2020 год был настолько насыщен событиями, что люди с нетерпением ждали, когда он наконец закончится, в надежде, что с его завершением жизнь изменится к лучшему. В этом году мы все пытались выжить в условиях пандемии COVID-19, голосовали на пеньках за или против “вечного Путина”, наблюдали за тем, как система “оправдывает” жителей страны условными сроками и огромными штрафами за их профессиональную деятельность. Это было противостояние человека и природы, человека и системы, но, оглядываясь назад, хочется верить, что человек в этой борьбе далеко не проигравший. Семь главных событий 2020 года - в обзоре “7х7”.
Коронавирус: самоизоляция, разорение бизнеса и путинские выплаты
Вспышка необычной пневмонии произошла в китайском Ухане в декабре 2019 года. Вирус, получивший название COVID-19, на территории России официально подтвердили в конце января 2020 года. Для борьбы с ним 29 марта в Москве ввели «режим самоизоляции» для всех жителей города и ограничили свободное передвижение людей по столице. На следующее утро ограничительные меры начали вводить в регионах России. Правозащитники назвали режим самоизоляции незаконным и подали в суд на губернаторов. Спустя несколько недель в большинстве регионов России жители начали устраивать акции против ограничений.
В конце апреля команда российских журналистов из нескольких регионов запустила проект «Неочевидные жертвы коронавируса» и рассказала о последствиях пандемии - от потери работы до разорения бизнеса, а также о дефиците врачей и росте безработицы. Коронавирус спровоцировал рост числа трудовых конфликтов в России: за время пандемии без работы осталось почти четыре миллиона человек. Медики стали жаловаться на отсутствие обещанных выплат за работу с COVID-19 и обращаться в прокуратуру. В Удмуртии, во Владимире и ряде других городов медработники стали выходить на пикеты.
Пандемия коронавируса обнажила проблемы в российской сфере здравоохранения: пока власти манипулировали статистикой, люди жаловались на невозможность сдать тест на COVID-19 и вызвать врача на дом, нехватку коек в больницах и лекарств — в аптеках. И, безусловно, коронавирусные ограничения повлияли и на тех, кто не болел COVID-19.
Конституция: голосование на пеньках и «вечный Путин»
Пожалуй, вторым по обсуждаемости событием в стране стало голосование по поправкам к Конституции РФ, которое прошло 1 июля. Целью поправок общественники назвали «пожизненное нахождение Путина у власти». Инициатива вызвала волну протестов: активисты выходили на пикеты против изменений в основном законе страны - в Орле, Вологде, Костроме, Пензе, Рязани, Сыктывкаре, Калининграде, Кирове и других российских городах.
Из-за пандемии коронавируса голосование растянули на неделю, оно началось 25 июня. На его проведение региональные власти потратили сотни миллионов рублей. Избирательными участками на время пандемии стали пеньки, лавочки и багажники автомобилей. Не обошлось без фальсификаций. Во многих регионах жителей заставляли голосовать заранее и на другом участке. При этом для контроля явки организаторы голосования использовали викторины с розыгрышем призов. В конце концов поправки приняли.
Протесты: столичный мусор, «кормление голубей» и Куштау
В феврале 2020 года жители Владимирской области протестовали против размещения в регионе столичных отходов, которые власти официально запретили ввозить в декабре 2019 года. Законность этого запрета подтвердили прокуратура и суд, но мусоровозы из Москвы продолжали идти потоком на переполненную свалку возле города Александрова. Однако жители смогли остановить мусоровозы: в феврале 2020 года они организовали возле свалки блокпост и круглосуточное дежурство. С тех пор ни один грузовик с московскими отходами сюда не заехал. Об истории протеста — в лонгриде «7х7».
В Хабаровске летом случились протесты, после того как силовики 9 июля задержали губернатора Хабаровского края Сергея Фургала по подозрению в организации заказных убийств конкурентов в середине нулевых, когда тот был коммерсантом. Фургал стал популярен благодаря сокращению привилегий местных чиновников. Например, он запретил им летать бизнес-классом за счет бюджета, сократил себе зарплату с 1,4 млн до 400 тыс. руб. и выставил на продажу правительственную яхту (продать ее не успели).
