Вечером 26 марта президент России Владимир Путин подписал указ о назначении сенатора Олега Мельниченко временно исполняющим обязанности губернатора Пензенской области. Это произошло спустя шесть дней после задержания прежнего главы региона Ивана Белозерцева. Одни эксперты на протяжении нескольких лет предрекали Мельниченко это назначение, припоминая его пензенские корни и называя его «явным и абсолютным лидером» среди потенциальных кандидатов. Другие исключали его губернаторство из-за складывающейся карьеры в Москве. Пензенские активисты, политики и эксперты в обзоре «7х7» высказались о том, как с назначением нового врио губернатора изменится общественно-политическая жизнь в регионе.

«При Мельниченко все ухудшится»

Михаил Ириков, член партии «Справедливая Россия», предложенный оппозицией кандидат на должность врио губернатора: 

- К назначению Мельниченко отношусь отрицательно – он «бочкаревский» (человек из команды бывшего губернатора Пензенской области Василия Бочкарева, который управлял регионом 18 лет до Ивана Белозерцева). Чем он запомнился? В основном выводом отшельников из пещер под Сердобском.

Появление на прошлой неделе Мельниченко на мероприятиях (местные СМИ и Telegram-каналы сообщали о его приезде в Пензу после ареста Белозерцева) наводило на мысли, что врио губернатора будет именно он. Думаю, что общественно-политическая и социальная жизнь теперь только ухудшится. По мне, деятельность в регионе тормозится, цены растут, и в башке одна мысль: «Сколько еще я смогу выживать и кормить семью?».

 

«Регион стал слишком шумным. Борьба с несогласными усилится»

Евгений Заболотько, правозащитник: 

- Ничем особенным Мельниченко в Пензе не известен. Несколько раз всплывали слухи о его возможном участии в губернаторских выборах вместо Белозерцева, и после публикации подобных статей каждый раз возникал вопрос: а почему он? Видимо, представляет интересы альтернативной кремлевской группы, лоббирует чьи-то крупные денежные интересы. Белозерцев лоббировал одних, Мельниченко - других. Мы же не увидели ни на одних выборах одновременно и Белозерцева, и Мельниченко. Потому что кандидата утверждает Путин, и только одного. 

Кроме этого, будучи сенатором в Совете Федерации, Мельниченко запомнился вхождением в разные комитеты и делегации, посещающие диктаторские режимы Беларуси и КНДР, а сам Мельниченко всплывал в новостях с хвалебными к этим режимам заявлениями, одно из последних – о «честности и прозрачности» президентских выборов в Беларуси. 

А как можно относиться и что ждать от человека, поддерживающего методы Ким Чен Ына и Лукашенко? Ничего хорошего ожидать не приходится. Думаю, борьба с несогласными усилится: больше арестов, жестче преследования. Белозерцев, кроме передела бизнеса, как я понял, с остальными задачами справлялся плохо. Регион последние два года с точки зрения Кремля стал слишком шумным: в том числе поэтому Белозерцев был выбран в качестве «жертвы». Мне кажется, началось все с Чемодановки, потом выборы в гордуму, равносильные поражению, забастовка скорой помощи, дело «Сети»*протестыаресты депутатов, детдом в Мокшане, интервью врача из Каменки и много-много всего. Как-то Пенза не выпадала из негативной федеральной повестки, а Белозерцев это не контролировал, попутно нес чушь и становился объектом для насмешек.

И вот выбор пал на Мельниченко с расчетом, что он это дело исправит, вернет область в список незаметных, тихих регионов. Я до последнего думал, что пришлют какого-то очередного охранника Путина. Потому что откуда у Мельниченко должна взяться поддержка людей, что он положительного сделал? Ничего, наоборот, отрицательных моментов больше. В этом смысле надо было посылать очередного никому неизвестного «фсошника».

«Власть в очередной раз делает ошибку»

Станислав Филиппов, бывший координатор штаба Навального в Пензе, кандидат от партии «Яблока» на выборах в Госдуму: 

- К назначению Мельниченко отношусь положительно. Это самый лучший шанс для реальной оппозиции, поскольку власть в очередной раз делает ошибку – выбирает самый плохой вариант из возможных. Лично я его знаю как карьериста, демагога и бюрократа без совести.

Кошмаром бы было назначение какого-нибудь высоколобого молодого интеллектуала из «Росатома» с заданием создать видимость положительных перемен. Мельниченко же сам по себе настолько карикатурный персонаж, что является легкой мишенью для критики. Белозерцев, при всей его недалекости, хоть выглядел прилично.

