В Вологде областной суд постановил, что житель города Роман Морозов имел право пикетировать против поправок к Конституции. Ранее городской суд признал его нарушителем за этот пикет. Этот случай — не исключение из правил. Как разные полицейские и судьи трактуют законодательство об одиночных пикетах — в обзоре «7x7» на примерах из регионов России.
Закон что дышло
Юрист Роман Морозов 26 июня вышел в центр Вологды с одиночным пикетом против поправок к Конституции и узурпации власти. Полицейские составили на него протокол, а 25 августа Вологодский городской суд признал этот пикет нарушением и вынес Морозову предупреждение. В решении суда есть такая формулировка:
«...покинул место своего жительства и находился без уважительной причины на ул. Торговая площадь г. Вологды рядом с домом №6, а именно проводил одиночный пикет».
Примечательно, что сами полицейские пикет не видели. Как сказано в рапорте, они узнали о нем в ходе мониторинга в соцсети «ВКонтакте». Там было выложено видео с одиночным пикетом. После этого полицейские сделали скриншот с пикетчиком и сравнили его с фотографией из базы МВД, опознав Романа Морозова.
Поскольку одиночные пикеты не запрещены, Морозов решил оспорить это решение. Вологодский областной суд 26 октября встал на его сторону и отменил постановление горсуда.
Похожая история произошла в августе с жителем Ульяновска Алексеем Нуруллиным. Он провел одиночный пикет в память о погибших протестующих в Беларуси, потом вместе с еще тремя жителями возложил цветы к памятнику жертвам политрепрессий. Полицейские составили на него протокол за одиночный пикет, а суд вынес предупреждение.
Однако не все сотрудники МВД плохо знают законодательство. Например, на Театральной площади в Сыктывкаре 10 октября прошли одиночные пикеты в поддержку протестующих Хабаровска и против политики Путина. За ними наблюдали полицейские, но задержаний не было. Хотя сотрудники МВД зачем-то снимали пикетчиков на камеру.
Жителю Орла Сергею Носову с аналогичным пикетом повезло меньше. Он вышел 1 августа на площадь Ленина с плакатом «Я/Мы Сергей Фургал». Полицейские его задержали, а суд оштрафовал на 5 тыс. руб.
В Пскове 4 июля два журналиста - Денис Камалягин и Владимир Капустинский — стояли с одиночными пикетами в поддержку своей коллеги Светланы Прокопьевой (позже ее осудили за оправдание терроризма). Полицейские составили одинаковые протоколы на обоих пикетчиков. Городской суд прекратил дело в отношении Дениса Камалягина, потому что указом губернатора о режиме повышенной готовности запрещены только массовые мероприятия, а не одиночные акции. И тот же суд признал виновным Владимира Капустинского. Позже он смог оспорить это решение в областном суде.
Фотографировал одиночный пикет без паспорта
В Пензе 23 октября прошло шесть одиночных пикетов — жители выступили против включения песен группы «ЭлектропартиZаны» в список экстремистских материалов. Претензий к ним у полицейских не было. Зато они задержали Александра Ермакова - за фотосъемку одного из этих пикетов, который прошел у здания Центра по противодействию экстремизму регионального УМВД. Сотрудники полиции составили на Ермакова протокол из-за отсутствия паспорта (суда по этому делу еще не было).
Как одиночный пикет может стать массовым
Житель Тамбова Владимир Жилкин 1 августа тоже вышел на одиночный пикет в поддержку протестов в Хабаровске. Он уверен, что не мог раздвоиться, но полицейскому Руслану Рзаголуеву эта акция показалась массовой. В протоколе, который он составил, говорится, что Владимир Жилкин «в составе группы граждан» участвовал в несогласованном «массовом пикете» (статья 20.2.5 КоАП). После этого, уже в отделе полиции, другой сотрудник МВД, Михаил Первушин, составил еще один протокол — в нем пикет назван одиночным. Однако, хоть эти пикеты и не запрещены, Первушин увидел в этой акции нарушение правил поведения при ЧС. На чью сторону встанет суд — полиции или закона, — станет известно в ноябре.
Оригинально трактуют законодательство об одиночных пикетах полицейские в Тюмени. Жительницы города Надежда Груздева и Людмила Функ 20 июня по очереди стояли с плакатом против поправок к Конституции — так же, как жители Сыктывкара 10 октября. Однако полицейские составили на Груздеву протокол. По их мнению, если участники проводят пикет по очереди и объединены одной идеей, то такую акцию можно считать массовой. Центральный районный суд Тюмени согласился с полицейскими и оштрафовал Груздеву на 10 тыс. руб. за несогласованный пикет (статья 20.2.5 КоАП).