«Людям, которые наверху, это совершенно не важно», - прокомментировал уничтожение облика исторического здания на улице Московской в Пензе краевед Игорь Шишкин. Градозащитники больше месяца пытаются привлечь внимание к этим работам. Несмотря на то, что закон запрещает менять в этом доме высоту, там начали строить третий этаж. Зданием владеет фирма Данилы Белозерцева – так зовут младшего сына пензенского губернатора. Как за полтора месяца один из фасадов стал выше на два метра, а чиновники продолжают утверждать, что высота и количество этажей не поменялись, - в обзоре «7x7».

 

 
Из истории дома на улице Московской

Двухэтажный каменный дом на улице Московской, 105 построил в 1870-е годы мещанин Александр Ухватов. Там открылись пивная лавка и магазин, торговавший ученическими принадлежностями. Одновременно с Ухватовым бывший пензенский губернатор Николай Селиверстов начал строить двухэтажный каменный особняк. Он находится напротив и является объектом культурного наследия регионального значения. В охранную зону, установленную городскими властями, входит и здание на улице Московской, 105. Его фасады сделаны в том же стиле, что и дом бывшего губернатора.

Земельный участок, на котором находится дом на улице Московской, принадлежит государству. По данным Росреестра, с 11 сентября 2019 года землю арендует управляющая компания «Даблби». По данным сервиса «СПАРК», единственным учредителем компании «Даблби» является Данила Иванович Белозерцев. Согласно информации ИА Regnum, это сын пензенского губернатора Ивана Белозерцева. В запросе на имя губернатора редакция "7x7" указала, что землю арендует фирма его сына. Ответ на него подписал председатель областного правительства Николай Симонов, который не опроверг этот факт.

Реконструкция под видом ремонта

Пока градозащитники спорят с чиновниками из-за уничтожения дома на улице Московской, 105, неизвестные люди продолжают его ломать. Так, 24 декабря здесь уничтожили часть фасада, выходящего на улицу Суворова – одну из главных транспортных магистралей Пензы. Корреспондент «7х7» зафиксировал на камеру, как старые кирпичи летели с 10-метровой высоты и падали в полутора метрах от проезжающих автобусов и маршруток.

Обязательный в таких случаях информационный стенд с контактами подрядчика и заказчика до сих пор не установлен. Нет сведений и о том, кто готовил проект и оценивал несущую способность 150-летних стен: смогут ли они выдержать такую нагрузку и не рухнут ли на автобус, остановившийся на светофоре.

В ответе на редакционный запрос вице-мэр Пензы Магомед Агамагомедов сообщил, что дом на улице Московской, 105 находится в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения. Значит, при его реконструкции или капитальном ремонте нельзя менять высоту, количество этажей, объем и площадь. Вице-мэр отметил, что перед началом работ собственник здания должен обратиться за разрешением на строительство. Таких заявлений в мэрию не поступало. Чиновники считают эти работы на здании «восстановительным ремонтом», на который не нужно разрешения.

В середине декабря старинный особняк посетил сотрудник регионального управления Госжилстройтехинспекции Андрей Морозов. По словам градозащитника Михаила Кирикова, осмотр строительной площадки якобы занял у инспектора всего 15 минут. В ответе Госжилстройтехинспекции говорится, что Морозову показали «проект восстановительного ремонта кровли и частично ограждающей конструкции». Заместитель начальника управления Госжилстройтехинспекции Александр Киндаев заверил, что нарушений нет:

– Выполняемые работы не несут за собой изменение параметров объекта: его высоты, количества этажей, площади и объема.

На эти же слова сослался председатель областного правительства Николай Симонов. В ответе на запрос редакции «7x7» он пояснил, что земельный участок под зданием на улице Московской, 105 принадлежит Пензенской области. В апреле 2016 года его без торгов предоставили в аренду на 49 лет. Сейчас землю арендует управляющая компания «Даблби», учредитель которой - Данила Белозерцев.

Николай Симонов напомнил, что здание не является объектом культурного наследия. Он не стал отрицать, что дом расположен в границах зон охраны памятника культуры регионального значения, но еще раз заверил, что высота, количество этажей, объем и площадь не поменяются.