Изменения в общественно-политической жизни назрели, но фигура кремлевского ставленника здесь играет второстепенную роль. Думать нужно дальше. Ставленник, несомненно, проведет выборы с необходимым для власти результатом, но надолго не задержится. В прошлом году в августе на встрече с [председателем реготделения «Справедливой России», кандидатом в губернаторы Анной] Очкиной я заключил пари с Михаилом Ириковым, что Белозерцев до конца 2021 года будет снят с должности и, как видите, пари выиграл. То же будет и с Мельниченко, но, думаю, по другой причине. А у оппозиции на повестке дня другая задача – найти того, кто поведет область после крушения режима, и создавать этому человеку известность и команду.

«Человек для управления регионом в ручном режиме»

Михаил Секотов, член регионального отделения партии «Яблоко»

- Такое назначение, скорее, ожидаемое: человек из Москвы с пензенскими корнями лучше подходит для более точного управления регионом в «ручном режиме». Но в авторитарной системе госуправления фамилия назначенного чиновника не имеет значения. 

Возможно, с приходом в регион Мельниченко снова поменяют поребрики (экс-губернатор Иван Белозерцев был известен прозвищем «Иван Бордюрыч» – бордюры в Пензе ставили даже на трассах, лишая водителей возможности съехать на обочину. Люди обвиняли Белозерцева в том, что он владеет бордюрным заводом, тот отрицал обвинения и заявлял, что если кто-то найдет его бордюрный завод, то пусть забирает себе. Доказательств бордюрного бизнеса Белозерцева так и обнаружили), а в сфере прав и свобод человека ожидаю ухудшение ситуации.

«Мельниченко назначили для ужесточения фальсификаций на выборах»

Марина Тимофеева, активист КПРФ, наблюдатель на выборах: 

- Назначение Олега Мельниченко, по-моему, было предсказуемо: он всегда работал как классический единоросс. Срок его работы министром образования региона [в 2007–2008 годах] для меня не запомнился ничем. Все разваливалось по строгому соответствию с планами единороссов. Особенных изменений в жизни города при нем не происходило. Считаю, что и сенатором он стал именно из-за выслуживания перед правительством РФ. Из Пензенской области людей, которые занимают высокие посты, немало, но нужен был именно человек, который был бы уроженцем Пензы и уже показал себя в стенах Кремля. Вот Мельниченко и пригодился.

Не исключаю, что с назначением Мельниченко политическая жизнь города выйдет на новый уровень: думаю, он назначен президентом для ужесточения фальсификаций на предстоящих выборах Государственной думы и губернатора. Проведение честных выборов в нашем регионе за почти десять лет моей политической активности с каждым годом все больше похоже на утопию. Поэтому лично для моей деятельности сейчас наступает момент «полной боевой готовности» – подготовка наблюдателей к выборам уже началась.

 

«Желающих прийти на депрессивный регион нет»

Руслан Бармаков, политический активист и предприниматель, отсидевший 10 суток за предложение «перетрахать все заксобрание» и подаривший депутатам вилы: 

- Для меня лично не важно, назначили бы Мельниченко или кого-то другого. Все они «назначенцы», а так как я власти не доверяю, то не принимаю и назначенных властью врио. Для людей сведущих назначение Мельниченко не стало неожиданностью.

Желающих прийти на депрессивный регион нет, поэтому конкуренция здесь не сильная. Думаю, в ближайшее время общественная и политическая жизнь в регионе поменяется, но это будет в первую очередь связано с предстоящими выборами, а не с приходом Мельниченко. 

 

«Радует, что Мельниченко – честный человек»

Екатерина Миленькая, блогер, оштрафованная на 12 тысяч рублей за участие в акции в поддержку Навального 23 января: 

- В условиях современной России мне совершенно не важно, чья фамилия звучит из уст гаранта: Иванов, Петров, Сидоров – от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Расцвет карьеры Мельниченко пришелся на время, когда я в Пензе еще не жила. Но знаю, что он был лицом спецоперации по «выкуриванию» бековских сектантов из пещер и что он – человек из команды [экс-губернатора Василия] Бочкарева. 

Радует, что Мельниченко – честный человек: он в своем разговоре с Путиным честно обозначил, чье «высокое доверие» будет стараться оправдать. Про народ Мельниченко не сказал ни слова, если только не считать упоминание его семьи, которая живет в Пензенской области. Как профессионал разговорного жанра вижу, что ораторские способности нового назначенца все же выше, чем у его предшественника-политрука.

Фамилия Мельниченко прозвучала в числе первых, почти сразу после обысков в доме Белозерцева. Обсуждалась еще кандидатура [министра сельского хозяйства РФ] Дмитрия Патрушева, но лично для меня, человека, открыто выступающего против карательных действий системы и силовиков, она была бы более неприемлемой. Да, Дмитрий Николаевич занимается сельским хозяйством, но не уверена, что в правительственный пул он попал без хлопот отца. А кто у нас отец? Бывший глава ФСБ.

