2020 год повлиял на все сферы жизни, в том числе на гражданский активизм в России. Общественникам пришлось переводить офлайн-мероприятия в интернет, подстраиваться под новые российские законы и фактически заново учиться вести свою деятельность. Корреспондент «7x7» узнал у активистов из семи регионов России, как они справились со сложностями, чего добились и чему их научил 2020 год.
Анастасия Васильева, глава профсоюза «Альянс врачей»:
— Открытие этого года — насколько медики не обеспечены и беззащитны перед тяжелыми проблемами, и государство не спешит их защищать и выполнять свои обещания. Мы поняли, что им [врачам] нужна защита, поэтому наш профсоюз вырос за этот год больше чем в два раза. Мы делали все, что могли. В 2020 году медики стали объединяться и отстаивать свои права. За этот год мы составили более трех тысяч жалоб [в различные ведомства], наши юристы вели около 100 исков в судах.
Да, в работе настоящий аврал, но это хорошо на самом деле, потому что наконец-то медики начали ценить себя, свою работу и жизнь. Они начали объединяться, чтобы как-то выжить.
Здесь вопрос не только зарплат, как было раньше, но и вопрос жизни и смерти. Сколько медиков погибло! И прежде всего это вина государства, которое не смогло обеспечить безопасность их профессиональной деятельности. Я надеюсь, что последуют какие-то перемены со стороны государства. По крайней мере мы делаем все возможное для этого.
Мы будем делать все возможное, чтобы развивать профсоюз, и проведем съезд, который должен стать всероссийским, потому что у нас открыто уже больше половины региональных отделений. Больше 45. И конечно же, у нас постепенно расширяется штат юристов, сотрудников, потому что мы сильно растем.
Этот год научил не сдаваться, как бы тяжело ни было. Нужно преодолевать трудности и преграды. Именно преодоление дает новый уровень понимания, развития и приводит к переменам. Поэтому этот год стал для меня прежде всего преодолением себя, своих страхов и проблем.
Иван Иванов, председатель Комитета спасения Печоры, Республика Коми:
— 2020 год был странным. Большинство мероприятий Комитета проходят живьем. Пандемия коронавируса сильно повлияла на наши планы, нам пришлось уйти в онлайн, дистанционно решать вопросы. Это было нелегко, но, несмотря на пандемию, за этот год мы несколько раз выезжали на места разливов, мониторили ситуацию с нефтеразливами, участвовали в работе паводковой комиссии. Все это время мы писали письма главе Республики Коми Владимиру Уйбе, председателю Госдумы Вячеславу Володину, обращались в Российский социально-экологический союз (Комитет участвовал в разработке обращения).
Вместе с «7x7» мы отправились в экспедицию на месторождение Чудное. Подписывали петицию Greenpeace. Готовили публичные акции и рассматривали вариант [разбить] лагерь на границе нацпарка «Югыд ва» по опыту Шиеса.
В 2020 году два члена Комитета спасения Печоры вошли в состав Госсовета Республики Коми и один – в совет муниципального района Усть-Цилёмский. Это не является нашей целью, однако говорит о доверии жителей к нам и позволит ставить экологические и социальные вопросы в органах власти.
Несмотря на сложности, за этот год Комитету вместе с другими экозащитниками и общественниками удалось добиться двух главных целей.
Во-первых, активисты смогли остановить строительство мусорного полигона на станции Шиес. В начале июня правительство Архангельской области в одностороннем порядке исключило технопарк «Шиес» из числа инвестиционных проектов. Во время судебных разбирательств 11 октября ООО «Технопарк» заявил об отказе от дальнейшей реализации проекта по строительству мусорного полигона, после чего начал работы по рекультивации поврежденной территории на станции. В конце октября Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд признал постройки компании на Шиесе незаконными и подлежащими сносу. Иванов сказал «7x7», что сейчас проходит перевод территории в районе станции Шиес из категории «земли промышленности» в «земли для индивидуального жилищного строительства и рекреации».
