Симоновский районный суд Москвы 2 февраля постановил заменить условный срок Алексея Навального по делу «Ив Роше» на реальный и назначил ему 3,5 года колонии общего режима. С учетом отбытого домашнего ареста политик проведет в заключении 2 года 8 месяцев. О таком наказании ходатайствовал ФСИН — представители ведомства заявили, что Навальный во время испытательного срока якобы допустил более 50 нарушений. Вечером, после завершения судебного заседания, в Москве и Санкт-Петербурге начались жесткие задержания вышедших на улицы жителей, не согласных с решением суда. По данным «ОВД-Инфо», в полиции оказались боле 1,4 тыс. человек. Как в соцсетях отреагировали на приговор суда в отношении Навального — в обзоре «7х7».
— Вот сидят двое. Один говорит: давайте посадим Навального, потому что он пришел в четверг, а не в понедельник. А второй говорит: давайте посадим Навального, потому что, выйдя из комы, он не побежал отмечаться. Суть дела в том, что меня хотят посадить за дело, по которому меня признали невиновным. Я, пройдя все стадии судебного процесса, обратился в ЕСПЧ. Суд решил, что даже состава преступления нет. Это дело полностью сфабриковано. РФ признала решение, частично. Выплатила мне компенсацию. Несмотря на это, мой брат отсидел по нему 3,5 года. Я просидел год под домашним арестом. За неделю до завершения испытательного срока меня арестовали, и мне еще на год продлили срок.
Сейчас 21-й год, а меня продолжают судить по этому делу! С упорством маньяка государство пытается посадить меня по этому делу. Кому-то очень хочется, чтобы я не сделал ни одного свободного шага по России. Мы знаем, кому.
Главное в этом процессе даже не то, чем он закончится для меня. Посадить меня не сложно. Главное, для чего это происходит — запугать миллионы. У нас 20 миллионов человек за чертой бедности. Десятки миллионов людей относятся к тем, про кого мы говорим, что живут в полном шлаке. Получают 20 тысяч рублей. И их пытаются заткнуть вот такими показательными процессами. Этот процесс, я очень надеюсь, не будет воспринят людьми, как знак, что они должны больше бояться. Это демонстрация слабости. Миллионы и сотни тысяч посадить нельзя.
Когда люди это осознают, все это рассыплется. Все эти люди, которых вы лишили перспектив, получают ноль национальных богатств. Я сижу в камере и слушаю, как подорожало масло и макароны.
Я призываю вас всех не бояться!
«Так стыдно за происходящее в моей родной стране»
Бывший игрок сборной России по футболу Василий Березуцкий поделился мемом с цитатой из произведения Джорджа Оруэлла «1984»:
— Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно.
Заслуженному мастеру спорта теннисисту Евгению Кафельникову стало стыдно из-за случившегося:
— Я никогда не мог и в страшном сне представить, что через 20 лет после моего триумфа на Олимпийских играх в Сиднее мне будет так стыдно за происходящее в моей родной стране в данное время.
Стендап-комик Данила Поперечный разочаровался из-за приговора суда:
— Все прекрасно понимали, что так и будет, однако все равно какая-то часть внутри будто бы потухла, как только я услышал приговор. Видимо до последнего теплилась надежда хоть на какую-то видимость адекватного судебного процесса.
Основатель сети «Додо пицца» бизнесмен Фёдор Овчинников считает, что «бизнес молчит, потому что есть, что терять», но он решил высказаться, потому что «так жить противно»:
— То, что происходит — абсолютное беззаконие и надругательство над правосудием. Печаль и стыд. Что я чувствую как российский предприниматель? Что буду делать? Я буду продолжать строить открытый бизнес в нашей стране, создавать рабочие места, продукты, технологии и строить эффективную конкурентоспособную компанию из России. Не бояться, не останавливаться, работать — это то, как я могу сделать нашу страну лучше. Алексею — здоровья, Юле — терпения и сил.
«В стране стало на одного политического заключенного больше»
Политик, предприниматель Андрей Пивоваров, который сейчас находится в спецприемнике после задержания на митинге в поддержку Навального, написал:
— Ни один человек в нашем спецпримнике, включая охрану, не считает это справедливым. Даже полицейские понимают, что это беспредел и политическое давление. Свободу Навальному!