Никаких радужных представлений о будущем региона в связи со сменой фамилий на двери в кабинете губернатора я не имею. Кардинальных перемен ждать не стоит. Вряд ли Мельниченко будет мягок в отношении к тем, кто выступает за сменяемость власти не только в регионах, но и в стране, вряд ли произойдет гуманизация отношений с конструктивной оппозицией, вряд ли речей о том, что во всем-де Запад виноват (Белозерцев обвинил Запад в конфликте русских и цыган в селе Чемодановка) станет меньше. Я не питаю иллюзий на этот счет. С приходом Мельниченко, полагаю, маразмы пензенской и российской жизни никуда не денутся.

 

«Политическая жизнь в регионе резко изменится»

Сергей Падалкин, координатор движения «Левый Фронт» в Поволжье, редактор портала «LeftПенза»: 

- Я бы не спешил сейчас с какими-либо оценками, несмотря на то что мне доводилось лично общаться с Олегом Мельниченко еще в те годы, когда он был министром образования Пензенской области и вице-губернатором.

Лично мое ощущение - политическая жизнь в регионе резко изменится. При Иване Белозерцеве внутренней политикой в Пензенской области никто не занимался совсем, и все было пущено на самотек. При Олеге Мельниченко такого не будет. Он сам занимался внутренней политикой, работая в полпредстве [в Приволжском федеральном округе], знает эту кухню изнутри и понимает ее важность. Будет ли лучше региону? Будет, если губернатором в сентябре изберут коммуниста.  

 

«Мельниченко назначили расчищать «авгиевы конюшни коррупции»

Игорь Алексеев, корреспондент местной газеты «Новая Альтернатива»:  

- Назначение Олега Мельниченко воспринимаю положительно. В Пензе его хорошо помнят по делу «бековских затворников» – тогда, в 2008 году, Мельниченко практически жил в Беково рядом с пещерами.

Назначение было весьма ожидаемым, но мне кажется, Олег Владимирович не хотел ехать в Пензу расчищать «авгиевы конюшни коррупции». Допускаю, что ему настоятельно порекомендовали это сделать после первоначальных длительных сомнений сенатора, иначе назначение состоялось бы намного раньше, чем через неделю. Из известных мне в Пензе конкурентов у него не было: слишком все «замазаны» совместными делами с прежним губернатором. О конкурентах российского масштаба рассуждать не стану – наш регион не настолько привлекателен, чтобы в него кто-то стремился «княжить».

Возможно, с приходом Мельниченко диалог с системной и несистемной оппозицией будет более открытым. Надеюсь, Путин нацелил Мельниченко на показательные чистки, поэтому жду дальнейших арестов как в правительстве области, так и в Законодательном собрании.

 

«Нас ждет море расследований, мы в предвкушении!»

Антон Струнин, координатор штаба Навального в Пензе: 

 - К любому назначению единоросса на высокую должность отношусь отрицательно. Не сказать, что Мельниченко сильно известен в Пензе, хотя интересующиеся политикой люди, конечно, знают эту фамилию. Все-таки человек работал сенатором от нашего региона. Но вот мне, например, он вообще ничем не запомнился кроме того, что голосовал за Белозерцева в прошлом году и нахваливал его, называл самым достойным.

Предугадать что-то в действиях Кремля в последнее время сложно. Мы ничего не ожидали и не загадывали. Могли назначить хоть [председателя областного правительства Николая] Симонова, хоть [бывшего зампреда правительства РФ Владислава] Суркова. Мы бы в шоке не были. Политическое поле зачищено, никто из себя давно ничего не представляет, нет никакой региональной политики, только воля Администрации Президента.  

Думаю, нас ждет очень интересная предвыборная кампания. Такого еще не было в Пензе, чтобы губернатора и несколько других чиновников помельче арестовали за коррупцию и на фоне этого проводили выборы. Возможно, на федеральном уровне у единороссов получится изобразить таким образом очищение рядов, но в Пензе, наоборот, вся их грязь, все схемы воровства этого партийного спрута вылезут наружу, на всеобщее обозрение в самый неподходящий для них момент. 

Что изменится в нашей работе? Как ни обидно, все материалы по Белозерцеву, которые копились у нас годами и из которых можно было бы сделать серию интересных роликов, теперь можно выкинуть. Но зато будет много новых открытий, когда пристально посмотрим на этого Мельниченко. Увидим очередной передел бизнеса под семью нового губернатора, придет много свежих жуликов с новой командой. В общем, нас ждет море расследований. Мы прям в предвкушении!

«Сильных конкурентов в путинской России быть не может»

Игорь Жулимов, адвокат: 

- Назначение Мельниченко было ожидаемым, но не в связи с конкретным именем, а в связи с «человеком системы». Сильных конкурентов в путинской России не может быть по определению.

А что касается общественно-политической жизни в Пензенской области - это лишь небольшой срез общественно-политической жизни в стране. Не может поменяться то, чего нет.