 
 
 
Скриншоты с видео Кирилла Орлова

«Все эти призывы о сохранении истории – это только слова»

Градозащитники утверждают, что высота и площадь старинного особняка уже поменялись, поэтому речь идет о реконструкции, которую чиновники почему-то называют «восстановительным ремонтом».

К примеру, фасад здания, выходящий на улицу Суворова, вырос примерно на два метра (больше 20 рядов новой кирпичной кладки). И в нем появилось восемь оконных проемов, которых раньше не было.

Увеличение высоты стены видно и при сравнении старых фотографий с современным обликом здания. Так, летом 2020 года интернет-сервис «Яндекс.Панорама» зафиксировал, что скат крыши находится на одном уровне с крышами соседних построек. Однако сейчас на месте уклона крыши возвышается кирпичная кладка. Это значит, что крыша поднимется вопреки требованиям охранной зоны.

– То, что [кирпичная] кладка ведется выше карниза, – это уже реконструкция. Плюс, [новая] кладка ведется без рустовки [каменные выступы на фасаде] и [восстановления] декора, – пояснил председатель пензенского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Станислав Блинов.

Градозащитники обратили внимание, что на втором этаже разобраны все внутренние кирпичные стены и одна несущая торцевая стена. Вместо них рабочие соорудили металлические конструкции и залили их бетоном - то есть поменяли исходные материалы и планировку здания.

"В некотором роде облик исторического здания утерян навсегда", - написал Михаил Кириков.

За полтора месяца рабочие объединили обе части здания в единое целое и демонтировали для этого старые межэтажные перекрытия. Теперь полы второго этажа поднялись больше чем на метр и уперлись в оконные проемы. Михаил Кириков опубликовал фотографии здания с пояснениями, что именно в нем изменилось, чтобы показать, что это нельзя назвать ремонтом:

 
 
 
По этим фото видно, что здание стало заметно выше, чем оно было летом.

Пензенский краевед и коллекционер Игорь Шишкин считает, что чиновникам безразлична судьба этого исторического здания, как и других памятников архитектуры в Пензе:

– Общественность, историки и я в том числе много раз говорили, что надо сохранять эти здания, но власть никогда особо не прислушивалась. Я не верю, чтобы сейчас по своей инициативе власть или какая-то фирма взяла и стала реставрировать старинный дом «один в один». Это не то что не по-пензенски, это не по-российски.

Людям, которые наверху, это совершенно не важно. Все эти призывы о сохранении истории – это только слова. Красивые слова, которые употребляют только тогда, когда им выгодно. 

А цель там другая. Не здание восстановить, а совершенно другие цели – сорвать с него торговый центр или еще что-то. Кому-то перепродать, сдать в аренду. При всем этом, конечно, никакая лепнина и никакие резные окна им на фиг не нужны. Все это каким-то образом устраивает городскую администрацию. По каким причинам – мы не знаем.

«Только правительство с надзорными органами не видят»

Что делать дальше, градозащитники обсудили на учредительном собрании регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 22 декабря.

– Высота дома на Московской, 105 поменялась, это очевидно, – констатировал Михаил Кириков. – Это может увидеть любой человек, который проходит по улице Суворова пешком. И только правительство с надзорными органами не видят.

Градозащитники не согласились с результатами проверки Госжилстройтехинспекции. По их мнению, инспектор Андрей Морозов не увидел очевидных нарушений при реконструкции здания, которое принадлежит младшему сыну губернатора.

Архитектор Евгений Кутай рекомендовал запросить в Госжилстройтехинспекции проект, по которому ведется так называемый «восстановительный ремонт».

Правозащитник Юрий Вобликов удивлен, почему инспектор стройнадзора не стал штрафовать собственника здания хотя бы за отсутствие информационного стенда о проводимых работах.

– С глазами у них [надзорных органов] что-то не то. Значит, надо обращаться выше и спросить, нет ли здесь признаков личной заинтересованности и коррупции?

В итоге градозащитники решили направить коллективный иск в суд по факту бездействия местной власти и контролирующих органов. Они хотят, чтобы работы остановили.

–Также мы потребуем создать комиссию для проверки законности проведения строительных работ по этому адресу. Наша конечная цель – чтобы проект реконструкции был представлен на суд общественности, а информация не скрывалась. Чтобы мы это могли видеть, оценивать и понимать, – пояснил Михаил Кириков.