Первые пикеты с лозунгами «Я/МЫ СЕРГЕЙ ФУРГАЛ» прошли на следующий день. Еще через день, 11 июля, в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре в поддержку арестованного губернатора вышли десятки тысяч человек, по разным данным от 35 до 55 тыс. человек. Все протестные акции были несанкционированными из-за остающихся ограничений по коронавирусу. При этом сотрудники полиции не стали применять силу для разгона протестующих, а с 15 июля начали раздавать на митингах медицинские маски.
Хабаровчане также оказались недовольны назначением губернатором края депутата от ЛДПР Михаила Дегтярёва. Их возмутило его заявление о том, что протесты проходят благодаря иностранной поддержке. В ответ протестующие ответили Дегтярёву: «Чемодан, вокзал, Самара». Протестные шествия и митинги проходили каждый день и продолжались 116 дней. Митингующие назвали их «кормлением голубей». Протесты в Хабаровске поддержали жители других регионов России.
В Башкортостане в августе 2020 года местные жители встали на защиту горы Куштау. Еще в 2019 году "Башкирская содовая компания" (БСК) получила лицензию на разработку месторождения известняка на шихане Куштау (горы, сформированной из коралловых рифов). Летом 2020 года там началась вырубка деревьев. В знак протеста с уничтожением шихана активисты разбили палаточный лагерь, последовав примеру Шиеса. Вскоре начались столкновения с полицией, задержания активистов, которые спровоцировали рост интереса к протесту у местных жителей и СМИ. Силовики 15 августа разогнали палаточный лагерь, но на следующий день в районе горы собрались до 5 тыс. человек. Сотрудники БСК и ОМОН попытались силой остановить активистов, но у них не получилось. Протестующие отбили сломали ограждения, установленные БСК. В ответ на протесты глава республики Радий Хабиров пообещал приостановить разработку, а в сентябре шихан Куштау признали особо охраняемой природной территорией и запретили разработку горы для добычи извести.
Протесты в Беларуси
В Беларуси 9 августа прошли выборы президента, на которых Александр Лукашенко переизбрался на шестой срок. Ночью после голосования в стране начались протесты. Оппозиция была уверена, что итоги выборов фальсифицируют. В Минске и других города Белоруссии произошли жесткие столкновения с полицией.
Несколько российских активистов поехали в качестве наблюдателей на эти выборы. Движение «Открытая Россия» попыталось получить официальную аккредитацию, но не смогло. Исполнительного директора «Открытой России» Андрея Пивоварова вместе с еще двумя активистами задержали на границе за день до голосования. Двое других, Артём Важенков из Твери и Игорь Рогов из Саранска, смогли пересечь границу и весь день голосования снимали видео и вели стримы. Важенкова и Рогова избили и задержали. Позднее Рогов рассказал «7х7» о том, зачем поехал в Беларусь, как оказался в ИВС и как его били даже охранники из белорусского МИД.
В Смоленске прошли одиночные пикеты солидарности с гражданами Беларуси. В Ульяновске активист Алексей Нуруллин провел одиночный пикет и возложил цветы в память о погибших участниках акций протеста в Беларуси против результатов президентских выборов. Эксперты рассказали, может ли белорусский сценарий произойти в России и почему до сих пор избиратели не реагировали так массово, как в бывшей союзной республике.
Громкие приговоры: дело "Сети"*, Дмитриев, Прокопьева, Галямина
В 2020 году запомнится громкими приговорами по уголовным делам в отношении семи фигурантов дела «Сети»*, журналистки Светланы Прокопьевой, историка Юрия Дмитриева и депутата Юлии Галяминой.
Приволжский окружной военный суд 10 февраля огласил в Пензе приговоры семи фигурантам дела «Сети»* ― Илье Шакурскому, Дмитрию Пчелинцеву, Арману Сагынбаеву, Василию Куксову, Андрею Чернову, Михаилу Кулькову и Максиму Иванкину. Их осудили за организацию и участие в террористическом сообществе. 86 лет — это общий срок, к которому 10 февраля Приволжский окружной военный суд приговорил семерых фигурантов пензенского дела «Сети»*. Интернет-журнал «7х7» с самого начала следил за этой историей. Наши корреспонденты Евгений и Екатерина Малышевы сняли документальный фильм «Как (не) стать террористом». Лонгрид о жизни фигурантов дела "Сети"* и кадры, которые не вошли в фильм, доступны по ссылке.
