Алексей Навальный вечером 17 января вернулся в Россию из Германии, где он лечился после отравления. Сотрудники УФСИН России задержали его на паспортном контроле аэропорта Шереметьево. Адвокату политика не разрешили ехать с ним, до заседания суда 29 января Навальный будет находиться под стражей. Как в соцсетях отреагировали на новость о его возвращении и задержании и какое это может иметь значение для России — в обзоре «7х7».
«Шаг, безусловно, был смелый»
Публицист Александр Невзоров оценил решение Навального вернуться в Россию как единственно верное:
— Вот так взять и вприпрыжку, легко взбежать на плаху - это лучший способ выставить идиотами конвой, палачей и судей. Это еще надо суметь. У него получилось.
Журналист из Великого Новгорода Алексей Сабельский считает возвращение Навального историческим событием для России:
— Он летит туда, где на него были заведены уголовные дела, дважды по которым он судим. Туда, где его обливали краской и устраивали слежку, сливая информацию о перемещениях тем, кому не следует ее знать. Туда, где спецслужбы не знают, что такое частная жизнь гражданина. Туда, где его отравили и где хотят арестовать. Где очень смешно не пускают людей в аэропорт, которые пришли его встречать, — даже родного брата. И где нам неумело врут о том, что «этот гражданин» никому не интересен.
Он ничего этого не испугался и летит домой, к неуютной лично для него в этот момент, недружелюбной и холодной Родине, населенной дружелюбными людьми с горячими сердцами, встречающими его в аэропорту.
Для основателя YouTube-канала «Редакция» журналиста Алексея Пивоварова Навальный теперь выглядит личным заключенным Владимира Путина:
— Шаг, безусловно, был смелый. Приведет ли он Навального к победе? В этом вот я совершенно не уверен...
Военный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц размышляет, что в России может в своем роде повториться белорусский сценарий:
— Как Сергей Тихановский, который попытался выдвинуться в президенты в Белоруссии и вот уже несколько месяцев сидит в СИЗО. Его место на выборах заняла супруга, обеспечив себе в итоге статус «народного лидера» в изгнании. Так себе, прямо скажем, статус, но для раскачивания государства вполне годится. А если схема действует, то зачем в случае с Алексеем его западным кураторам изобретать что-то новое. Юлия Навальная — наша Тихановская 2.0?
По мнению руководителя Центра развития региональной политики Ильи Гращенкова, у Юлии Навальной — одна из ведущих ролей в действиях оппозиции в новом политическом году:
— Спецоперация происходит накануне старта политического сезона в России, когда мы готовимся выбирать Госдуму и целый ряд региональных парламентов, а также – губернаторов. Похоже, что силовики все эти риски не просчитывают, и они лягут дополнительным бременем на политическое управление, которое и без того находится в сложном положении: низкие рейтинги власти, падение экономики, пандемия и нарастающее недовольство населения. В таких условиях новый виток «дела Навального» может стать дополнительным триггером для наращивания протестного потенциала.
«Циничная демонстрация полного презрения к законам РФ»
Блогер Александр Горбунов в своем Telegram-канале «Саня из Дагестана» обратил внимание, что «ради никому не известного блогера и берлинского пациента целый рейс с сотней пассажиров отправили на посадку в другой аэропорт».
Политик и соратник Навального Леонид Волков назвал задержание «тупым», а «осуждение человека за то, что он не отмечался [во ФСИН], будучи в коме» — не очень убедительным:
— Навального теоретически можно было бы задержать на 48 часов (практически по любому поводу) — но нет, они пишут, что оставляют его под стражей до суда. Такой процедуры просто не существует. Ну и стоит помнить, что по делу "Ив Роше" есть решение ЕСПЧ в пользу Навального; никакого испытательного срока он не нарушал.
Политик Геннадий Гудков считает, что с юридической точки зрения Навального взяли в заложники:
— Ему не объявили статус, не дали доступа адвокату. Это циничная демонстрация полного презрения к законам РФ!