Вторая победа — решение Госдумы не вносить в закон «Об особо охраняемых природных территориях» поправку, разрешающую изменять границы национальных парков. Изначально депутаты планировали внести эту поправку, что ставило под угрозу национальный парк «Югыд ва» в Коми и еще 62 природные территории в России.
Ирина Протасова, глава правозащитной организации из Марий Эл «Человек и закон»*:
— Этот год был непростым, но он, как это не странно звучит, помог нам выйти на новый уровень работы, о котором мы не задумывались в обычной ситуации. Несмотря на расстояния и ограничения, мы еще больше сплотились и стали чаще общаться, пусть и через онлайн-связь. Еженедельные встречи и мозговые штурмы помогли нам наладить партнерство и выработать стратегию развития.
В этом году мы начали отличный проект с новым партнерами (проект по поддержке НКО, защищающих права детей) и познакомились со многими НКО в различных регионах России. Мы отстояли организацию в суде и чувствовали поддержку коллег во время судебных процессов (четвертый апелляционный суд общей юрисдикции отказал в требовании Минюста ликвидировать организацию). Организация вышла на новый уровень информационной работы через онлайн-технологии, мы освоили онлайн программы, преобразили сайт. Также мы подключились к активной общественной жизни в Марий Эл и наше партнерство с марийскими НКО стало еще более эффективным. И, наконец, мы открыли представительства организации еще в пяти регионах (региональные представительства сообщества открылись в Ростовской Рязанской, Томской и Калининградской областях, Приморском крае и Санкт-Петербурге).
Несмотря на то, что мы имеем статус иностранного агента, мы поняли, как много людей нам доверяют, поддерживают нас и нуждаются в нашей помощи.
А еще мы смогли выдержать баланс между онлайн и офлайн-мероприятиями. Научились работать в новых условиях, пересмотрели наши методы и формы работы. И, наверное, у нас именно в этом году появился командный дух, который мы будем нести дальше.
Этот год на многое открыл глаза, показал людей, которые рядом, с новой стороны, я бы сказала с лучшей [стороны], чем ожидала. Честно говоря, год был страшный, потому что достаточно много людей покинуло нас. Тем не менее год заставил остановиться, подумать, взять паузу, которая была уже необходима. Поэтому лично меня год многому научил и заставил пересмотреть приоритеты. Я по-другому взглянула на воспитание детей, семью, И конечно, год доставил мне лично и нашей семье неописуемую радость, потому что у меня в этом году родилась дочь.
Николай Кузьмин, активист псковского отделения партии «Яблоко» и депутат Завеличенской волости:
— Для меня этот год был важен победой на муниципальных выборах. А это и возможность что-то менять через легальное участие в политике, и пример другим, что на небольших выборах можно побеждать партию власти, даже не имея ресурсов, а обладая интересной для жителей идеей и силами для личного поквартирного обхода.
Но этот год стал очередным годом изменения законодательства о выборах – трехдневные голосования на пеньках, свежий запрет агитации в соцсетях и десятки других ограничений, где для более крупных выборов независимому кандидату все тяжелее противостоять машине запретов и пропаганды.
Значит, во власти опять будет много лояльных и почти не будет идейных.
Есть и общероссийские проблемы, которые вскрыл этот год. Это и манипулирование статистикой по коронавирусу, и достаточно убедительное расследование Навального о причастности сотрудников ФСБ к уничтожению политических конкурентов, и совсем неприкрытое игнорирование конституционных ограничений по двум [президентским] срокам. Эти примеры достаточно ясно показывают нам будущее нашей страны при сегодняшнем политическом курсе — ложь на официальном уровне, отрицательный отбор и экономическую стагнацию.