Петрозаводский городской суд 22 июля приговорил историка, руководителя карельского отделения общества «Мемориал»** Юрия Дмитриева к 3,5 годам колонии строгого режима по обвинению в насильственных действиях в отношении приемной дочери. Друзья и коллеги уверены, что это связано с его исследованием Сандармоха — места массовых расстрелов в годы Большого террора. Подробнее об это можно прочитать здесь.
В июле 2020 года признали виновной в оправдании терроризма журналиста радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» Светлану Прокопьеву. Прокурор запрашивала для Прокопьевой шесть лет колонии и запрет на четыре года заниматься журналистикой. Суд оштрафовал ее на 500 тыс. руб. и конфисковал рабочий ноутбук в пользу государства. На защиту журналистки встали не только российские коллеги по цеху, общественники и политики, но и международные организации и активисты. Правозащитники назвали уголовное дело против Прокопьевой политически мотивированным. Подробнее об этом можно почитать здесь.
В декабре Тверской районный суд приговорил муниципального депутата Тимирязевского района Москвы Юлию Галямину к двум годам лишения свободы условно. Ее судили по «дадинской» статье 212.1 Уголовного кодекса («Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия». Прокуратура запросила для политика три года лишения свободы. Более 150 тыс. человек подписали петицию в поддержку Юлии Галяминой.
Отравление Навального и приключения синих трусов
Рано утром 20 августа оппозиционному политику Алексею Навальному, летевшему из Томска в Москву, стало плохо. Из-за его ухудшающегося состояния пилотам пришлось посадить самолет в Омске — там Навального госпитализировали. В больнице он впал в кому и был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. 22 августа Навального транспортировали в клинику "Шарите" в Германии. Спустя 19 дней его вывели из комы, а спустя месяц политик встал на ноги.
Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш сразу же заявила, что его отравили. Пользователи соцсетей, в зависимости от взглядов, довольно остро отреагировали на госпитализацию Навального. Одни назвали отравление политика — заказом властей за его оппозиционную деятельность, другие — провокацией со стороны оппозиции. Сторонники Навального по всей стране вышли с одиночными пикетами в его поддержку.
Власти Германии заявили, что Навального отравили веществом нервно-паралитического действия «Новичок». После заявлений Германии российские государственные информагентства стали писать, что отравление Навального «Новичком» — это фантастика и бред.
В продолжение истории с отравлением 14 декабря вышло совместное расследование Bellingcat, The Insider, Der Spiegel и CNN, посвященное сотрудникам ФСБ, которые последние несколько лет следили за передвижениями Алексея Навального. Позже политик позвонил одному из своих предполагаемых отравителей и выяснил, что сотрудники спецслужб якобы наносили яд на его синие трусы. После публикации ролика интернет взорвался шутками и мемами про трусы Навального, у них даже появился свой аккаунт в Twitter. Депутаты по всей стране потребовали расследовать дело об отравлении Навального. Как в соцсетях отреагировали на новые обвинения Навального в адрес сотрудников ФСБ и на реакцию самого ведомства — в обзоре «7х7».
Принятие закона об иноагентах
В декабре Госдума приняла законопроект, который ограничивает работу НКО и позволяет признать иностранным агентом практически любого гражданина. Физлицо признается иноагентом при получении финансирования из-за рубежа, в том числе имущественной или организационно-методической помощи со стороны иностранных органов власти, организаций и граждан.
Второе условие для получения статуса иноагента - участие в политической деятельности или сбор информации в военно-технической области. Под «политической деятельностью» законодатели подразумевают участие в организации публичных мероприятий, митингов, шествий, демонстраций, пикетов, в выборах, референдумах, наблюдениях за ходом голосования и деятельности политических партий. К ней же относятся публикации мнения о решениях властей и политике, проводимой государством; обращения к госорганам с просьбой принять, изменить или отменить закон или нормативно-правовой акт; проведение соцопросов среди населения, обнародованные результаты которых могут формировать у населения общественно-политические взгляды и убеждения.
Согласно закону, физлица-иноагенты не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущены к гостайне. По мнению правозащитников, после введения законопроекта в России станет меньше гражданских активистов, а часть правозащитных организаций в регионах прекратят свою деятельность. Подробнее о новом законе можно узнать из материала «7x7».
*«Сеть» — признанная террористической организация, запрещена в России. Фигуранты дела «Сети»* заявили, что в реальности такой организации не существовало.
**"Мемориал" - организация выполняет функцию иностранного агента.