Сотрудники центра поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом» и благотворительной организации помощи бездомным «Ночлежка» из Санкт-Петербурга рассказали на онлайн-баркемпе «Мир во время чумы», что им помогло выжить во время пандемии и остаться полезными для своих подопечных. О проектах и формах работы, которые можно использовать в условиях карантина, — в обзоре «7x7».

Интернет-магазин

Своих подопечных – взрослых людей с аутизмом – в центре «Антон тут рядом» называют студентами. Работа центра строится на партнерских отношениях, обучении и совместном творчестве: вместе с мастерами люди с аутизмом делают handmade-продукцию (изделия ручной работы) в мастерских. Доход от продаж идет на программы поддержки студентов и их семей.

У «Антона» есть две собственные керамические и две швейные мастерские, декораторская, переплетная, мастерская шелкографии, готовится к запуску столярная мастерская. В этих мастерских работают 80 подопечных центра. До пандемии продукцию центра заказывали магазины и крупные организации, доход также приносили городские мероприятия и ярмарки. В феврале «Антон тут рядом» запустил свой интернет-магазин. Когда из-за карантина прекратились все офлайн-заказы, он стал единственным каналом сбыта. Во время пандемии у центра появились партнеры-бренды Smerch (сайт, продающий продукцию с символикой блогеров) и Arny Praht (интернет-магазин дизайнерских женских сумок и рюкзаков из экокожи).

– Они сшили футболки, сумки, рюкзаки и использовали наш дизайн – цитаты наших студентов. Ребята говорят много смешного, интересного или мудрого. Для нас это величайшая ценность, мы это бережно собираем, храним и стараемся использовать это в продукции. Люди, которые ее покупают, узнают, как видит мир человек с аутизмом, и помогают центру, – рассказала руководитель проекта по социальному предпринимательству центра «Антон тут рядом» Юлия Зубцова.

Цитаты людей с аутизмом печатали и на медицинских масках, которые во время пандемии шили сотрудники центра и родители студентов. Маски тоже можно заказать в онлайн-магазине. Поначалу у сотрудников центра не было уверенности, что их будут покупать. Когда сшили несколько десятков масок, Юлия Зубцова подумала, что это слишком много.

– Но маски «зашли»: на нас обрушился шквал заказов, счет шел на сотни, потом на тысячи. Мы сразу договорились, что не хотим спекулировать на масках в условиях пандемии, и установили минимально возможную для нас цену. Цена одной маски — 150–200 рублей при себестоимости 70–80 рублей.

Многие покупали маску и дополнительно жертвовали центру еще какую-то сумму. На продаже масок и другой продукции «Антон тут рядом» заработал около 2 млн руб. Этот успех в центре объясняют несколькими причинами. Во-первых, удалось поймать первую волну растущего спроса, когда на рынке не хватало масок. Во-вторых, многие хотели купить маски, чтобы помочь центру. В-третьих, сотрудники и родители студентов ежедневно работали из дома, чтобы выполнить все заказы на пошив масок.

Маска из интернет-магазина «Антон тут рядом». Фото с сайта магазина

Онлайн- и офлайн-мероприятия

Пережить режим самоизоляции подопечным центра «Антон тут рядом» оказалось тяжелее, чем другим: они остались без мастерских и без занятий.

– Мы оказались в ступоре: какое-то время никто не понимал, что с этим делать, – вспоминает Юлия Зубцова. – Для человека с аутизмом изоляция гораздо страшнее и тревожнее. Они уже были там, в изоляции прошла большая часть жизни наших взрослых студентов. Мы семь лет создавали для них систему поддержки и спокойствия – для них важна предсказуемость каждого дня, важно снимать тревожность. И вдруг все это разом для них закончилось.

Чтобы поддержать подопечных, сотрудники центра «Антон тут рядом» организовали для них ежедневные онлайн-занятия по коммуникации, ритмике, музыке, творчеству через Zoom-конференции и провели Zoom-экскурсии по музеям. Это расписание помогало воспитанникам центра структурировать свою жизнь, не терять связи с центром и с реальной жизнью.

Во время пандемии при центре заработал онлайн-клуб для подростков с аутизмом, которые не были студентами центра. На творческие занятия в Zoom собирались ребята из Москвы, Петербурга, Воркуты, Челябинска, Израиля. Клуб оказался успешным и продолжает работать. Одновременно с этим центр запустил отдельный детский проект - первый городской лагерь для детей.

В условиях карантина появилась адресная поддержка семей студентов. В чатах и по телефону шла еженедельная перекличка, чтобы узнать, кто в чем нуждается (на попечении центра около 300 семей). Для поддержки семей в тяжелых ситуациях в центре заработала программа «Сегодня уже сейчас». Жертвователи могли купить билет на стрим или на запись встречи с онлайн-марафонов – бесед с интересными людьми.

Лагерь для подростков. Фото из архива «Антон тут рядом»

Взаимопомощь

И сотрудники центра «Антон тут рядом», и «Ночлежки» уверены: главное, что помогает выжить во время пандемии, - это взаимопомощь.

