В центре Пензы власти установили ко Дню города скульптуру кентавра с отверстием в груди и развернутым торсом. Арт-объект сразу же вызвал дискуссию среди горожан: одни считают его современным и авангардным, другие не понимают, что хотел сказать автор, и возмущаются, что власти не посоветовались с жителями, третьи смеются, что внимание к кентавру уже затмило интерес к выборам губернатора 13 сентября. А один из пабликов нашел в чертах лица кентавра сходство с Навальным. Подробности – в обзоре «7х7».
Как появился кентавр. И почему кентавр?
Скульптуру у фонтана в центре Пензы мэрия решила установить около года назад. Изготовить ее попросили известного пензенского скульптора Юрия Ткаченко.
Он рассказал «7х7», что к нему обратились местные архитекторы из администрации и попросили что-то придумать. Итоговый эскиз кентавра утвердил градостроительный совет Пензы.
– Они [чиновники] не знали, что хотят, – пояснил Юрий Ткаченко. – Я разработал четыре эскиза на разные темы. Они прошли более 14 градостроительных советов, в итоге выбрали кентавра. Оценка была очень строгой и профессиональной – вплоть до того, как [у кентавра] торчат пальцы.
Объект должен был символизировать современного архитектора. На боку кентавра выгравирована надпись на латыни: «Аллегория архитектуры». Среди других вариантов арт-объекта был архитектор, у которого из рук «высыпается» город, гранитный айсберг с фигурой архитектора и архитектор, проходящий сквозь стену, – как символ того, что на него давят с одной стороны начальство, а с другой – город и общественность. Эти варианты, по словам Ткаченко, на градсоветах называли «слишком буквальными». Кентавр, поясняет он, более поэтичная и иносказательная скульптура, в ней больше смыслов.
При разработке эскиза арт-объекта для площади в центре Пензы автор учитывал восход и закат солнца, тени, трафик людей и другие факторы.
Юрий Ткаченко пояснил «7х7», что отверстие в груди кентавра – это распахнутая душа. Кентавр словно готов принять в объятия каждого и весь окружающий мир.
– Это скульптура в жанре паблик-арт – искусство для публики, для площадей и открытых зон в городах, – пояснил автор. – Я видел подобные вещи в разных странах и постарался воплотить свой жизненный опыт: что есть человек в этом мире. Это человек-творец — и в то же время кентавр.
«Кентавру быть»: мнения за
Арт-объект вызвал общественную дискуссию: мнения людей разделились.
Местный редактор, издатель и фотограф Юрий Болотин опубликовал пост в поддержку скульптуры кентавра со ссылкой на необычные памятники Праги.
Журналист Алексей Игошин привел семь доводов, почему кентавр – «гениальная скульптура». Среди них – профессиональный статус автора скульптуры, анатомические особенности кентавра (наличие яиц), надписи на латыни и «загадка дыры», которая «экономит не менее 10 кг бронзы». Улыбка Юрия Гагарина, по мнению Игошина, делает скульптуру «патриотичной» и «скрепоносной».
Градозащитник, координатор фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» Михаил Кириков сказал «7х7», что кентавру не хватает копилки для донатов внутри «души»:
– Кентавру быть. Но надо непременно поместить в отверстие тела кентавра копилку для сбора средств на восстановление исторических зданий, в частности деревянных. Дабы не перепутать раскрытую душу с дырявой.
Директор архитектурного бюро «МАРТ», член градостроительного совета Пензы Марат Каскеев в разговоре с корреспондентом «7х7» сказал, что через полгода в телефоне каждого пензенца будет фотография с кентавром. Он предупредил, что является заинтересованным лицом как автор концепции новой Фонтанной площади Пензы и одобрял арт-объект.
– Мне эта работа нравится, я голосовал за. Это арт-объект неожиданный, интересный, классный, современный, – сказал он «7х7». – Два-три дня хожу на площадь и вижу, что он пользуется популярностью. Я не хотел там очевидных вещей типа садовых гномов или купающихся нимф. Фонтанная площадь – для отдыха, мы дали новую жизнь этому маленькому скверику и разбавили общественное пространство с детской площадкой, выставочной зоной и арт-объектами. Она не закончена, здесь будет появляться еще много нового.
По его словам, кентавр обсуждали не на 14, как «образно сказал» Ткаченко, а на трех заседаниях градсовета (Ткаченко настаивает, что было более 14 согласований с градсоветом: не только в формате заседаний, но и просто встреч с членами совета). Два раза восковую модель показывали мэру Андрею Лузгину и один раз — губернатору Ивану Белозерцеву.
