В пятницу, 21 августа, когда врачи омской больницы скорой помощи то разрешали, то отказывали в транспортировке политика Алексея Навального в клинику Германии, на улицы российских городов с акциями в поддержку оппозиционера вышли активисты его штабов и обычные горожане. Как это было - в обзоре «7х7».

На пикетах 21 августа к требованиям расследовать отправление Навального добавились призывы выпустить его на лечение в Германию. 


Кострома

Одиночный пикет в поддержку Алексея Навального прошел на центральной площади Костромы. Его провел начальник костромского штаба оппозиционного политика Александр Зыков. Еще одним пикетчиком стал постоянный участник протестных акций, попросивший у Зыкова плакат с фото Алексея Навального и надписью «Один за всех и все за одного».

 
 
 
Александр Зыков

— Я никого не звал, не планировал массового мероприятия, поскольку их проведение постановлением губернатора запрещено, — прокомментировал Зыков. — Мы видим, как по всей России массовые мероприятия заканчиваются задержаниями. К тому же я не один, вокруг множество сотрудников центра противодействия экстремизму и чиновников администрации города. За время проведения пикета ко мне подошли несколько человек, которые поддержали меня и спрашивали, как нам можно помочь. Я отвечал, что помочь можно очень просто — нужно зарегистрироваться на сайте «Умного голосования» и на выборах проголосовать против «Единой России». 


 

Йошкар-Ола

В Йошкар-Оле на одиночный пикет к Благовещенской башне вышла сторонница Алексея Навального Анна Щёголева. С плакатом «#НавальногоОтравили.  #МыЗнаемКтоВиноват. #АлексейЖиви» она простояла двадцать минут. 

— Большей части прохожих мой протест был безразличен. Но за эти 20 минут ко мне подошли пара человек, чтобы прочитать плакат, и группа молодых людей одобрительно подняла большой палец вверх. Полиции рядом не оказалось. Если мне удалось привлечь внимание хотя бы нескольких человек к отравлению Навального, то считаю пикет успешным.  Скорее всего,  мы — сторонники Навального  в Йошкар-Оле, будем устраивать пикеты и в дальнейшем.

Анна Щёголева. Фото предоставлено Анной Щёголевой

В Марий Эл действует режим повышенной готовности из-за эпидемии коронавируса, который предполагает запрет на публичные массовые мероприятия: митинги, шествия и пикетирования. Одиночные пикеты не являются публичными массовыми мероприятиями, но и их некоторые марийские полицейские считают незаконными.


 

Белгород

 

В Белгороде на одиночный сменяемый пикет к стеле на Соборной площади вышли четверо горожан, среди которых были не только волонтеры штаба Навального, но и люди, не имеющие к нему отношения.  Они потребовали отпустить Алексея Навального в Германию для оказания медицинской помощи. За пикетчиками наблюдали сотрудник мэрии Илья Кирин и полицейский.

 
 
 
Михаил Пищулин
Сюзанна Кузнеченко

Художник Михаил Пищулин пришел на акцию с плакатом с изображением Кремля в образе башни Саурона (в трилогии «Властелин колец»  главный злодей Саурон создал Недремлющее Око, которое постоянно следит за всеми, кто находится в поисках Кольца Всевластия, - прим.ред.). Он заявил, что не является сотрудником или волонтером штаба, но решил выразить солидарность, так как жизнь Алексея Навального в опасности.  

Активист штаба Навального Андрей Рубан заявил, что в Белгороде много сторонников оппозиционного политика, но они стесняются выходить на пикеты и опасаются, что к ним будут предъявлять претензии из-за нарушения ограничений, связанных с пандемией коронавируса.


 

Пенза 

Одиночные пикеты на пешеходной улице Московской в центре Пензы вечером 21 августа организовал местный штаб Навального. Пикетчиков было трое. Еще десять человек, по словам координатора пензенского штаба Антона Струнина, в знак солидарности стояли рядом с пикетчиками без плакатов. Струнин сказал «7х7», что вышел на пикет, потому что не мог не выйти в этой ситуации: 

— Невыносимо было наблюдать это жлобское, подлое удерживание Навального в больнице в Омске, когда ради сокрытия улик все эти люди, включая врачей, подвергали его жизнь опасности. Это верх цинизма.