Заместитель председателя московского отделения партии «Яблоко» Кирилл Гончаров написал, что «борьба должна вестись в цивилизованном русле на честных выборах, а не с помощью силовых органов»:
— Приговор Алексею Навальному — политически мотивирован. В стране стало на одного политического заключенного больше. Расправы в виде тюремных сроков для критиков власти — недопустимы.
Такое же мнение у блогера из Москвы Кирилла Шулики:
— Ну логично, да, все же известно, решение суда писал не судья. Поэтому и Москву опять, как зону, оцепили заранее. ...> Не палятся, не стесняются и не боятся. ...> важно понимать, что никакого суда даже российского над Навальным не было! Его посадили по формальным основаниям, по большому счету без суда. Ведь пропаганда и уже многие влиятельные чиновники обвиняют Навального чуть ли не в измене родине. Но судили его за то, что он не пошел отмечаться во ФСИН. Согласитесь, это несколько разные вещи.
Депутат Псковского областного собрания депутатов Лев Шлосберг считает, что решение суда было предопределено:
— Под приговором Навальному, конечно, нет фамилии единственного судьи. Но этот приговор после смены власти будет доказательством вины этого единственного судьи. ...> Эти люди скажут потом – мы выполняли приказ, мы не принимали решения, мы лично не хотели сделать ничего плохого. Мы были вынуждены. Нас заставили. Мы не все знали. Мы только винтики. Будут искать смягчающие для себя обстоятельства. Не мы такие – жизнь такая. Вот нет.
Жизнь такая именно потому, что вы такие. Не надо менять причину и следствие.
Блогер, автор Telegram-канала «Сталингулаг» Александр Горбунов согласен, что Навальный мешает тем, кому живется комфортно в условиях беззакония:
— Навального посадили за то, что он приехал. Навального посадили за то, что он не испугался. Навального посадили за то, что он не мирился с воровством и преступностью. Навального посадили за то, что он продолжал бороться. Навального посадили, потому что он представляет собой реальную силу, и тысячи людей выходят за него по всей стране. Навального посадили именно за это.
Журналист телеканала «Дождь» Михаил Козырев назвал случившееся «уничтожением отдельно взятого человека остервенелой и охреневшей от безнаказанности государственной властью».
«Столько лет власть игнорировала его подрывную деятельность»
Главный редактор радиостанции «Говорит Москва» Роман Бабаян наконец-то дождался справедливости в отношении Навального:
— Хотя наказание, на мой взгляд, несоразмерно его преступлениям, но хорошо хоть так. Столько лет мы позволяли ему пудрить мозги молодежи на средства зарубежных спонсоров, столько лет власть игнорировала его подрывную деятельность, и вот наконец-то преступник отправится в тюрьму. Сейчас, конечно, последуют волны возмущения и недовольства из Европы. Но это уже давно стало привычным, и это мы как-нибудь переживем. Главное больше никаких принципов гуманизма по отношению к преступникам не применять и учиться на своих ошибках.
По мнению журналиста ВГТРК Андрея Медведева, кто-то «неведомый» годами решал проблемы Навального с российским правосудием:
— И тут же растворялись уголовные дела, враги растворялись аки тучи, а жизнь становилась веселой и беззаботной. И судя по лицу Навального, он думал, что так и будет всегда. А то, что сейчас эти таинственные кто-то не порешали его проблемы, для него неожиданность страшная. Думаю, что он до последнего момента был уверен, что все останется, как всегда. честно говоря, я уверен, что он летел в Москву, имея какие-то гарантии. А они не сработали. Что хорошо.
Исполнительный директор информагентства «Россия сегодня» Андрей Вышинский заметил, что приговор полностью соответствует существующей правоприменительной практике:
— Решение суда по Навальному было вполне прогнозируемым. Навальный постоянно нарушал условия испытательного срока, поэтому у суда фактически не было иного выбора, как заменить условный срок реальным. Сам приговор не является новым. Изменяется порядок отбытия наказания за совершенные экономические преступления. Нет повода говорить и о политическом преследовании.