Олег Шарипков, председатель пензенской организации «Гражданский союз»*:
— В этом году плюсом к нашим текущим программам, которых у нас достаточно много, добавилась большая часть снабжения больниц, учреждений соцзащиты, волонтеров индивидуальными защитными средствами. Мы практически работаем как скорая помощь: постоянно развозим маски, очки, ИВЛ, костюмы по больницам. Раньше мы иногда это делали, сейчас практически каждый день. Мы, как и большинство организаций, перевели работу в онлайн. Мы обустроили, на мой взгляд, классную профессиональную студию, откуда ведем трансляции, стримы для НКО, активистов и жителей, которые хотят узнать новое про общественную жизнь в России.
Был ли 2020-й год сложнее предыдущего? Нет, для нас тяжелее был 2019. Тогда «Гражданский союз» признали иностранным агентом. Нам пришлось перекраивать деятельность, писать отчеты и участвовать в судах против Минюста, которые длятся до сих пор. Сейчас такого нет.
На будущий год у нас в планах продолжить работу в том или ином качестве. Но поскольку на наши планы влияют принятые Госдумой последние идиотские законы, я подозреваю, что нам просто перекроют весь кислород. Соответственно, мы нашли способы, каким образом продолжить работу.
Антон Касанов, организатор проекта прогулок-экскурсий «Пешком по Вятке»:
— Многие, кто занимается экскурсионными проектами в минувшем году, повышенное внимание уделяли онлайн форматам: лекциям, стримам, даже экскурсиям по Google-панорамам. Мы в паблике «Пешком по Вятке» тоже запустили формат еженедельных лекций с обменом мнениями с подписчиками. Плюс ко всему больше внимания стали уделять нашему Telegram-каналу, сделал и свой аккаунт на YouTube, собрали почти все архивные видео по истории города Кирова.
В этом году стало очевидно, что россияне не могут пока массово, как раньше, выезжать за границу.
Вырос внутренний туризм, многие люди стали заново открывать Россию, ее архитектурное и культурное богатство, сосредоточенное в провинции.
В Кирове стало больше туристов, да и сами горожане стали активнее путешествовать, открылись относительно новые направления внутри области. Все это радует.
Ценность живого человеческого общения стала намного более ярко ощущаться, чем раньше. Самые простые процессы, которые раньше были автоматическими? стали восприниматься иначе. Искренне радовался, когда летом появилась возможность проводить экскурсии или приезжали друзья из других городов. Весной необыкновенные эмоции появились, когда можно было в теплый день сесть на велосипед, включить музыку или подскаст и уехать куда-нибудь надолго. Простые вещи, явления, процессы стали приносить даже больше удовольствия, чем раньше. Все-таки виртуальное никогда не заменит настоящее, живое, все то, что реально.
Артём Важенков, активист движения «Открытая Россия» из Твери:
— Это был тяжелый год. На мой взгляд, главным событием этого года стало происходящее в Беларуси. И я уверен, что главные события еще впереди. Они очень сильно отразятся на России в том числе. Недавно я проходил практику в одной из правозащитных организаций, фиксировал и документировал случаи насилия, жестокости, пыток по отношению к белорусам (ред. - Артём Важенков в том числе пострадал от агрессии правоохранительных органов Беларуси — 11 августа его задержали в Минске и несколько дней удерживали в Центре изоляции правонарушителей, где избивали). Могу сказать, что это продолжается до сих пор, несмотря на то, что сейчас не носит столь массовый характер, как прежде.
Вторым событием года я бы назвал изменение Конституции России. Я считаю, что принятые поправки позволят власти в дальнейшем делать все, что она хочет.
Власть будет развиваться по репрессивному вектору, и в итоге Россия вернется к консервативному фундаментализму.
На меня этот год повлиял сильно. Я осознал, насколько ключевое значение имеют права человека и возможность наслаждаться вещами, которые в повседневной жизни нам кажутся естественными и легко доступными. В этом году я понял, что дальше может быть хуже, чем сейчас.
* — организация выполняет функцию иностранного агента.