В апреле Минтруд, Минздрав, Минпросвещения и Роспотребнадзор рекомендовали некоммерческим организациям забирать к себе на проживание воспитанников интернатов и детских домов, чтобы разгрузить эти учреждения. Вместе с фондом «Перспектива» и ассоциацией родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» центр «Антон тут рядом» запустил проект «Эвакуация». В одну из двух тренировочных квартир заселили пять человек из интернатов. Тренировочная квартира – проект сопровождаемого проживания, где студенты центра развивают навыки самостоятельной жизни без опеки родителей. 

Для Боткинской больницы подопечные и сотрудники центра «Антон тут рядом» приготовили больше тысячи обедов. Им помогали компании - поставщики продуктов и сервисы доставки. По словам Юлии Зубцовой, сотрудники центра поняли, что если заботиться друг о друге, то все должно получиться:

– Мы помогали родителям наших студентов, а родители шили маски и помогали нам. Врачи делали свое дело, а мы готовили обеды врачам. Мы шили корпоративные заказы по маскам, а компании помогали центру. Такой круговорот помощи и взаимоподдержки, – пояснила Юлия Зубцова.

 
 
 
Акция «Ночной автобус». Фото из архива «Ночлежки»
Раздача продуктовых наборов нуждающимся в Петербурге. Фото из архива «Ночлежки»

Благодаря помощи неравнодушных людей смогла работать в условиях пандемии и некоммерческая благотворительная организация для бездомных «Ночлежка». По оценкам сотрудников, в карантин к ним стали обращаться в два-три раза больше нуждающихся. Кто-то потерял работу, кто-то больше не смог снимать жилье и оплачивать кредиты, кто-то приехал на заработки и не смог вернуться домой. Помогать людям искать работу и восстанавливать документы в период коронавируса сотрудникам стало намного сложнее. Часть проектов организации стали работать с учетом ограничений, часть пришлось приостановить, в том числе «Культурную прачечную» и «Бесплатную душевую».

По-прежнему работали проекты ежедневной и срочной помощи нуждающимся – «Ночной автобус» и «Ночной приют». Автобус по будням ездит по четырем стоянкам Санкт-Петербурга и развозит еду, средства гигиены и одежду. До пандемии к автобусу приходило около 50–60 человек, во время карантина – 120–200. Координатор волонтеров благотворительной организации «Ночлежка» Василиса Молева рассказала, что еду для нуждающихся бесплатно готовят кафе и рестораны Петербурга.

– Люди и компании приносили нам еду в реабилитационный приют, но у нас нет кухни, чтобы ее готовить. Приходилось что-то придумывать: заваривать гречку в термосах. В конце концов, нашелся один ресторан, который готовит для нас пять раз в неделю. Надеемся, с сентября мы сможем снять с него эту нагрузку.

Поскольку волонтеров во время пандемии привлекать было нельзя, к рейсам автобуса присоединялись сами сотрудники «Ночлежки» после основной работы. С ними ездили волонтеры-медики.

Фото из архива «Ночлежки»

«Ночной приют» – одноэтажное модульное здание для бездомных, в котором могут получить ночлег, помыться и поесть до 40 человек. Еще один приют - реабилитационный - и его постоянных обитателей (52 человека) закрыли на карантин. Спонсоры жертвовали «Ночлежке» антисептики, средства бытовой химии, медработники помогали выявлять заболевших. За время пандемии медики не выявили в реабилитационном приюте ни одного заболевшего постояльца или посетителя. В августе карантин в приюте сняли.

Социальная служба при приюте, в которой работают юристы, психологи и соцработники, во время ковида перешла на удаленку. Они консультировали своих подопечных по телефону.

 
 
 
Акция «Ты не один». Фото из архива «Ночлежки»
Акция «Помоги соседям». Фото из архива «Ночлежки»

Вместе с петербургским общественным пространством «Новая Голландия» волонтеры «Ночлежки» запустили акцию «Помоги соседям»: они помогали доставлять нуждающимся готовую еду. На территории «Новой Голландии» много ресторанов, которые готовили ее бесплатно, службы такси выделяли бесплатные поездки, а волонтеры «Ночлежки» развозили еду по адресам.

Традиционные фестивали и ярмарки из-за коронавируса заменили бесконтактными акциями помощи и солидарности. Во время акции «Ты не один» волонтеры развешивали в общественных местах Петербурга и Москвы простые продуктовые наборы для нуждающихся. Часть продуктов «Ночлежка» передавала нуждающимся через партнеров – они развозили их вместе со своей основной продукцией.

– Если не объединяться, будет еще тяжелее. Даже маленькие действия приводят к большим хорошим изменениям, и это вдохновляет, – считает Василиса Молева.

По ее словам, некоторые онлайн-форматы работы, которые появились из-за коронавируса, в «Ночлежке» будут использовать и дальше:

– Многие вещи проще и эффективнее делать не вживую, а в онлайне. Кроме того, мы увидели наши слабые места. Например, незащищенность людей, которых могут в любой момент уволить: раньше мы обращали на это меньше внимания, теперь понимаем, что над этим надо работать.