В Госдуму 4 мая были внесены три законопроекта, в том числе о запрете избираться в нее гражданам, «причастным к деятельности» экстремистских или террористических организаций. Сторонники проводимой в России политики пишут, что это необходимо, но таких постов в соцсетях мало. Гораздо больше блогеров обращает внимание на то, что с принятием таких законов от участия в выборах в Госдуму можно будет устранить многих оппозиционно настроенных кандидатов, особенно сторонников Навального. Почему так может произойти и как эти нововведения могут ограничить избирательные права россиян - в обзоре мнений, который собрал «7x7».
Законопроект об ограничениях на выборах в Госдуму внесли депутаты Ризван Курбанов (КПРФ), Дмитрий Савельев (ЛДПР), Алексей Чепа (СР), Николай Рыжак (СР), Василий Пискарёв (ЕР), Андрей Альшевских (ЕР), Андрей Исаев (ЕР), Адальби Шхагошев (ЕР). Если его примут, то избираться в Госдуму не смогут не только те, кто участвовал в работе запрещенных организаций после их официального запрета. Закон будет иметь обратную силу: в выборах не смогут участвовать те, кто стал членом такой организации или просто оказывал ей помощь в течение последнего года до запрета или руководил ею в течение последних трех лет. Соответственно, это коснется сторонников и членов штабов Навального, если их признают экстремистскими.
По Конституции РФ нельзя задним числом лишать права избираться. В статье 54 Конституции сказано, что «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». Кроме того, в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нет ни слова об ограничении избирательных прав сторонников запрещенных организаций. При этом в нем говорится, что этому ФЗ не должны противоречить другие законы о выборах и референдумах.
Согласно второму законопроекту запрещается участие российских граждан и юридических лиц в деятельности организаций, признанных нежелательными в России, за пределами территории РФ.
Согласно третьему возбуждать уголовные дела за «участие в деятельности нежелательной организации» можно будет не после двух административных протоколов, а после одного. А для руководителей таких организаций уголовная ответственность может наступить сразу. Участие в работе нежелательной организации депутаты предлагают наказывать штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет. За руководство такой организацией хотят ввести обязательные работы на срок до 480 часов, при этом сохранив сроки лишения свободы от двух до шести лет.
«Этот ход власть делает не от слабости, а от силы»
Бывший зампредседателя кировского правительства Сергей Карнаухов в эфире YouTube-канала «Соловьёв LIVE» одобрил нововведения. Несмотря на то, что он еще не принят, Карнаухов выразил надежду, что «Альянс врачей»* и «Альянс учителей» тоже будут признаны экстремистскими и не смогут работать.
Руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков написал, что законопроект логичен и что он внесен не из-за страха проиграть оппозиции на выборах:
- Этот ход власть делает не от слабости, а от силы. От осознания собственной уверенности и правоты. Подобным образом действует игрок, чувствующий приближение окончательной победы и намеревающийся получить как можно больше причитающихся ставок. <…> В таких условиях любая власть, обладающая хоть минимальным инстинктом самосохранения, руководствуется простой логикой: воспринимает угрозы серьезно и серьезно действует, мобилизует все силы и использует все средства.
Экс-руководитель нижегородского Центра «Э» Алексей Трифонов считает, что «этот закон – народный» и что он помешает Западу вмешиваться в российскую политику:
- Люди крайне негативно относятся ко всему, что связано с терроризмом и экстремизмом. При этом закон уже поддержан всеми фракциями – а это важный показатель. И главное, его инициаторы – члены комиссии по борьбе с иностранным вмешательством, в том числе Пискарёв. По сути, навальнята, годами работающие на Запад для подрыва внутренней ситуации в России, понимают, что теперь у них не останется никаких шансов пролезть во власть, чтобы и так заниматься своей деструктивной деятельностью.
«Удар наносится по легальной политической деятельности»
Журналист Алексей Пивоваров уверен, что смысл новых законопроектов «по большей части – запугать», а ограничения вводятся для недопущения в Госдуму Любови Соболь:
- Похоже, Кремль считает для себя опасным даже просто проведение ее предвыборной кампании.
Вице-президент Центра политических технологий, профессор ВШЭ Алексей Макаркин обратил внимание, что законопроект о выборах сформулирован так, чтобы ограничить в праве избираться максимально большое количество людей:
- …Человек, во второй половине прошлого или начале этого года пожертвовавший ФБК* Алексея Навального хотя бы один рубль, либо сдавший в аренду его отделению офис, либо выступивший на семинаре ФБК*, либо оказавший любую иную помощь (понятие, которое можно трактовать крайне расширительно), не сможет участвовать в думских выборах 2021 года. При этом закон фактически получает обратную силу, так как никто из данных лиц не мог предположить, что ФБК* будет признана экстремистской организацией. И наконец, основания, по которым ФБК* собираются признать такой организацией, засекречены.
Блогер из Москвы Кирилл Шулика считает, что законопроект внесли в майские выходные, чтобы он остался незамеченным:
- Сложно представить, какое количество россиян этот закон лишит пассивного избирательного права.
То есть руководители и активисты штабов Навального в регионах не смогут участвовать даже в муниципальных выборах. Более того, не смогут участвовать действующие депутаты, которые со штабами так или иначе сотрудничают.
