Муниципальные депутаты из разных регионов России 22 мая в Новгороде открыли первый в новейшей истории Земский съезд. А спустя полчаса после открытия полиция его фактически закрыла. Несмотря на обилие людей в форме, задержали всего четверых. Но на остальных делегатов и волонтеров оформили административные протоколы за нарушение коронавирусных ограничений, которые рассмотрит суд в Новгороде. Корреспондент «7х7» Алексей Сабельский побывал на этом мероприятии.
Внезапные ограничения
Съезд готовился давно, и о его проведении все были хорошо осведомлены. За три дня до начала форума губернатор Новгородской области Андрей Никитин ужесточил правила проведения мероприятий в закрытых помещениях, постановив, что теперь нельзя собираться больше чем по 30 человек. В ответ депутат думы Великого Новгорода Анна Черепанова подала в суд с требованием признать внесение этих изменений и их немедленное вступление в силу незаконными.
Во избежание неприятностей оргкомитет съезда все же разделил участников на две группы и расположил их в разных залах, чтобы в каждом находилось меньше 30 человек. Для прессы подогнали туристический автобус, чтобы журналистам было где отдохнуть и писать новости. Правда, автобус журналистам практически не пригодился.
Съезд готовили в гостинице «Россия» рядом с Ярославовым дворищем — историческим центром Новгорода напротив кремля, через реку Волхов. Здесь в средние века проходила международная торговля, работали Готский и Немецкий дворы и находилось одно из мест вечевых собраний новгородцев. Вход на съезд был организован через отдельный боковой вход, и любой желающий мог через тонированное стекло увидеть, что происходит внутри.
— Город выбирал оргкомитет, не я лично выбирала. Оргкомитет состоит из депутатов из разных регионов России. Мы провели небольшой конкурс, в котором победил Великий Новгород. Нам всегда казалось, что Новгород — очень безопасный город и здесь всегда проходит все более-менее спокойно и демократично. Здесь есть сильные независимые депутаты. Великий Новгород — это родина российского народовластия. Мы хотим апеллировать к этому. России нужны собственные традиции, а не наносные, привозные, — говорила Юлия Галямина журналистам.
Большая часть местных СМИ, включая телеканалы, проигнорировали это событие, зато приехали съемочные группы НТВ и «Известий». Журналистка НТВ перед началом съезда стала преследовать Юлию Галямину и задавать провокационные вопросы.
- Юлия Евгеньевна, я правильно понимаю, что этот проект создан, чтобы провести своих депутатов в Госдуму?
- Извините, я не разговариваю с пропагандистами. Вы не журналист, вы — пропаганда. А пропаганда — это к Геббельсу, почитайте на досуге, что это такое, - ответила Галямина.
- Девушка, вы мешаете, отойдите, пожалуйста, - обратился к журналистке корреспондент SotaVision.
Задержание Галяминой
К открытию съезда Галямина ушла в помещение, а обеспечивать контроль за количеством человек в залах остался председатель местного городского отделения «Яблока» Виктор Шалякин. Вскоре к крыльцу, где он стоял, подошла полиция во главе с начальником УМВД Великого Новгорода Сергеем Максимовым. Он и несколько сотрудников МВД попали в зал, еще около 10 человек в форме остались на улице. Шалякин начал спорить с полицейскими:
— Цвет нации собрался, цвет нации, депутаты со всей страны приехали! А вы приехали срывать съезд. Кому вы служите, товарищ полковник? Российской Федерации ли вы служите?
По толпе журналистов эхом пронеслось «Максимов, Максимов...». «А кто такой Максимов? Целый начальник приехал?» — спрашивал кто-то из приезжих.
Журналисты стали всматриваться через тонированное стекло внутрь. В зале полицейские стали брать объяснения у делегатов, затем — оформлять на всех административные протоколы. «25 человек. Здесь 25 человек. 25!» — повторяла Юлия Галямина в разговоре с начальником городской полиции.
— Это какое-то шоу «За стеклом» получается, — засмеялся один из журналистов.
Несколько фотографов прильнули объективами к стеклу.
— Юлю пошли задерживать, — сказал кто-то.
Около 10 полицейских, стоявших на улице, направились через парадный вход внутрь. Несмотря на объявленный план «Крепость», который вкратце можно расшифровать как «никого не впускать и не выпускать», вслед за полицией в гостиницу вбежали и журналисты. Вся толпа пошла через банкетный зал с накрытыми столами (в этот вечер здесь планировалась свадьба). «Здесь явно накрыто больше чем на 30 человек», — заметил бежавший с камерой наперевес фотограф.
За красивой свадебной ширмой с буквами ВН Галямина уже спорила с полицейскими. Вместе с ней вся толпа побежала в обратном направлении. «Тут же свадьба, осторожнее!» — просила сотрудница гостиницы.
