Президент России Владимир Путин 21 апреля обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Некоторые блогеры в соцсетях отмечают, что семьям с детьми опять пообещали деньги, недружественным странам - «кузькину мать», при этом президент впервые не говорил о будущем России. На какие моменты в послании Путина обратили внимание россияне — в обзоре «7х7».

Ценности как «цемент для общества»

Судя по комментариям блогеров, президент не сказал ничего нового.

Депутат Госдумы Пётр Толстой назвал послание «по-настоящему социальным»:

— Сегодня в послании речь шла не просто о разовых выплатах, а о системном подходе к формированию мер поддержки тех, кто особенно нуждается в помощи.

Сопредседателю партии «Справедливая Россия — За правду» писателю Захару Прилепину понравилось, что президент уделил внимание культурной сфере:

— Слово «культура» в первой половине послания прозвучало прямо много раз. Хорошо. Много про молодых родителей и детей. Очень хорошо. И отдельно, от себя, сказал про Сталинградскую битву, которую в новейших идиотских учебниках периодически забывают. 

Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков заметил, что Путин начал обращение со значения духовно-нравственных ценностей:

— Неслучайно: именно эти ценности — не деньги и погоня за наживой, которые у нас превратились чуть ли не в абсолютный социальный идеал, способны стать прочным цементом для общества.

Телеведущая Тина Канделаки считает, что слова президента укладываются в логику национально ориентированного государства:

— Приоритет — человеческому капиталу и национальному производству. Глобализация ни к чему хорошему не привела, так что давайте начнем строить государство с ориентацией на самих себя. Sounds like a plan [перевод с английского: 'звучит как план'].

Руководитель Института политических исследований Сергей Марков обратил внимание, как Путин сравнил недружественные к России страны с животными из «Книги джунглей» Киплинга:

— Главный мем, конечно, — это сравнение США с Шерханом. А остальных нападающих на Россию - с шакалами. Кстати, Киплинг — крутой империалист и имперец и сторонник жесткой силы, и его ненавидят все левые гиперлибералы, которые правят в западных столицах сейчас. Шакалы-то уже почти стали думать, что шакалы - это хорошо.

 
Что сказал Путин о других странах

«Цепляют Россию то тут, то там без всяких причин. Конечно, вокруг них сразу же, как вокруг Шерхана [тигр из «Книги джунглей» Киплинга], крутятся всякие мелкие Табаки [шакал, помощник Шерхана]. Все как у Киплинга. Подвывают, чтобы задобрить своего суверена», — отметил Путин.

Колумнист телеканала RT Максим Кононенко напомнил, что Киплинг был не только империалистом, но и нацистом.

Телеведущая «России-1» Наиля Аскерзаде решила перечитать «Книгу джунглей» Киплинга, чтобы найти в ней другие цитаты президента.

По мнению блогера Кристины Потупчик, послание президента в этот раз стало «торжеством партии здравого смысла»:

— Здоровье, культура, образование, никакой тебе кузькиной матери.

При этом более внимательные блогеры заметили, что, говоря об отношениях с другими странами, Путин как раз не смог обойтись без «кузькиной матери»: он сказал, что недружественные страны «пожалеют так, как давно ни о чем не жалели».

«Страна, которую Путин описывает, она где находится?»

Политик из Москвы Дмитрий Гудков кратко резюмировал содержание президентского послания:

— Детям — мороженое, бабе — цветы, Киплинг — великий писатель, войны пока не будет.

По мнению политолога Аббаса Галямова, президент решил купить жителей России:

— Вообще удивительно, как человек, который так любит рассуждать о какой-то особой духовности россиян, так банально пытается купить их лояльность за деньги [пообещав очередные пособия].

По мнению депутата Законодательного собрания Карелии Эмилии Слабуновой, все сказанное Путиным было вынужденным:

— Реально президенту явно говорить хотелось о другом. Каждая фраза давалась через преодоление и комок в горле, то есть буквально выдавливалась. При этом стакан с эликсиром подать/предусмотреть оказалось некому.

Политолог Екатерина Шульман считает, что ничего из ряда вон выходящего Путин не сказал:

— Ладно, могло быть хуже. Дети, алименты, автобусы, газ, Киплинг.

Журналист Майкл Наки задумался, о какой стране в своем послании говорил глава государства:

— А вот та страна, которую Путин описывает, — где пандемию прошли с минимальными потерями, где экономика развивается, где легче всего в мире заводы построить, где поддерживают семьи, — она где находится?