 
 
 
Александр Зыков

Причиной небольшого количества участников акции Антон Струнин назвал поздний анонс пикетов — штаб сообщил о них за три часа до начала. 

— Я думаю, что сочувствующих много, просто многие боятся в открытую поддерживать Алексея, многие не видят смысла в пикетах, а многие просто не знают о существовании местного штаба Навального, ведь наши СМИ о нас не пишут, — предположил Струнин в беседе с «7х7». — Во время пикетов очень долго в стороне от нас стоял здоровый мужик в спецовке - то ли строитель, то ли ремонтник. Стоял, смотрел, думал. Потом подошел и тихим голосом смущенно высказал слова поддержки и негодования, постоял с нами, помолчал. Видно было, что ему непривычно и сложно через себя переступать, чтобы вот так даже просто подойти.

Фото Штаба Навального в Пензе

Пикеты прошли без задержаний. Сотрудники ППС переписали паспортные данные участников, еще четверо сотрудников Центра «Э»сидели рядом на лавочке. 


 

Великий Новгород 

Новгородские активисты движения «Весна» вечером 21 августа провели акцию возле здания регионального управления МВД. Они принесли бумажные стаканчики из-под чая с лозунгами в поддержку Алексея Навального. 

Акция со стаканчиками у новгородского УМВД. Фото движения «Весна»

— Нас снимали предполагаемые сотрудники центра «Э», и как только мы поставили стаканчики, из управления МВД моментально вышли сотрудники полиции. Они начали активно мешать проведению акции, выбрасывая поставленные стаканчики и прогоняя пришедших, - сообщили участники акции в своей группе «ВКонтакте». 

Позже у торгового дома «Русь» один из активистов провел одиночный пикет. 

Одиночный пикет в Новгороде. Фото движения «Весна»

Обе акции обошлись без задержаний. Но за полчаса до акции со стаканчиками по месту прописки федерального координатора «Весны» Кирилла Бродского пришла полиция, но его в тот момент дома не было.  

— Приходил участковый и еще один без формы, предположительно оперативник, — рассказал Бродский «7х7». — Дома была моя бабушка. Видимо, силовики хотели задержать меня и не дать мне выйти на акцию. Со слов моей бабушки, они также говорили, что хотят поговорить со мной о том, что я мог якобы где-то что-то видеть, возможно, хотят сделать свидетелем по какому-то делу. . Пока других попыток связаться или встретиться со мной полиция не предпринимала.


 

Ярославль

В Ярославле на призыв местного штаба Навального выйти на пикеты в поддержку политика откликнулось, по разным данным, от 11 до 15 человек. Они собрались на вечером 21 августа на Красной площади. Координатор штаба Елена Лекиашвили сейчас находится в Томске для поддержки независимых кандидатов на выборах в городские советы, поэтому 20 и 21 августа она пикетировала в Томске.

Полицейские в штатском требовали у участников ярославской акции предъявить паспорта, назвать свои имена и фамилии. Одна из полицейских по фамилии Тихомирова, по словам пикетчика Михаила Малинина, «вела себя угрожающе, говорила, что доставит в отдел тех, кто не представился, сопровождая это фразой «вы самый умный, что ли». В ответ участники акции скандировали «Позор полиции!»

Юлия Махракова и Михаил Малинин. Фото Даниила Вольхина

Михаил Малинин вышел на пикет с плакатом «Путин, твоя гнусная власть скоро закончится. Навальный, живи. #УмноеГолосование #ЖывеБеларусь».

— Я вышел, чтобы выразить свою поддержку Алексею Навальному, его деятельности и проектам, народу Беларуси в их борьбе с диктатором, а также чтобы выразить протест против репрессий и политических преследований, насилия и запугивания с целью удержания авторитарной власти, — сказал он «7×7». — В пикетах стояли около 15 человек по очереди, не знаю, много это или мало, но в Ярославле много людей поддерживают Навального и его деятельность.

 

Одиночные пикеты в поддержку Навального 21 августа прошли также в Брянске, Пскове, Калининграде и в других российских городах. 

В подготовке материала участвовали Алексей Уханков, Татьяна Григорьева, Алексей Серегин, Екатерина Малышева, Александра Яшаркина, «7х7».