Что чувствует пожилой человек, когда дети давно выросли, внуки приезжают на каникулы раз в год, и каждый день — как день сурка? Одиночество и даже отчаяние, когда ты никому не нужен. Четыре года назад психолог из Тюмени Альфия Кабирова приехала в Ялуторовск, чтобы помочь бабушкам найти новые смыслы в жизни. Эти женщины напомнили ей собственную бабушку. Так у Альфии появилась идея создать социальное производство «Эбием» (в переводе с татарского «бабушка моя»), которое объединило женщин и дало возможность сделать их жизнь интересной и насыщенной.
Почему тюбетейки
Несколько лет назад Альфия разрабатывала социальный проект для женщин старшего возраста, представители мечети Ялуторовска попросили ее поддержать женщин на эмоциональном уровне. Многие оказались в ситуации, когда утерян смысл: дети и внуки выросли, сами бабушки — на пенсии, предоставлены сами себе. Хотелось наполнить жизнь чем-то значимым.
После той первой встречи Альфия подготовила проект «Женщина в мире возможностей» и получила на него грант. Бабушки сами начали проводить друг для друга мастер-классы. После нескольких встреч участницы сказали: «Мы не хотим расставаться и заканчивать наше общение, давайте продолжать!» Так начался проект «Эбием».
Он вызвал у Альфии сильный эмоциональный отклик: женщины были одеты как ее бабушка, говорили на том же языке, шутили так же, как она, и для Кабировой это стало толчком, очень чувственным и эмоциональным.
Ее жизнь перевернул момент, когда одна из участниц сказала: «Каждое утро я просыпаюсь и не знаю, зачем. Мои дети и внуки выросли и уехали, мой муж умер. Скажите, как нам теперь жить?» Это было пронзительно до слез.
— Я поняла, что не могу это проигнорировать и забыть, — говорит Альфия. — И должна что-то сделать.
Одна из бабушек, Гашия-апа, предложила: «А я тоже могу сделать мастер-класс! Я умею шить тюбетейки».
Гашия-апа очень интересно рассказала историю создания тюбетеек, зачем они и как их шьют. Стало понятно, что в азиатской части России, где (так сложилось исторически) живет очень много татар, даже не знают, шьет ли здесь кто-то тюбетейки. Получилась отличная бизнес-идея для родины сибирских татар, и родился проект «Эбием».
Там делают тюбетейки, которые носили татары с конца XIX века вплоть до революции (например, известный татарский поэт, публицист и переводчик Габдулла Тукай). Начальник цеха и наставник других бабушек — Гашия-апа.
Что такое тюбетейка
«Эбием» шьет исторические тюбетейки — каляпуш (кәләпүш по-татарски) В русском языке слово «тюбетейка» появилось от татарского слова «түбәтәй» (в переводе — шапочка).
По одной из версий, этот головной убор появился у татар как подшлемник средневековых воинов. А сегодня, случается, их покупают в качестве подшлемника байкеры — получилась своего рода историческая преемственность.
Тюбетейки пользовались большой популярностью в СССР в конце 1940-х и начале 1950-х, их носили и взрослые, и дети, вернувшиеся из эвакуации из среднеазиатских республик.
Тюбетейка и ресайклинг
«Эбием» остается небольшим предприятием, которое не делает оптовых поставок и может позволить себе разный ассортимент, который все время меняется.
За четыре года качество производства изменилось колоссально. Появились мастерицы, которые набили руку и теперь шьют уникальные вещи. Например, одной из фишек «Эбиема» стало производство тюбетеек из старых джинсов. Их приносят в мастерскую в Тюмени, стирают, обрабатывают и распарывают, а потом перешивают. По словам Альфии, джинсовые тюбетейки получаются очень стильными и современными и идут не просто «на ура», а «на громкое ура».
Купить тюбетейку, комфортную для ежедневного использования, не так-то просто, многие их ищут. В продаже чаще всего встречаются либо изделия из синтетики, либо праздничные варианты, украшенные вышивкой и бисером, которые нельзя стирать, да и каждый день носить не будешь.
Многие подбирают тюбетейки к деловым костюмам, и Альфие очень нравится, что национальная культура приходит в повседневную жизнь.
И пионеры, и пенсионеры
Продукцию «Эбием» покупают как молодежь, так и пенсионеры и совсем пожилые люди. Последние всю жизнь прожили в Советском Союзе, и сейчас у них появилась возможность вернуться в родную культуру. Для них очень важно иметь тюбетейку, и не просто тюбетейку, а комфортный головной убор.
Сегодня заказать тюбетейку можно как онлайн, так и в соцсетях проекта.
https://web.facebook.com/tubetejka
https://www.instagram.com/tubetejka_abiem/
Материал подготовлен при содействии Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь».
Текст Натальи Полетаевой, фото Наталии Беловой, оператор София Хайруллина