В конце 2020 года в одном из районов Петербурга открылся частный центр инклюзивных проектов и социальной интеграции для детей с особыми потребностями «Какая разница!». Его руководители Валерия Катаева и Павел Кулаев предложили отличный от государственного подход к обучению детей с аутизмом и другими заболеваниями. Путь от простой продленки для особых детей до открытия собственного центра и планов набрать частный коррекционный класс занял несколько лет. Журналист «7х7» Максим Поляков встретился с сотрудниками проекта «Какая разница!», чтобы узнать, как они меняют жизнь детей с аутизмом и почему не менее важно помогать их родителям.

Первые шаги

«Я помню, как отработала в коррекционной школе первый год и уехала в отпуск. Я поняла, что я в отпуске отдыхаю, а мои дети сидят дома. И дай бог кто-то из них выехал на дачу — это уже хорошо. И в этот момент я поняла, что было бы хорошо что-то такое создать, чтобы мои ребята отдыхали и их жизнь была бы разнообразной, чтобы было что-то еще» — так Валерия Катаева, невысокая улыбчивая девушка со светлыми волосами, вспоминает момент, когда впервые задумалась о создании своего собственного проекта помощи детям с особенностями в развитии. 

Еще до школы она работала в общественной организации социальной помощи детям с инвалидностью и взрослым «Перспективы». Когда она только пришла туда, то дала себе слово: если запла́чу, то уйду оттуда и больше не вернусь. Но дети, некоторые из которых с трудом ходили, покорили ее. В них она увидела супергероев и поняла, что хочет помогать.

В один из дней к ней пришла мама ребенка с особенностями в развитии. Лере она сказала, что не справляется со всеми сложностями, которые на нее навалились. По ее словам, женщина была близка к тому, чтобы отдать сына в детский дом. Валерия попросила не делать этого и дать ей несколько дней подумать. Так появилась идея сделать бесплатный лагерь выходного дня, куда родители могли отдать своих детей.

— Главная мысль была в том, чтобы дать родителям отдых. Я убеждена: когда счастливы родители, счастливы дети. И когда мама с папой в ресурсе, у ребенка все прекрасно. И поэтому мы и сейчас многое для родителей делаем: чтобы у родителей был свободный день, когда они могут отдохнуть, поспать, сходить к психологу, погулять, заняться чем-то для себя, — говорит Лера.

 

Девушка получила много хороших отзывов на лагерь и решила сделать его регулярным. А в один из дней предложила родителям своих учеников в школе оставлять их после уроков на мастерские или «умную продленку». В семьях идею поддержали, и уже через две недели она нашла помещение. Занимались в церковной пристройке, но никого это сильно не смущало. 

Во время этих занятий Валерия познакомилась с Павлом Кулаевым, у ребенка которого тоже аутизм. Павел переехал с семьей на дачу, чтобы освободить свою просторную квартиру, чтобы там проводили занятия с детьми. 

Свой центр

Павел предложил Валерии отправить заявку в Impact Hub Moscow — центр инноваций и социального предпринимательства. Там проходил конкурс, за победителями которого закрепляли кураторов. Они подсказывали, как можно развивать социальный бизнес, проверять различные гипотезы, определять услуги, которые точно будут пользоваться спросом.

— У нас был куратор из Impact Hub Moscow, который вел нас, задавал конкретные вопросы, которые бы мы сами себе не задали. Он нас и приземлял, и вдохновлял, давал реалистичную картину происходящего. Благодаря этому у нас есть и помещение, и план действий, — вспоминает события 2020 года Валерия. 

Проект Валерии и Павла — центр для детей с особенностями в развитии “Какая разница!” — стал одним из победителей. Тогда же куратор предложил найти помещение. На это ушло несколько недель. Перед Новым годом Валерия и Павел сами сделали там ремонт и предусмотрели кабинеты не только для детей, но и для родителей. Так в центре появились комната для работы с психологом, массажный кабинет и фитнес-зал. В них могут заниматься и дети, и родители. 

 
 
 

— Мы делаем безопасное пространство для семьи. К нам могут прийти родители и сказать: «Лера, у нас такая проблема: ребенок не умеет ходить в туалет. Что делать?» — или «Ребенок бьется головой о стену». Мы говорим: “Давайте нам своего ребенка. Сходите на массаж, через два часа будет йога в спортивном зале. Мы в это время с вашим ребенком поработаем и дадим вам потом обратную связь”. Мы сейчас делаем место, где у нас будут проходить мастер-классы и для пап, и для мам, и для бабушек, и для дедушек. Мы будем учить их налаживать связь со своими детьми дома, чтобы им было проще и легче, на одной волне, — рассказывает Валерия.

Сейчас в центре ждут кухонный гарнитур, чтобы проводить кулинарные уроки с детьми. Руководители центра “Какая разница!” хотят приглашать повара на званые обеды, куда сможет прийти любой человек, чтобы поближе познакомиться и с самим центром, и с семьями, чьи дети занимаются в центре. Скоро в центре начнут работать логопед, психолог, дефектолог, специалист по адаптивной физкультуре.

 

Опыт, которым хочется делиться

В Красносельском районе Петербурга, где находится центр, работают три коррекционные школы и три коррекционных детских сада. В одной из школ учатся 404 ребенка, но 202 из них сидят дома: педагоги приходят к ним в гости, чтобы провести уроки. Валерия считает эту статистику удручающей. По ее словам, в мире уже давно разработаны методики, которые позволяют не переводить особых детей на надомное обучение. Но в государственных школах такое зачастую не получается.

Именно поэтому в планах у центра “Какая разница!” уже в сентябре 2021 года открыть экспериментальный коррекционный класс. А еще — обучить парикмахеров, зубных врачей и тьюторов, как правильно работать с детьми с аутизмом и другими заболеваниями.

— Я вижу это так. Приходят родители и говорят: “Надо ребенку зубы полечить, не знаем, куда идти”. Мы такие: “Вот есть классный врач, который умеет работать с такими детьми. Вот есть классный парикмахер, который может стричь наших детей. Вот есть крутой массажист, который может работать с нашими детьми. Вот это кафе, там есть адаптированное меню. Идите, пожалуйста”. Мне бы очень хотелось делиться опытом. Я вижу так, что наш центр будет площадкой обучения специалистов по работе с детьми с аутизмом и другими особенностями в развитии. Чтобы люди, которые работают в этой же сфере, могли прийти, посмотреть, как это делаем мы, что-то взять для себя, спросить, где мы этому научились, пойти туда же или научиться у нас. Я к этому открыта, — рассказывает Валерия. 

Но главное, чего хотят в центре “Какая разница!”, — чтобы люди перестали относиться к детям с аутизмом предвзято или бояться их. По словам Валерии, какие-то семьи быстро принимают ситуацию. Например, они без проблем стали летать в отпуск с детьми, для которых сама дорога — это уже большой стресс. Теперь родители не стесняются сделать футболку с надписью “Привет. У меня аутизм”, что, с одной стороны, позволяет сгладить потенциальные конфликты, а с другой стороны, меняет отношение окружающих к проблеме. Но таких пока меньшинство. Одна из задач центра — чтобы родители перестали стесняться своих детей.