычные бабы / как другие женщины» (собеседницы «7х7» предположили, что некоторые мужчины считают это корректным, потому что женщина будет счастлива, услышав, как ее выделяют из массы других «баб»).

Многие женщины не замечают уничижительного контекста в подобных фразах, считают феминистки. Отчасти — из-за установок, которые они слышат еще в детстве. Девочек учат готовить и прибираться, чтобы они выросли хорошими женами и матерями (и это их предназначение). Если девочка капризничает, ошибается или ленится, она услышит укоризненное «кто тебя такую замуж возьмет», а если девушка пытается проявить себя вне навязанных рамок (например, сделать необычный макияж, выбрать «неженскую» специальность, продавить свою позицию) — ей скажут: «Парням такие не нравятся, девочки себя так не ведут».

«Бабский коллектив»

 

Женщина, случается, — не самый желанный сотрудник в компании, поскольку у нее «женская логика», все сложные процессы ей приходится объяснять на пальцах. Тяжелая физическая работа — это «не женское дело», а интеллектуальную «вам будет трудно понять, как девушке». Если сотрудница все же с чем-то справится, то услышит: «Неплохо для женщины».

Еще один стереотип, «послушай женщину — и сделай наоборот», может влиять на авторитет сотрудницы. 8 марта ей обязательно напомнят, что она не специалист, выполняющий свои обязанности в соответствии с должностью, а «украшение коллектива».

Полностью женские коллективы (например, бухгалтерию) называют «бабским», «змеюшником» или «серпентарием».

В интернете по запросу «начальник-мужчина» можно найти множество советов, «как строить отношения с начальником», «как вить из начальника веревки» и «16 признаков того, что начальник влюблен в вас». Это создает женщинам репутацию коварных манипуляторов.

По запросу «начальник-женщина» поисковая система выдает результаты типа «можно ли успешно работать, когда твой начальник — женщина?», «как сработаться с женщиной-руководителем», «как победить синдром пчеломатки». То есть в стереотипном представлении женщине будет не до работы — либо она очаровывает начальство, либо занята тем, что прогибает мужчин-подчиненных.

Уже на собеседовании женщине могут отказать со словами «Вы завтра в декрет уйдете». Если женщина решит добиться к себе уважительного отношения, она может услышать в ответ: «Хочешь равенства — иди в армию / на шахты!»

Дружить с другими женщинами, опираться на культуру сестринства, проводить время с подругами женщинам бывает непросто: по мнению феминисток, общество уверено, что женщины общаются друг с другом только для того, чтобы продемонстрировать свой статус или «забрать» себе наиболее статусного мужчину. Аналогично: не может быть дружбы между мужчиной и женщиной.

«Женские хитрости». Внешность

Рождение ребенка может повлиять на внешность, краситься нежелательно, потому что «мужчины любят естественную красоту». Если женщина хороша собой, сексуальна, то ее назовут «телкой», если оденется скромно — «синим чулком». Хорошая фигурка может быть "пропуском на работу", а чтобы казаться красивее, женщины постоянно применяют разнообразные «женские хитрости» и используют загадочные «женские штучки». Подобного рода гендерные стереотипы широко транслируются в СМИ.

2. Хейт-лексика. Что может обидеть мужчину

 

Мужененавистничество называется мизандрией.

Эксперты «7х7» признают, что язык ненависти по отношению к мужчинам довольно скудный. Нет фраз типа «яжотец», «кто тебя такого в мужья возьмет», «работать в шахте — предназначение мужчины», «в переводе на мужской».

3. Кто виноват и что делать

 

Корреспонденты «7x7» обратились за комментариями к экспертам. Филологи и психологи дали свою оценку лексике ненависти не только с точки зрения факта и причин ее существования, но и предложили варианты, которые позволят, с их точки зрения, снизить остроту конфликта и изменить ситуацию в целом в лучшую сторону.