— В очередной раз меня господа полицейские задерживают без верхней одежды, — заметила Юлия Галямина, когда полицейские вели ее к машине. — В полиции такая традиция, дорогие журналисты. Они сказали, что я не выполняю законные требования сотрудников полиции, статья 19.3… Почему вы мешаете мне идти? У него [полицейского] нет жетона. Уважаемые господа, прежде всего полковник Максимов нарушает мои права. Сказали, что мы нарушаем санитарные нормы, но мы не нарушаем их, у нас 25 человек в зале. Мы посчитали по головам. Тогда они сказали, что мы друг к другу слишком близко стоим. Это политическое преследование независимых депутатов. Вся страна это видит… Мы продолжаем нашу пресс-конференцию, уважаемые журналисты, еще вопросы?
Все это время полицейские вели Галямину сначала по залам, затем по улице и посадили в полицейский «УАЗ». Некоторые журналисты не удержались и стали скандировать: «Юля! Юля!»
Следом за ней вывели депутата из Санкт-Петербурга Виталия Боваря. Его задержали за то, что он продолжил выступление после того, как пришла полиция.
Занимательная арифметика от полиции
Затем из зала стали по одному выпускать депутатов.
— Я был во втором зале. В 14:40 пришли сотрудники полиции, полковник Максимов сказал, что мероприятие незаконно, что в зале находится больше 30 человек. На наше резонное возражение «давайте посчитаем» они сказали, что считать не будут. Они как бы объединили два зала в своих протоколах. По количеству людей получилось больше 30. Если следовать этой логике, люди, которые [в гостинице] пойдут на завтрак с утра, тоже будут объединены единым умыслом и там будет больше 30 человек. Нам ответили, что на общепит это не распространяется, — рассказал сельский депутат-самовыдвиженец из Пензенской области Иван Финогеев.
Иван показал свой административный протокол. Там значился 31 человек. «Это у всех так написано», — сказал он. По его словам, в одном зале находилось 25 человек, в другом — 23. В воскресенье его дело, как и дела остальных участников съезда, должны рассмотреть в Новгородском районном суде.
Пока депутатов с протоколами выпускали на улицу, к гостинице приехали гости свадьбы и встали в почетный коридор в ожидании жениха с невестой. Внимание журналистов переключилось на это событие. С шутками и смешками фотографы и операторы стали ждать молодых вместе со всеми, чтобы запечатлеть молодоженов и полицейских в одном кадре. «Вся Россия в одном фото», — отметил кто-то.
На этом «официальная» часть первого дня Земского съезда завершилась. Полицейские продолжили отпускать оставшихся депутатов, некоторые не стали давать пояснения и подписывать протоколы. Вечером задержали еще двоих — муниципального депутата из ЯНАО Александра Бондарчука и новгородского «яблочника» Виктора Шалякина. Всех задержанных оставили в полиции на ночь. Галяминой и Шалякину, помимо нарушения коронавирусных ограничений, вменяют неповиновение сотрудникам полиции (статья 19.3 КоАП РФ). Новгородские активисты, участвовавшие в митингах за свободу Навального зимой, привезли им теплые вещи, воду и книги.
В воскресенье, 23 мая, на съезде планировалось множество дискуссий, но уже ясно, что они также сорваны из-за участия делегатов в судебных разбирательствах.
Несмотря на разгон, в официальном заявлении Земский съезд объявил, что продолжит работу:
— Выражаем поддержку и солидарность с нашими товарищами Виталием Боварем, Александром Бондарчуком, Юлией Галяминой, Виктором Шалякиным, задержанными по политическим мотивам. Мы требуем их немедленного освобождения! Земский съезд продолжит свою работу на благо наших избирателей и местного самоуправления! Цели и задачи съезда будут выполнены.
В разговоре с корреспондентом «7х7» организаторы отметили, что пока уточняют формат дальнейшей работы, а пока все едут на суды.
Обновление 12:05. Участники съезда приехали в Новгородский районный суд, где в 11:00, согласно данным протоколов, должен был начаться суд над Юлией Галяминой. Но пресс-секретарь Новгородского областного суда Валерий Таганский официально заявил собравшимся, что сегодня никаких заседаний не будет. Задержка, по его мнению, связана с подготовкой материалов дела.
- Материалы дела в суд не поступили, поэтому судебных заседаний сегодня не будет. Материалы ожидаются завтра, - прокомментировал в беседе с корреспондентом "7х7" пресс-секретарь Новгородского областного суда работу суда районного.
Участники Земского съезда сообщили, что он продолжит работу 23 мая в 13:00 в онлайн-формате.
Земский съезд — это собрание муниципальных депутатов из нескольких десятков российских регионов, проведение которого было запланировано на 22–23 мая. Как значится на сайте съезда, его участники собирались обменяться опытом и скоординировать свои действия в преддверии выборов в Госдуму. Они продвигают идеи сильного местного самоуправления и изменения бюджетных принципов с целью увеличения налоговых отчислений в муниципальные бюджеты.
13 марта полиция разогнала форум независимых депутатов «Муниципальная Россия», проходивший в Москве. Силовики тогда задержали около 200 человек — всех участников мероприятия. На них составили протоколы по статье 20.33 КоАП РФ о сотрудничестве с нежелательной организацией. ГУ МВД РФ по Москве официально сообщило, что форум проводился без соблюдения санитарно-эпидемиологических мер, а среди участников были члены нежелательных организаций.