Военный корреспондент ВГТРК Евгений Поддубный не увидел никакой политической составляющей в приговоре:
— Дело «Ив Роше» не признал политически мотивированным даже ЕСПЧ. Государство наигралось в гуманизм, к Навальному наконец-то отнеслись, как обычному гражданину. За нарушения правил во время условного наказания обычного преступника обычно отправляют в колонию.
Навальный сам хорошо понимал, что отправится в колонию, иначе не использовал бы заседание суда, как последнюю возможность поиграть в политика.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин написал, что присутствие иностранных дипломатов суд расценил как попытку политического давления:
— По сути, замена условного на реальное была неизбежной, если следовать букве закона и судебной практике. С чем можно и поздравить всех этих его «защитников». Вы только усугубляли ситуацию и добились обратного эффекта. Будьте разумны.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский сказал, что Навального нужно отправить в колонию на более длительный срок:
— По совокупности он лет 15–20 должен получить. Выйти оттуда и потом в Институт имени Сербского. Еще там лет пять. Вся его жизнь должна пройти в казематах и лечебных учреждениях. Это нездоровый человек, он свою семью не бережет.
На прошедшей 19 января сессии Госдумы лидеры КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» вместе с «Единой Россией» выступили против Навального.
«Людям нужно показывать, как политика влияет на их повседневную жизнь»
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков размышляет, что проект «Навальный» только «начинает раскручиваться» и будет использован Западом для давления на российские элиты:
— Сделать из Навального «мелкого жулика» и «неинтересного блогера» не удалось. Он официальный узник совести, каким не был даже Ходорковский. Заключение его в тюрьму – акт политический, завершающий создание «иконы протеста», которой раньше не было. Запад будет использовать «преображенного» Навального (сидя в тюрьме он консервирует свой образ, что для раскрутки даже удобнее, так как это уже не «реальный человек», а именно что «иконический образ») для давления на российскую власть. Номинированный на Нобелевскую премию мира, он теперь почти гарантированно ее получит (Тихановская-то не сидит) и станет новым символом борьбы за идеи свободы и справедливости.
Журналист из Екатеринбурга Дмитрий Колезев считает, что этот приговор негативно отразится на развитии страны:
— От сегодняшнего решения, я думаю, всем будет хуже. И оппозиции, и власти. И элите, и простым людям. И гражданам России в целом. У них будет еще меньше свободы, меньше денег, меньше уверенности в будущем, меньше надежды. Даже у полицейских, фсиновцев, омоновцев, судей и прокуроров.
Многие, очень многие теперь захотят уехать. В первую очередь — молодые, талантливые и умные. Печальный день для нашей страны.
Писатель Виктор Шендерович уверен, что только персональные санкции против российских элит смогут спасти Россию от беспредела:
— Пока им не будет больно от их собственного беспредела, беспредел не закончится. А поскольку они, главным образом, воры (и именно в попытке сохранить наворованное стали убийцами), единственное, что на них может подействовать отрезвляюще - это персональные санкции, отсекающие от наворованного их и их детей. Тогда они сожрут друг друга сами. Все остальное - разговоры в пользу бедных.
По мнению журналиста Романа Попкова, печальное будущее грозит россиянам только в случае бездействия:
— Вот не надо сейчас говорить: «Пока Путин у власти, Навальный будет сидеть». Это Путину хочется, чтобы так было. Если русские люди не будут по-настоящему бороться, если цивилизованный мир не будет по-настоящему бороться — да, Навальный будет сидеть.
Если все будут бездействовать, Путин в ближайшие годы завершит строительство классической, а-ля «30-е годы», диктатуры.
Муниципальный депутат из Москвы Юлия Галямина призвала каждого участвовать в политике и стать «лидерами перемен»:
— Каждый должен решить, что и как делать. Но я думаю, что важнейшими целями сейчас должны стать выстраивание горизонтальных связей и вовлечение людей в политику, политизация общества. И людям нужно показывать, как политика влияет на их повседневную жизнь, как они могут поменять эту жизнь, поддерживая настоящих политиков, показать, что гражданское общество, новые лидеры перемен защищают не только свои права, выражают не только свои интересы, но и их, интересы людей, которые, возможно, еще и не знают, что их интересы кто-то может защищать.