Психолог Ольга Кравцова (Москва):

— Чтение всех этих клише вызывает у меня раздражение и в некоторых случаях даже возмущение: не очень понятно, как современный человек, если он хочет считаться интеллигентным и воспитанным, может употреблять такое. И я даже говорю не об откровенно хейтерских и поощряющих гендерное насилие («сучка не захочет...», «бить бабу»), а вообще в целом всех. Да, бывает, что человек «ничего такого» вроде бы и не имеет в виду, более того, может быть, считает какое-то выражение и комплиментом, и демонстрацией восхищения и даже уважения, тем не менее сексистские фразы остаются таковыми.

В этом и драма, что мы даже не замечаем этот «бытовой сексизм», он кажется нам естественным. Но ничего «естественного» (то есть идущего от природы) в таком сексизме, на мой взгляд, нет. Это все воспитанное в том обществе, в котором мы живем.

И в подобной ситуации СМИ играют роль не только «зеркала», которое нейтрально отражает явления, — они должны выполнять важную просветительскую функцию: не транслировать клише и стереотипы, а быть на шаг впереди, приучать аудиторию к грамотной речи, грамотной в том числе и с психологической точки зрения.

Любую дискриминацию, в частности дискриминацию по половому признаку, нужно искоренять в цивилизованном обществе.

Чем вызваны подобные высказывания? Видимо, годами, веками патриархальной культуры, исторически и культурно сложившимися представлениями о «женских» и «мужских» ролях. С развитием общества, с борьбой за права женщин и с признанием, что «женщина тоже человек», неудивительно, что женщины все меньше готовы терпеть язык вражды по отношению к себе. Да и мужчины, как мне кажется, внемлют разумным аргументам и все меньше готовы этот язык употреблять.

Психоаналитик Стелла Гусарова (Пенза):

— Возможно, вопросы типа «умеешь готовить?» — не просто про готовку, а про сытость. Если мужчина делает на это ставку, вероятно, у него имеется своя личная история с этой самой едой и готовкой. И вопросы здесь уходят корнями в отношения с его матерью. Подтекст — «а будешь ли ты так же хороша, как моя мать?» или, от обратного, «будешь ли ты хорошей мамой, которой у меня не было?».

Подобного рода фразы — это история про непринятие, про зависть, особенно если с мужской стороны слабый ресурс на достигаторство. Почему ресурс? Потому что вместо того, чтобы направить свою энергию (даже агрессию) на успех, ее направляют на осуждение. Это следствие того, что мужчины отрицают свою феминную часть (в каждом человеке есть мужская часть, Анимус, и женская, Анима). В идеале если бы мужчина был в контакте со своей Анимой, то подобных размышлений бы не было.

Но наше патриархальное государство и общество пропитано этим, мы привыкли, что мужчина ассоциируется с архетипом воина и порой сами женщины боятся и отрицают женское в мужчине — например, удивляются мужским слезам.

Природа этих выражений, на мой взгляд, имеет паттерн гендерный/культуральный/социальный и затрагивает множество сфер нашей жизни. Это стереотипы, которые в нашем веке, в наше время начинают рушиться. Женщинам хочется выйти из привычного статуса, как и мужчины меняют свой образ. Стереотипы тесно связаны с существующими в обществе гендерными ролями и служат для их поддержания и воспроизведения. В частности, гендерные стереотипы способствуют поддержанию гендерного неравенства.

Для чего вообще существуют подобного рода образы? Это распределение ролей из века в век, это давало понимание о функции и роли человека. Мужчина добывает, женщина готовит.

Но сегодня идет гендерная революция. Ее суть: люди не рождаются мужчинами или женщинами. Они сами выбирают пол и равны во всех сферах общественной жизни. 60 лет назад социолог Толкотт Парсонс сформулировал, что половые роли мужчин и женщин подчиняются определенным социальным ожиданиям и формируются в процессе социализации, а не буквальным образом вытекают из биологического формирования. Сильное влияние на изменение образа гендера оказал психоанализ с теорией психосексуального развития: она дает понимание, что через отношения с матерью и отцом формируется гендер в контексте культурного и символического воспитания.

Наша страна консервативна, и выглядит это для меня так, будто наблюдение за происходящим происходит через игнорирование тенденций развития личности. Что здесь выходит на передний план? Если женщины занимают равные с мужчинами позиции в обществе, то это ведет к определенной деградации, потому что женщины утрачивают свое «природное предназначение», они перестают заботиться о детях и домохозяйстве, а это как будто их главная функция. У нас до сих не поддерживается психологическая культура/развитие/воспитание, нет законов, этики, а почему? Думаю, если углубиться, ответ будет ясен.