Другой член градостроительного совета Пензы, независимый архитектор Александр Бреусов, пояснил, почему тоже поддержал скульптуру кентавра:
– Нам в городе нужны такие скульптуры: не усредненные и похожие друг на друга, а именно авторские работы. Здесь он [автор] выразил себя, это некий символ для нас, архитекторов, символ архитектуры. Люди тоже проголосовали за: я только оттуда [с Фонтанной площади, речь про вечер 5 сентября]: толпа народа, улыбки на лицах. Он [кентавр] блестящий, его уже так отполировали – люди садятся [на него] и фотографируются. Я в первый раз вижу такую реакцию у людей на скульптуру, положительную. Это значит, у Ткаченко получилось то, что он хотел.
«С высоты детского роста — трындец»: мнения против
Издатель журнала «Сура», литератор и музыкант Борис Шигин считает, что настоящее искусство объяснений не требует.
«Сам образ, аллегория или метафора должны говорить сами за себя! Все другое – для междусобойчика. А мы ведь хотим для полумиллионного города! Значит, хотя бы доминанта должна быть понятна без комментария автора», – написал он на своей странице в соцсети и возмутился, почему власти не посоветовались с народом и установила объект на центральной площади.
По мнению градозащитника Станислава Блинова, кентавр условно поделил горожан на тех, кто понимает и кто не понимает искусство.
– Этим арт-объектом [власти и авторы проекта] нам как бы говорят: «Вы все быдло, которое не понимает искусства, а мы элита. Вам нужны стандартные фигурки котов, а мы сделали креатив». Вот только креатив сделан на бюджетные деньги, на деньги презираемого народа. Я считаю, что этот объект фиксирует очень опасную ситуацию: теперь в городе можно поставить любую помойку, назвав это «креативным арт-объектом». На любую критику можно ответить, что это «супрематизм», «авангардизм» и «глубокая идея», которая доступна лишь избранным. Дыра в груди кентавра – это ворота в ад «современного искусства».
В паблике «Сурский круг» 90% человек проголосовали против скульптуры, в опросе приняли участие 1300 человек.
Многих пензенцев, помимо прочего, смущает откровенность скульптуры, они обращают внимание, что в первоначальных эскизах «половых деталей» не было.
«Если смотреть с высоты детского роста – эта скульптура вообще трындец», – написала одна из пользовательниц.
Кто и почему составил петицию
2 сентября пензенский художник, автор граффити с врачом-ангелом и великаном Алексей Февралёв опубликовал петицию за снос кентавра. На момент публикации этого обзора под ней подписалось более 500 человек.
По мнению Февралёва, скульптура оскорбляет эстетические чувства граждан, в ней нет гармонии, композиции и пластики. Авторы кентавра, считает художник, потеряли связь с реальностью.
«Кентавр сам по себе уже мутант, а тут еще и мутант-урод. <…> Остается нам, простым работягам, понять, что же хотел донести до нас автор сего шедевра, что за тьма и масонский заговор творились у него в голове?»
Автор петиции также высказал претензии к поднятому хвосту, анатомии лошадиных ног, развернутому торсу и большой дыре в груди. Он напомнил, что конь символизирует народ и то, как он выглядит, передает отношение авторов к народу. Скульптура кентавра, по словам Февралёва, – иллюстрация отсутствия идеологии.
– Прошло то время, когда мы можем, давясь, глотать культурный шлак, и терпеть, и привыкать. Если образ непонятен с первого взгляда, нужен талмуд философских изысканий, чтобы объяснить, что это значит, – это «литературщина». Нам это в вузе преподавалось как порок в искусстве. Скульптура ставит в ступор и недоумение. Положительный фидбэк от людей – вот нормальная реакция, а не «провоцировать и заставить думать» [позиция автора скульптуры], – пояснил Февралёв свою позицию «7х7».
Под его постом о петиции в соцсети «ВКонтакте» – полторы сотни комментариев. Петиция, как и скульптура, вызвала новую волну дискуссий. С критикой уже творчества Февралёва выступил местный предприниматель и владелец портала «Пенза–Онлайн» Олег Звонов. Он назвал его «соцкапреалистом-конъюнктурщиком», который «в лучших советских традициях организовывает ад для художника, бросающего вызов его ангелочкам и великанчикам».
Автор скульптуры Юрий Ткаченко сказал, что видел петицию в интернете и не имеет ничего против нее. Но, по его мнению, «Февралёв пиарится», а формат монолога в петиции неуместен. Ткаченко рекомендует горожанам приехать и лично посмотреть на скульптуру, чтобы составить свое мнение о ней. Некоторые, по его словам, после этого меняют мнение, особенно кентавр нравится детям.
Ткаченко говорит, что примет любое решение горожан. В случае решения о переносе скульптуры ее готов принять пензенский областной кардиоцентр.
– Пусть решает город – теперь это его собственность: вечером [у скульптуры] дежурит полиция и установлены видеокамеры. Но кардиоцентр уже сказал, что скульптура им подходит: распахнутая душа и все в тему.