По мнению Шулики, законопроект хотят принять из-за боязни проиграть на выборах конкретной оппозиционной силе, а репрессии продолжатся:
- С 17 января 2021 года мы живем в другой стране и в другой политической системе. Да, признавали экстремистами и сажали националистов и нацболов, но именно сейчас речь идет не об отдельных политиках, активистах или группах, а об уничтожении созданных для участия в выборах структур. То есть удар наносится по легальной политической деятельности.
С ним согласен руководитель интернет-издания It’s My City журналист из Екатеринбурга Дмитрий Колезев:
- Понятно, что это про ФБК* и Навального. То есть огромная масса людей, отправлявших деньги ФБК* и штабам Навального, лишается пассивного избирательного права. <…> Законопроект совершенно невероятный. Вы можете работать в организации, к которой нет никаких претензий, но потом ее признают экстремистской, и ваши политические права будут ограничены. Я не юрист, но предполагаю, что это не очень согласуется с Конституцией, а также с логикой и здравым смыслом. Хотя о чем это я.
Колезев обратил внимание, что законопроект, видимо, писался в спешке, поскольку в пояснительной записке к нему «Российская Федерация» и «пиар-кампания» написаны с ошибками.
Председатель сетевого движения «Открытая Россия» Анастасия Буракова добавила, что второй законопроект - об изменении наказаний за участие в деятельности нежелательной организации - тоже чреват тем, что может коснуться кого угодно. Она напомнила, что «нежелательной» организацию могут признать без оснований, как это случилось в 2017 году с «Открытой Россией»:
- Почему? По кочану! Минюст спешит объясниться, мол, это про британцев каких-то, российского движения это никак не касается. Тем не менее в отношении активистов начинают пачками возбуждать дела по 20.33 КоАП за участие в дебатах, репосты, анонсы мероприятий, правозащитные семинары, выступления на митингах - вообще за все, считая это «деятельностью нежелательной организации».
«Переход от репрессий против политиков к репрессиям против избирателей»
Депутат Псковского областного собрания от партии «Яблоко» Лев Шлосберг считает, что новые законопроекты - это переход к массовым репрессиям:
- Полная зачистка политического поля никогда не заканчивается полной зачисткой политического поля. Ставка на тотальную дискриминацию запускает процессы кристаллизации ненависти. Придание репрессивным законам массового действия обратной силы – это переход от репрессий против политиков к репрессиям против избирателей. То есть против народа как носителя власти. Понятно, что это не ставка на «понуждение к любви» к Путину и «Единой России». Никакой речи о любви нет и уже не может быть. Это – начало массовых гражданских казней, переход к тотальному устрашению и устранению людей из политики.
Глава сети региональных штабов Навального Леонид Волков предполагает, что новые ограничения могут затронуть более 200 тыс. человек, отправлявших пожертвования их команде:
- Мы уже видели массу "законов против Навального", но ТАКОГО еще не было, конечно. Жертвовал хотя бы копейку в ФБК* в течение последнего года (!) — тебе нельзя баллотироваться в Госдуму. Работал координатором штаба Навального в течение последних трех лет (!!) — тебе нельзя баллотироваться в Госдуму. Вы просто почитайте, там в каждой строчке СТРАХ.
Редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов считает, что новые ограничения избирательных прав – вполне логичный итог молчания большей части россиян:
- Когда сегодня мы удивляемся масштабам преследований инакомыслящих, нужно держать в голове две мысли. Во-первых, мы все привели страну к нынешнему состоянию — каждый из нас в меру своего равнодушия и готовности закрывать глаза на очевидное беззаконие.
<…> Во-вторых, это теперь не остановится само по себе - без большого чуда или большого горя. Какой-то обидчивый человек там, наверху, сказал: «Сделайте с ними что-нибудь, чтобы я этого больше не видел». И отныне он будет видеть в нашей бывшей общей стране только тех, кто от него в восторге. Подтянутых и спортивных молодых людей, чтящих подвиги предков, гетеросексуальные семьи с розовощекими младенцами, взявшими льготные ипотеки, журналистов, которые задают острые, но актуальные вопросы («Как вы стали таким великим?»), преподавателей права, которые верят в обнуленную Конституцию как в высший эпизод развития национальной юридической мысли. Институтов - медиа, партий, выборов, судов, НКО, университетов - уже нет.
Заместитель председателя московского «Яблока» Кирилл Гончаров отметил, что такими темпами под удар скоро может попасть любой жители России, несогласный в чем-то с партией власти:
- Аксиома: если ЕР не может победить на выборах, они запретят в них участвовать всем, кроме себя. Сначала одной рукой признают своих критиков экстремистами, а другой - вносят закон о запрете им избираться. И это удар не только по ФБК* — завтра экстремистами могут признать каждого из нас.
Политик из Москвы Дмитрий Гудков резюмировал суть новых законопроектов:
- Каждым новым преступным законом Путин спрашивает: ну теперь-то вы поняли, что я у вас – навсегда, до (вашего) конца? Не поняли? Тогда вот еще, для понимания. Вчера вечером, сразу три «законопроекта».
Юрист из Москвы Пётр Карманов отметил, что законопроект об ограничениях на участие в выборах в Госдуму не проработан и сам по себе является нарушением законодательства:
- Из плюсов только что распространяется исключительно на выборы в ГД, а также практическая бесполезность (всех навальнистов и так 100% снимут по подписям). Законопроект должен быть признан неконституционным чуть менее чем полностью, если КС хоть минимально проявит волю к жизни. И, конечно, любое его применение должно квалифицироваться как нарушение права на участие в парламентских выборах в ЕСПЧ.