Социокультурное переосмысление и определило развитие гендерной идентичности, послужило толчком для развития движения феминизма, а в XX веке в психоанализе это вылилось в отдельное направление.

В современной психологии можно выделить важные пункты в понимании гендерной идентичности:

1) появляется понятие собственно гендерной идентичности и концептуально обосновываются ее взаимосвязь и разграничение с половой и сексуальной идентичностями;

2) происходит отказ от дихотомического противопоставления маскулинности и фемининности;

3) закладываются основы теорий множественности гендера и широкой вариативности гендерной идентичности, выходящих за рамки традиционных ролей мужчины и женщины.

Сейчас большое количество движений, отстаивающих права, и это правильно, но тем не менее интереса недостаточно. А связано это с развитием человека, с расширением его кругозора, самосознания, понимания своего истинного «Я».

Я не могу говорить о том, что нужно миру, государству, обществу, но знаю, что человеку нужно погружаться в себя, ведь понимание, а в дальнейшем — осознание своей функции, роли, социального и культурного статуса и так далее дадут возможность формировать собственное мнение.

Такое формирование происходит в психоанализе/терапии, это психическая гигиена, необходимый шаг для каждого сознательного человека. Если человек не знает о том, что «мужские слезы» — это норма, что бить ребенка — это патология воспитания, что существую личные границы, что норма — говорить «нет», если тебя что-то не устраивает, что женщина имеет право добиваться успеха наравне с мужчинами, то как мы можем говорить об изменении тенденции мышления и стереотипов? И это лишь малая часть стереотипов. Важна внутренняя позиция личности, самостоятельно определяющей себя в пространстве гендера на протяжении всей жизни. Это можно определить для себя, освободившись от материнского/отцовского комплекса, если говорить профессиональным языком, от образов, живущих внутри.

Я рада тому, что люди приходят к гибкости мышления. Я наблюдаю в своей аналитической работе, как пациенты начинают расширять представление о мужском и женском, как мужчины начинают понимать, что у них есть и женское/феминное. Это часть формирования личности, мощнейший внутренний конфликт. А женщина приходит к осознанию, что она может быть не только матерью и женой.

Человек в контексте гендера кажется жестко зафиксированным, теперь гендер становится более текучим, что может определяться индивидуальными особенностями личности и конкретными социальными условиями развития и бытия человека.

В каждом из нас в разных соотношениях могут присутствовать как типично мужские, так и типично женские качества, и это норма.

Мужчина, прежде всего, — тип личности. Женщина, прежде всего, — тип личности. Личности необходимо понимать, что гендер — это уникальное, личное, сознательное и бессознательное переосмысление культурного архетипа, воплощенное в выражении «Вот что я подразумеваю под женственностью (мужественностью)».

Лингвист, преподаватель, автор Telegram-канала «Тамара учит русскому» Тамара Задорожная (Заречный):

— Негативная коннотация слова «женский» возникает всегда на противопоставлении к тем явлениям, которые несвойственны «мужскому». Например, во фразе «Она выбрала чисто женскую профессию — воспитатель» негатива нет, так как нет несоответствия. Сравните: «Ну что он себе за женскую профессию выбрал — учитель начальных классов!»

Язык ненависти отражает реальное положение дел в обществе и является отличным маркером. Новые слова никогда бы не придумали, если бы в них не было нужды и не сформировалось бы определенное социальное явление, требующее названия, как в случае с «яжмать» или «мамочка с коляской».

Сами молодые мамы никакого негатива в понятие «мамочки» не вкладывают — напротив, оно для них явно положительное. Иронизируют по этому поводу чаще мужчины и женщины, не погрязшие в быту и пеленках, — они воспринимают «мамочек» как недалеких женщин с узким кругозором, ограничивших себя бытом. Но насколько долго держатся эти слова и как долго несут ту или иную окраску? Это точно тема для диссертации по социолингвистике.