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский заметил, что за время своего руководства президент так и не узнал, что происходит в стране:

— Президент Путин «выразил недоумение тем, что не у всех россиян есть газ в домах». [Вырезано цензурой], он только сейчас об этом узнал? И кто нами правит 21 год, не напомните?

Руководитель интернет-издания It’s My City журналист из Екатеринбурга Дмитрий Колезев увидел осторожность в словах президента про западных оппонентов:

— То есть вроде как воинственно и грозно. Но — ни разу даже название государства-оппонента не прозвучало, полунамеки, цитаты из Киплинга, догадайтесь сами, придраться не к чему. Путин сказал, что Россия мостов не сжигает, и готова сотрудничать, и даже на хамство не отвечает (привет Байдену). Но если кто-то хочет испортить отношения, то «пожалеют так, как давно ни о чем не жалели». И дальше — напоминание про наше ядерное гиперзвуковое оружие.

В общем, все по классике и довольно предсказуемо: кузькина мать как главный аргумент отечественной международной политики в последние 60 лет. «Сармат», «Авангард», «Пересвет» — три кита, на которых нынче стоит престиж России.

Колезев отметил, что, пока президент рассказывал о вложениях в фундаментальную науку и росте научного потенциала РФ, в Институте прикладной физики в Нижнем Новгороде задержали за репосты в Facebook замдиректора института, академика РАН, лауреата Госпремии РФ Ефима Хазанова: 

— А потом мы удивляемся — почему 70 тысяч ученых за год уехало из России? Из-за низких зарплат? Только ли?

Руководитель консалтингового агентства NPR Group политконсультант Дмитрий Фетисов назвал выступление президента «посланием недосказанности»:

— Как минимум два вопроса президент оставил без ответа: во-первых, где брать деньги на обещанные ништяки? Во-вторых, что будет с Донбассом?

Журналист Роман Попков обратил внимание, что Путин перепутал Варшавский договор с Договором о коллективной безопасности (Ташкентским договором):

- …Ему уже улыбаются из застойной Вальхаллы Брежнев и Черненко. Все это было бы смешно, если бы не сопровождалось еще и игрушками с танками и ракетами на госгранице.

«Ставка будет делаться на репрессии и фальсификации»

Президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков охарактеризовал послание как умеренное, миролюбивое и «благоприятное для страны»:

— Никаких эскалаций, изоляционизма и алармизма. Прагматизм побеждает эмоции.

Политику Сергею Удальцову послание показалось слабоватым накануне выборов в Госдуму:

— Такое президентское послание явно не оправдало нагнетавшиеся пропагандой завышенные ожидания и не сможет кардинально улучшить рейтинги власти. Так что впереди у Кремля тяжелые выборы, очевидно, что опять ставка будет делаться на репрессии и фальсификации…

Руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает, что власти грамотно воспользовались «ошибкой навальнистов с неудачно назначенным временем митинга»:

— Теперь ведь легко можно убеждать аудиторию: акции - наглядная демонстрация того, что оппозиция против путинских социальных выплат детям, матерям и прочего. Таковы законы жанра.

Депутат Псковского областного собрания Лев Шлосберг объяснил осторожность послания опасением проиграть ближайшие выборы в Госдуму:

— Получилось ассиметрично желаниям, но симметрично внутренним угрозам. Пожары недовольства будут заливать деньгами. Если не хватит в чулане — допечатают через инфляцию.

Блогер из Москвы Кирилл Шулика уверен, что в этом послании Путина «свежих идей нет исключительно по одной причине - несменяемости власти». Он отметил, что в выступлении президента впервые не было никаких планов.

— Никакого транзита власти не будет, но в этом никто и не сомневался. Мы видим, что абсолютно нет никакого базиса для этого. Нет даже образа той России, которую можно передать преемнику. Это и означает, что нас ждут годы стагнации и деградации. И то отставание, которое есть сейчас, будет увеличиваться, и совершенно не факт, что мы его в ближайший век преодолеем. И имейте в виду, что любые разговоры о будущем России и ее месте в мире станут экстремизмом. От западничества до ватничества с признанием ЛНР и ДНР. Новый социальный договор: мы вам 10 тысяч на школьников, а вы нам — несменяемость власть. Когда-то был Крым и подъем, связанный с этим, Россию представляли империей, а что теперь от этого осталось? <...> Я далек от мысли, что в зале там были все дураки, холуи и идиоты. Совсем нет! Наоборот, многие, конечно, вам не скажут, но они осознают, что никто не видит будущего страны и никто не мыслит даже на пять лет вперед. Многие это помнят еще из эпохи Брежнева. И Советский Союз развалился ровно тогда, при Горбачёве лишь оформили неизбежное. 

* выполняет функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.