По мнению белорусского политика Светланы Тихановской, задержание Навального — опасный шаг к лишению россиян политической альтернативы:
— Беларусь видела последствия такого обращения с политическими оппонентами. Это не отвечает интересам русского народа и страны.
Учредитель и главный редактор онлайн-издания «Подъем» Марат Берёзов считает, что если в России начнутся такие же массовые протесты, как летом 2020 года в Белоруссии, то полицейские поведут себя так же.
«Все по закону и по решению суда»
Адвокат Сергей Бадамшин в своем Telegram-канале «Влагерь» напомнил, что, в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом, ФСИН может задержать разыскиваемого осужденного на 48 часов, затем суд может продлить срок до 30 суток.
По мнению члена Общественной палаты РФ Марии Бутиной, задержание Навального связано исключительно с делом «Ив Роше», хотя к нему и имеется «целый букет» претензий из-за нарушения российских законов:
— Все, что от Алексея требовалось, — это выполнять требования суда и, как и миллионы россиян в аналогичных ситуациях, являться для отметки в органы ФСИН. Срок истекал 29 декабря 2020 года. То, что сделал Алексей, — глупость, или выражение намеренного невежества и пренебрежения к закону своей страны, или все же намеренная провокация.
Журналист Олег Лурье удивился ажиотажу в связи с возвращением политика в Россию с «придуманными отравлениями».
Блогер из Екатеринбурга Сергей Колясников назвал задержание политика ожидаемым:
— Задержание было спокойным и совершенно рядовым. Яркой картинки, которую так хотели получить европейские журналисты, набившиеся на этот рейс по самую крышку, не получилось.
«Вопрос теперь стоит перед нами как перед обществом»
Общественный деятель Михаил Ходорковский призвал россиян объединиться в борьбе за свою свободу и права:
— Мы все, кто выступают за правовое государство и демократическое будущее России, должны сейчас занять место в общем строю для борьбы с тоталитаризмом и бесправием.
Депутат Псковского областного собрания депутатов Лев Шлосберг размышляет, что в сложившейся ситуации у россиян остается только один способ действий:
— Разоблачать все, что делает власть, показывать ее подлость, делать ее неприкасаемой в глазах людей. Наращивать общественный перевес. Вовлекать людей в политику. Самое главное – легализоваться в политике на максимально высоком уровне, в первую очередь – на уровне федерального парламента. Условием смены власти является сочетание представительской парламентской оппозиции и общественного протеста. Если в 2021 году первая задача будет решена, то протест почувствует свою силу и будет нарастать.
Политик из Москвы Юлия Галямина считает, что происходящее с Навальным — вершина айсберга «ненормальности» в нашей стране, но как с этим жить — решать гражданам:
— Ненормально, когда людям не дают выбирать своих представителей, которые могут защищать их права. Ненормально, когда разваливают медицину, превращают в идеологическую машину образование, отнимают у людей недвижимость, не дают людям работать и зарабатывать. Вы сами можете перечислить эти ненормальности. И вопрос теперь стоит перед нами как перед обществом.
Готовы ли мы с этим мириться? Готовы ли мы из-за страха позволить попрать свое достоинство? Готовы ли мы потерять свое будущее? Это вопрос к каждому из нас.
Писатель и журналист Виктор Шендерович отметил, что проблема – не во власти, а в жителях, а текст из официального Twitter аэропорта Внуково, посвященный прилету Навального, - подтверждение тяжести общественного диагноза.
— Они пытались убить Навального и попались с пудами улик и доказательств - и в стране ничего не произошло. А с чего бы вдруг должно было произойти? Они же попались и после убийства Немцова - и что? Россия продолжает кочумать, и это тяжелейший диагноз общественного состояния. Это кома, в сущности. А до какой степени искусственная, а до какой уже необратимая, выяснится на ближайшем историческом повороте.
Сооснователь киргизского онлайн-издания «Клооп» Бектур Искендер удивился терпению россиян:
— Россияне, вот я правда не могу понять: как вы умудряетесь так долго терпеть это унижение со стороны вашего государства? Вы вообще осознаете, как убого выглядит ваша страна со стороны?