Апелляционный военный суд оставил в силе обвинительный приговор по «пензенскому делу». В последний день процесса с последним словом выступили Максим Иванкин и Михаил Кульков, после чего суд удалился в совещательную комнату. «7x7» следил за процессом из Пензенского областного суда, где находились фигуранты.
13:06 Наша трансляция завершена, спасибо, что читали.
12:59 Мы записали на видео последнее слово Максима Иванкина.
12:50 Адвокаты подготовили заявления во ФСИН, чтобы подзащитных отправили отбывать сроки в колониях Пензенской области.
12:46 В зале кричат: «Позор!» Василий Куксов отвечает: «Увидимся нескоро!»
12:43 Суд оставил в силе приговор. Мотивировочная часть определения будет готова в течение трех суток. В зале гробовая тишина. На вопрос судей, понятен ли приговор, фигуранты отвечают отрицательно. Заседание окончено.
12:41 Арман Сагынбаев слушает, просунув руки через решетку в клетке. Судья перечисляет сроки, к которым фигурантов приговорил суд первой инстанции.
12:39 Суд оглашает резолютивную часть апелляционного определения.
12:38 В суд пришел пензенский активист Альберт Герасимов, известный тем, что написал: «Белозерцев, убери забор» возле коттеджа губернатора. Сейчас против него расследуется уголовное дело о нападении на бывшего полицейского. Герасимов утверждает, что потерпевший в действительности напал на него.
12:32 Слушатели, адвокаты и родственники заходят в зал заседаний. В нем больше людей, чем до перерыва, многие стоят.
10:59 В перерыве полицейские хотят опросить Анну Лойко по факту ее избиения в феврале в отделе. Адвокат Оксана Маркеева сказала, что все только через повестку. Сотрудница, которая хотела провести опрос, отказалась назвать «7х7» свою фамилию, имя и должность. Отказалась от комментария и вообще не сказала ни слова на вопросы корреспондента.
10:43 Суд удаляется в совещательную комнату.
10:40 По мнению Иванкина, многих подсудимых выпускать из СИЗО невыгодно:
— Пчелинцева — потому что остались электрометки [от пыток], Армана [Сагынбаева]... Нам известно о случаях убийства в колониях [вспоминает случай националиста Тесака, который, по официальной версии, покончил с собой].
Говорит, что пишет поэму о России, «которая превратилась в колонию абсурдного режима».
— Да пошло оно все. На самом деле, да плевать. Мы в целом уже победили и доказали все, нам не нужно чье-то мнение. Плевать. Принимаем этот жалкий вызов, заведомо обреченный на поражение. Сижу я живым, свободным человеком. Мы победили. Моя главная победа в зале, люблю тебя [жене Анне Шалункиной], — продолжает Иванкин.
В конце выступления снова процитировал Маяковского, после чего в зале раздались аплодисменты.
10:37 Максим Иванкин:
— Доверие к государству потеряно.
Говорит, что появляется «общество судей», выгодное репрессивному аппарату. Скоро оно будет пожирать само себя.
— Думаю об этом круглосуточно, вплоть до головной боли. Мне горько об этом говорить, что есть вероятность, что мы не выйдем из мест лишения свободы, — продолжает фигурант.
10:35 Иванкин цитирует «Облако в штанах» Маяковского: «Как в зажиревшее ухо втиснуть им тихое слово?» Повторяет за Арманом Сагынбаевым, что для правды не нужен меч. Говорит, что не хотел выступать, пережил очень многое за годы в СИЗО. Самое сильное чувство — разочарование.
10:32 Начинает последнее слово Максим Иванкин:
— Меня оставили, как всегда, «на сладенькое». Но мне горько оттого, что я не вижу смысла доказывать свою невиновность. Невиновность надо доказывать там, где готовы слушать, когда спор на равных.
По его мнению, дело необходимо вернуть в прокуратуру. Признает, что судьба уже решена.
10:30 Кульков:
— Каждое слово стороны обвинения было десятки раз нами опровергнуто.
Хочет разбавить «творящийся абсурд» басней Крылова:
«У сильного всегда бессильный виноват...»
Юрий Вобликов шепчет слова вслед за Кульковым. Тот надеется, что басня все-таки не про дело «Сети»*:
— Оно слеплено из гнусного вранья. Надеюсь, что найдутся честные люди, для кого офицерская честь — не последнее слово.
10:27 Михаил Кульков выступает с последним словом.
10:24 Суд начинается, Вобликов крестится.
10:22 Правозащитник Вобликов теперь читает Лермонтова:
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Аплодисменты.
10:20 Приехал адвокат Фоменко. В зале его встречают аплодисментами.
10:19 Юрий Вобликов зачитывает фигурантам Пушкина:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут ваши имена!
10:17 В зале слышно, как секретарь Апелляционного военного суда во Власихе звонит адвокату Станиславу Фоменко. Его одного нет, поэтому не начинают заседание.
10:10 В зале суда приставов больше, чем родственников и слушателей, — около 30 человек.
10:08 Московское отделение «За права человека» представляют Анна Лойко и Дима Иванов. Приехал также Сергей Запольнов, который после приговора написал на здании на улице Московской в Пензе: «Не простим дело “Сети”*».
10:02 В суде также председатель молодежной общественной организации «Поколение нового времени» Иван Финогеев, координатор «Левого фронта» в Поволжье, редактор сайта «ЛефтПенза» Сергей Падалкин правозащитник местного отделения «За права человека» Юрий Вобликов, представители отделения партии «Яблоко», активисты.
09:59 Родители фигурантов говорят, что утром московский поезд с ними встречали сотрудники Центра «Э» МВД (четверо в штатском). Но из Москвы приехало всего около 10 человек.
09:49 Автозак с подсудимыми пригнали к заднему входу суда под песню группы «Порнофильмы» «Это пройдет».
*«Сеть» — признанная террористической организация, запрещена в России. Фигуранты дела «Сети»* заявили, что в реальности такой организации не существовало.