Активисты курганского штаба Навального создали петицию на международной платформе Change.org, адресованную канцлеру Германии Ангеле Меркель. Они просят немецкие власти обратить внимание, что уран, который те покупают в России для своих атомных станций, получен «ценой жизней и здоровья» жителей Курганской области. «7х7» решил напомнить, почему курганцы уже несколько лет протестуют против добычи урана в Звериноголовском районе.
Кто и зачем добывает уран в Курганской области? И при чем тут Ангела Меркель?
Уран является основным элементом ядерного топлива, которое во всем мире используется в реакторах на атомных электростанциях. Добычу урана в Курганской области ведет компания «Далур», входящая в урановый холдинг «Атомредметзолото» (АРМЗ) госкорпорации «Росатом». У нее есть лицензии на разработку трех урановых месторождений — Далматовского, Хохловского и Добровольного.
Основные объемы радиоактивного металла сейчас дает Далматовское месторождение в одноименном районе, которое разрабатывается с начала 2000-х годов. К 2021 году, согласно планам «Далура», «центр уранодобычи региона» начнет перемещаться в Шумихинский район, где в марте 2019 года компания начала промышленное освоение Хохловского месторождения. Следующим на очереди — ориентировочно в 2030 году — будет месторождение Добровольное в Звериноголовском районе на границе с Казахстаном, там в ноябре 2019 года только началась геологоразведка.
На Добровольном пробурено более 200 новых разведочных скважин, цель которых — определить границы залегания урановой руды и содержание в ней урана. Разведочные скважины — временные, после завершения геологоразведки их должны демонтировать, а территорию рекультивировать, говорят в «Далуре».
И компания, и губернатор Курганской области Вадим Шумков постоянно подчеркивают, что добыча урана необходима для развития атомной энергетики России и сохранения ядерного щита страны. Но активисты обращают внимание, что «Росатом» через свою «дочку» АО «Техснабэкспорт» продает обогащенный уран за границу, включая Германию. А значит, добыча урана ведется в том числе в коммерческих интересах. Поэтому петиция и адресована немецкому канцлеру Ангеле Меркель — в надежде повлиять на спрос урана в одной из крупнейших европейских стран.
В чем суть технологии подземного выщелачивания?
На Далматовском и Хохловском месторождениях «Далур» добывает уран методом подземного выщелачивания. На глубину 400–500 м в пласт урановой руды через скважины по пластиковым трубам закачивается слабый раствор серной кислоты. Затем по другим скважинам кислота с уже растворенным в ней ураном выкачивается из-под земли и пропускается через ионообменные смолы — так отфильтровывается нужный добытчикам уран. После окончания добычи скважины заливают специальным цементным раствором, чтобы исключить вытекание остатков урановых вод наружу. Аналогичным способом «Далур» собирается добывать уран и на Добровольном месторождении, закачивая под землю по 3300 тонн серной кислоты в год.
В компании уверяют, что такой способ — в отличие от наземной добычи (в виде карьеров) и подземной добычи (в виде урановых шахт) — самый экологически безопасный. «Важнейшей особенностью подземного выщелачивания является замкнутый процесс добычи, не дающий отходов, что позволяет избежать изменения земной поверхности, образования отвалов вскрышных пород и хвостохранилищ», — объясняется на сайте «Далура».
Что беспокоит активистов?
С 2016 года в Курганской области действует общественное движение «Курган-Антиуран», участники которого выступают против добычи урана на территории региона. У активистов есть большие сомнения в том, что метод подземного выщелачивания можно считать безопасным, особенно когда речь идет о Добровольном месторождении. Во-первых, в конце 80-х годов в этих местах уже бурили разведочные скважины, и тогда добычу урана на Добровольном — в отличие от Далматовского и Хохловского месторождений — признали опасной из-за высокого напора подземных вод. Скважины затампонировали.
Но несколько раз бывавший в Курганской области физик-ядерщик, эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский говорит, что своими глазами видел, как эти скважины сочатся слаборадиоактивной жидкостью. Летом 2020 года он замерял радиационный фон возле скважин и выяснил, что они фонят. Аналогичные заявления делал и президент Фонда общественного контроля за состоянием окружающей среды и благополучием населения член группы «Курган-Антиуран» коммунист Сергей Еремин.
Во-вторых, Добровольное месторождение, в отличие от двух предыдущих, находится в пойме реки Тобол, которая является источником питьевой воды для центральных и восточных районов Курганской области. Во время разливов Тобола не исключено попадание радионуклидов в реку, причем не только из скважин, но и из подземных вод. Как говорит Андрей Ожаровский, после окончания добычи часть урана останется под землей, причем уже не в виде руды, а растворенным в подземных водах, а, как поведет себя со временем водоносный горизонт, предугадать не может никто.
В доказательство своих слов активисты приводят город Шумиху, где один из местных жителей заказал экспертизу воды из собственной скважины в региональном Центре гигиены и эпидемиологии. Радиометрические исследования показали, что общая бета-радиоактивность воды в 1,3 раза превышает установленные СанПиН значения. Анализ был сделан еще в 2018 году, а первые работы по подземному выщелачиванию урана на Хохловском месторождении в Шумихинском районе начались в 2008–2009 годах.
Что на претензии активистов отвечает «Далур»?
Компания не раз заявляла, что Добровольное ничем не отличается от двух других месторождений урана — ни по составу руд, ни по гидрогеологическим условиям, а сами залежи руды надежно изолированы от подземных вод. Это, по мнению «Далура» исключает попадание радионуклидов в реку.
Что касается протекающих скважин, то тут компания ссылается на выводы комиссии, которая летом 2019 года обследовала скважины и пришла к выводу, что они не фонят и не протекают. В составе комиссии, к слову, помимо сотрудников «Далура» и сотрудников областного департамента природных ресурсов, были районные чиновники и депутаты, специалисты курганского отдела геологии и лицензирования Уралнедр и представители Общероссийского народного фронта. Один из членов комиссии, начальник Курганнедр Владимир Трефилов, по итогам работы комиссии посоветовал «антиуранщикам» «включить здравый смысл и прекратить свою антигосударственную деятельность».
Правда, представители «Далура» на публичных слушаниях также заявляли, что старых разведочных скважин на Добровольном и вовсе не существует. А весной 2020 года компания временно прекращала буровые геологоразведочные работы, тампонировала скважины и отводила технику из-за опасности паводка в пойме реки Тобол. Тогда в пресс-службе холдинга АРМЗ не исключали, что в будущем «Далуру» придется проводить на Добровольном «противопаводковые мероприятия», например строить дамбу.
Также компания заявила, что по итогам публичных слушаний, прошедших в Далматовском, Шумихинском и Звериноголовском районах в конце июля 2020 года, местные жители «в большинстве высказались за развитие уранодобычи в регионе и поддержали планы развития АО “Далур”». Однако видеозаписи, сделанные во время этих собраний курганским штабом Навального, свидетельствуют о том, что поддержки большинства там явно не наблюдалось, да и какого-либо голосования для определения мнения этого большинства процедура слушаний не предполагала.