В 1930–70-х годах, когда женщины получили с мужчинами равные права, как пропагандировалось, коннотация фразы типа «она выбрала мужскую работу», «она по-мужски жестко руководит коллективом» была однозначно положительной. Сейчас такое возможно вряд ли, поскольку меняется представление о поведенческих чертах женщины.

Делать с ней [хейт-лексикой] по большому счету ничего не нужно. Эти слова живут недолго, да и задевают людей не только они. Исчезнут одни — появятся другие. Это борьба с ветряными мельницами. Дело в уровне культуры каждого. А вот как его повысить... Никто пока не ответил. Вопрос, как говорится, вечный.

Филолог, старший преподаватель кафедры журналистики Пензенского государственного университета Галина Зуева:

— Женщины в России работают наравне с мужчинами с начала XX века, и СССР этому способствовал, как ни одно другое государство в мире. Но один век — это крайне мало для того, чтобы мысль «Женщина — тоже человек» стала очевидной для всех. Стереотипы о женской якобы глупости по сравнению с мужским умом живут потому, что слишком мало времени прошло после того, как женщины получили возможность заниматься не только домом и детьми, но и любой общественно важной работой, наукой, творчеством — чем угодно.

Когда раньше женщинам было писать книги или делать научные открытия, профессионально рисовать или открывать бизнес, если они рожали по 10 детей? В патриархальной установке все было так: женщина занимается домом и детьми, а мужчина зарабатывает деньги и руководит. Он же глава семьи: он приводит жену в свой дом и дает детям свою фамилию, он — продолжатель рода. Эти установки, наверное, уже не победить, но женщины продолжают бороться за право быть личностью.

Женщинам до сих пор сложнее пробиться на хорошую должность, чем мужчинам, и «женская работа» считается менее серьезной, хотя это не так. В интервью с известными женщинами обязательно будет вопрос, касающийся того, как ей удается совмещать работу с творчеством или семьей. Мужчинам такие вопросы не задают.

Сейчас мы только в самом начале пути к тому, чтобы фразы из разряда «ты водишь машину, как мужик» перестали считаться комплиментами.

Что делать с такой лексикой? Ну как минимум говорить собеседнику, употребляющему эти фразы в твой адрес, что тебе неприятно это слышать. Выстраивать личные границы, объяснять: со мной так нельзя.

Консультирующий психолог, лектор, тренер Илья Соболев (Сыктывкар):

— Такие фразы грубы и могут быть для кого-то оскорбительны. Все они так или иначе могут нарушить личные границы. Но, анализируя здесь любое высказывание, надо понимать его контекст: где это сказано, как, ставил ли перед собой говорящий задачу обидеть или он просто не понимает, где границы, демонстрирует свою глупость, уровень интеллекта, образования. Бывает, что человек сознательно говорит подобные вещи, чтобы разозлить, чтобы самоутвердиться. И вот это уже интереснее: как правило, в 90% случаев это компенсация — мужчина пытается самоутвердиться за счет унижения другого. Если мы посмотрим на его поведение шире, то вполне возможно, что он обижает не только женщин, но и представителей каких-то групп, национальностей, профессий. Система стереотипов, которая живет в сознании такого человека, служит ему охранительным фундаментом для его комплексов. Вполне возможно, что его в детстве сильно унижали или не любили девочки. Например, фраза «Ты умеешь готовить?». Проблема не в ней самой, а в том, что за ней скрыто. Мужчина пытается найти комфортную среду обитания, он ищет мамочку или служанку. Мы имеем дело с проблемным товарищем, который не способен выстраивать гармоничные и экологичные отношения с правильным языком любви. От такого надо просто держаться подальше.

Для многих женщин «баба» звучит уничижительно и обидно. Но кого может задеть эта фраза? Женщину, у которой не выстроены личные границы, которая не умеет правильно работать со своей самооценкой, со своим внутренним стержнем, у которой невысокая субъектность. Женщина с развитой субъектностью не обратит на это внимания.

