Депутаты Марий Эл 10 сентября отменили ограничение на торговлю алкоголем, введенное в апреле, — теперь его снова можно продавать с 10:00 до 22:00. «7x7» сравнил статистику МВД и прокуратуры за 2019 и 2020 годы, чтобы оценить, повлияло ли это ограничение на количество преступлений и отравлений спиртосодержащими жидкостями.
Для чего были введены ограничения
Закон об ограничении торговли алкоголем периодом с 14:00 до 18:00 был принят по предложению главы Марий Эл Александра Евстифеева 9 апреля этого года. Мотивы этого решения Евстифеев изложил в интервью на телеканале Совета Федерации “Вместе-РФ” (6:50):
— Мы были вынуждены принять дополнительные ограничения по торговле спиртным. Это не потому, что мы плохо разбираемся в экономике. Мы понимаем, что для экономики это недальновидный шаг. Но <...> республика находится недалеко от таких городов, как Нижний Новгород и Москва, и много граждан у нас работают так называемым вахтовым методом. Вот вахтовики, которые работали в том числе в аэропортах Москвы, вернулись и устроили пир во время чумы.
Как жители их «обходили»
Минпромторг России в начале апреля рекомендовал регионам не ограничивать продажу алкоголя. Предложение «не менять установленный ранее режим продажи алкогольной продукции без крайней необходимости» содержится в указаниях по работе организаций и объектов, обеспечивающих функционирование товаропроводящей сети, сообщал РБК. В ведомстве посчитали, что ограничение или запрет продажи алкоголя вызовут социальное напряжение и рост нелегальной продукции.
Так и произошло в Марий Эл. Пока действовал запрет на работу кафе, жители все равно могли купить алкоголь после 18:00 - с рук за наличные или переводом с карты на карту. В июле вместе с кафе в Марий Эл открылись и «наливайки», в которых есть небольшая стойка или пара столиков, благодаря которым точка имеет статус кафе. Такие заведения имеют право торговать круглосуточно, если продавец открывает алкоголь сразу на кассе. Чтобы продавец этого не делал, покупатель может попробовать убедить его, что он не полицейский.
Статистика преступлений и отравлений алкоголем
Спустя неделю после введения ограничений, 16 апреля, на сайте главы Марий Эл была опубликована информация о снижении количества преступлений во время пандемии с 30 марта по 15 апреля на 40,5% по сравнению со второй половиной марта. Общее число преступлений снизилось с 227 до 135, совершенных в публичных местах - с 60 до 24.
Однако если сравнить информацию о преступлениях за более длительные периоды, то такой тенденции уже не наблюдается. Количество преступлений с января по март 2020 года МВД и прокуратура не публиковали, но, исходя из данных обеих структур за 2019 год и 2020 год, можно сравнить статистику за некоторые периоды с ограничениями продажи алкоголя и без них. Так, в июле и августе 2020 года - когда алкоголь продавали с 14:00 до 18:00 - совершалось примерно 645 преступлений ежемесячно. А с января по июнь 2019 года, когда этого ограничения не было, - 638.
По данным МВД Марий Эл, с января по июнь 2020 года в республике зарегистрировано 3941 преступление - в среднем 656 в месяц. За аналогичный период 2019 года - 3829 преступлений (638 в месяц). Прокуратура Марий Эл сообщила, что с января по август 2020 года зарегистрировано 5232 преступления. Если вычесть из этого числа данные МВД за полгода, получится 1291 преступление с июля по август — в период, когда ограничения продажи алкоголя еще действовали (из-за того, что данные от разных структур, в расчете может быть небольшая погрешность). Это примерно 645 преступлений в месяц.
В пресс-релизах МВД и прокуратуры не говорится, какой процент этих преступлений совершался в состоянии алкогольного опьянения.
Случаев отравлений спиртосодержащими жидкостями, которые привели к смерти, во время пандемии в 2020 году стало больше. По данным отделения Роспотребнадзора по Марий Эл, за период с января по март 2020 года в республике произошло 46 случаев острого отравления такими жидкостями, из которых 26 привели к смерти. В период с апреля по июнь - 41 отравление, из которых 36 - смертельные. То есть всего за полгода - 87 отравлений, из них 62 смертельные. В аналогичный период 2019 года зафиксировано 79 и 70 случаев соответственно.
О возможном увеличении количества смертей от этих причин в апреле 2020 года предупреждали представители розничного и алкогольного рынка в обращении к премьер-министру Михаилу Мишустину. В нем они просили снять ограничения на продажу спиртного в регионах, сообщал “КоммерсантЪ”. В письме говорилось, что к концу марта в продаже появилось большое количество непроверенных дезинфицирующих средств на основе этилового и изопропилового спирта с добавлением денатурирующих добавок. При перебоях с поставками легальной алкогольной продукции спрос на подобные средства в качестве суррогатов алкоголя резко возрастает, что может привести к катастрофическим последствиям для здоровья населения РФ.
Эта тенденция - общероссийская. В мае глава Минздрава РФ Михаил Мурашко сказал, что россияне стали чаще умирать из-за алкоголя во время пандемии.
Что изменилось
Вместо ограничений по времени депутаты Марий Эл на сессии 10 сентября ввели другие - по местоположению. Теперь в республике нельзя продавать алкоголь в жилых домах, если площадь заведения меньше 50 м², - это означает закрытие «наливаек», которые, как правило, занимают гораздо меньшие помещения. Федеральный закон устанавливает минимальную площадь для таких заведений 20 м², но регионы имеют право ее увеличить.
При этом рейтинги трезвости показывают, что жители Марий Эл стали пить меньше алкоголя еще в прошлом году. В рейтинге регионов проекта “Трезвая Россия” в 2015 году республика занимала восьмое место среди самых пьющих. В ноябре 2015 года по инициативе Павла Плотникова, который тогда был мэром Йошкар-Олы, в городе прошли самые крупные публичные слушания последних лет, для которых был арендован концертный зал ДК им. ХХХ-летия Победы. Большинство участников голосовали за принятие максимально жестких ограничительных мер против «наливаек», но в итоге администрация только установила минимальное расстояние в 100 м до школ, детсадов, больниц и спортивных объектов. Противники ограничений аргументировали это тем же, чем и Леонид Маркелов, занимавший тогда пост главы Марий Эл, - выгодностью алкобизнеса для экономики из-за налоговых отчислений и рабочих мест.
К 2019 году Марий Эл уже не входила в десятку рейтинга самых пьющих регионов, а была в нем 32-й. Ее место в первой десятке заняла Республика Коми.