Предлагаю посмотреть на проблему хейт-лексики шире. Прежде всего, надо прислушаться к себе: «Меня это задевает? Если да, то почему?» А дальше — работать с этим: учиться адекватно воспринимать входящую информацию и самостоятельно выстраивать личные границы или исправлять среду «вот вы такие-сякие, не смейте так говорить». Первое направление более эффективное и быстрое, второе — более ненадежное, трудное и долгое. Можно двигаться одновременно в обоих направлениях.

В первую очередь, если фраза задевает, сама женщина обязана вступиться за свой авторитет, с помощью Я-сообщения и языка эмоционального интеллекта сказать собеседнику, что это больно и недопустимо (про это хорошо написано в книгах Дженни Миллер и Виктории Ламберт, Маршалла Розенберга и Дэниела Голлмана).

Все эти фразы надо научиться воспринимать иначе. К чистому грязь не липнет.

В поведенческой психологии есть понятие «виктимное поведение» (поведение жертвы). Например, в организации работает властная женщина, с уверенной походкой, с открытой улыбкой, а рядом с ней затюканная девочка в мешковатой одежде — кого будут задевать коллеги-мужчины? Конечно вторую — как ребенка, как незрелую личность, потому что мужчины увидели в ней жертву. Ей надо работать над собой, над своими травмами и самооценкой, взращивать себя как личность. Чтобы утырки на работе ничего про нее не говорили, ей надо найти правильные слова и выражения, чтобы отстоять свои границы, аргументированно показать, что так с ней разговаривать нельзя.

Однажды я был на перформансе на тему насилия в Петербурге. Было очень круто: танец, театральная постановка, психологическое состояние женщины после насилия. Но не было ответа, что делать, как себя защищать, как укрепить себя. Постоянное публичное проговаривание боли без ответа на второй фундаментальный вопрос Чернышевского приводит к тому, что мы формируем позицию жертвы, ослабляем женщину.

Акцент должен быть именно на «что делать» — это инструкции, как ответить в конкретной ситуации конкретному человеку. И в этом я вижу главную задачу, миссию феминистского сообщества.

Как направление, как явление феминизм — очень крутая штука. Это борьба за равные права и стартовые возможности. Вернемся ко второму пути влияния на ситуацию — борьбу с общественным мнением. Феминизм часто критикуют за его радикальность и неспособность выращивать личность, за то, что он культивирует и укрепляет в девушке жертву. Что проще — оставаться в проблеме, постоянно только рассказывать о ней или преодолевать ее и работать над собой? Конечно первое. Поэтому люди с проблемами образуют сообщества и начинают диктовать свои условия окружающим вплоть до радикальных мер, как, например, борьба с менспредингом в виде обливания отбеливателем мужчин, сидящих с широко расставленными ногами. Когда феминистки начинают радикально навязывать свои ценности, это вызывает ответную реакцию — очередную волну мемов, анекдотов и критики.

Есть понятие психологического экстремизма, когда группа или общество пытаются агрессивно навязать человеку то, что ему несвойственно, что он не знает, не умеет или не хочет.

Навязывание — это тоже всегда позиция слабого. Позиция сильного — это спокойная работа с границами. И если мы начинаем обличать мужчин, которые через свои фразы пытаются женщин задеть, и не работаем с самой женщиной, мы ослабляем ее — заранее ставим в позицию жертвы.

Работа фем-сообществ должна строиться на том, чтобы для женщин проводили как можно больше тренингов по вербальной, ментальной, эмоциональной, физической самообороне вплоть до самбо или айкидо или «В каком кармане лучше держать газовый баллончик». Важно вырабатывать в женщине субъектность, чувство значимости, чтобы она знала: у нее есть право обороняться, обозначать свои границы.

Культуру в обществе и в семье тоже надо менять, но это небыстрый процесс. Для этого у людей должна быть максимально широкая картина, что есть человек и личность, как это устроено и как с этим быть.

На мой взгляд, самый эффективный путь — постепенно взращивать в самих себе любовь и уважение, осознавать и понимать глубину мужских проблем, почему мужчины так себя ведут, почему общество именно так реагирует на женщину с небритыми ногами.

Если ты хочешь, чтобы тебя уважали, — начни уважать собеседника, начни с себя, пойми, почему он так себя ведет, неяростно объясни ему, почему это задевает. Если не понимает — сделай выводы и обходи этого мужика за километр.