В Хабаровском крае шестой день продолжаются массовые шествия в поддержку арестованного губернатора Сергея Фургала. Корреспонденты «7x7» спросили политиков и гражданских активистов, почему в их регионах реакция населения на подобные аресты была другой и каким должен быть чиновник, чтобы люди его защищали. Из пяти арестованных политиков, которым посвящен этот обзор, только двое получили в той или иной степени поддержку населения. Объединяет их то, что оба были не из «Единой России».

Экс-губернатор Кировской области Никита Белых. «Не такой бюрократичный, как другие»

 
Почему арестовали Никиту Белых и кто его поддержал

Никита Белых стал первым в России оппозиционным либеральным политиком, которого президент страны (Дмитрий Медведев) предложил на пост губернатора. В 2005–2008 гг. Белых был председателем партии "Союз правых сил". Кировскую область он возглавлял с 2009 до 2016 года.

Никита Белых пользовался поддержкой части кировчан, в основном это были общественники и предприниматели, которые ценили его за открытость и активную работу. В 2012 году, когда в федеральных СМИ начали регулярно появляться публикации с критикой в адрес Белых, его кировские сторонники создали группу поддержки губернатора в соцсети «ВКонтакте». В 2013 году, когда у губернатора прошли обыски по делу «Кировлеса», кировчане выходили на пикеты в поддержку Белых.

После ареста Белых в 2016 году из-за подозрения в получении взятки ряд общественников и предпринимателей выступили с заявлениями в местных СМИ и написали посты в его защиту в соцсетях, президент культурного фонда «Яркий город» Вячеслав Тихонов создал петицию с требованием честного судебного разбирательства. Поддержка Белых вне интернета ограничилась одиночными пикетами и акцией в защиту политзаключенных, на которой в том числе обсуждался его арест. В ней участвовало около 10 кировчан.

 

Вадим Ананьин, председатель кировского отделения партии «ПАРНАС» (организатор пикета в поддержку политзаключенных):

- Главным образом низкая активность жителей связана с отсутствием на Вятке гражданского общества, а не с тем, что Белых не был популярен. Кроме того, не было достаточной координации между его сторонниками. 

Я считал арест губернатора Кировской области сотрудниками ФСБ в Москве провокацией политического характера. Я не относил себя к его сторонникам и всегда критиковал многие его политические действия.

 

 

 

 

 

 

Депутат четвертого и пятого созыва кировского Заксобрания Дмитрий Русских отметил, что протестная активность кировчан в целом довольно низкая. Однако, по его мнению, Белых к 2016 году не смог сохранить имидж, который наработал в первые два года своей работы в Кировской области.

- К 2016 году, когда Белых был арестован, первоначальную поддержку он потерял. Белых образца 2009 и 2016 года - это совершенно разные руководители. В 2009–2011 годы на фоне [предыдущего губернатора] Николая Шаклеина Никита Юрьевич отличался большой активностью. Молодой, энергичный, совершенно не такой бюрократичный, как другие губернаторы. Пусть даже Белых был не местным, но он не был аппаратчиком. В чем-то это похоже на историю с Фургалом. Но к 2016 году в Кировской области накопились коррупционные скандалы, да и сам Белых уже устал, исчерпал сам себя, и это видели все. Когда его задержали за взятку, все подумали: мол, да, видимо, таким он и был. Но, если бы это произошло в первые два года «правления», думаю, в плане протестов у нас было бы поинтереснее.

Дмитрий Русских добавил, что на протестной активности хабаровчан сказалась и общая усталость от «варягов» во власти. Хотя определяющими для народной поддержки он считает другие факторы:

- Мне кажется, чтобы за тебя люди бились, ты должен быть ими избран и полностью оправдывать их надежды и доверие. Должен любить край и людей, которые доверили тебе отстаивать их интересы. Быть своим и стараться сделать все для жителей региона.

Экс-глава Кирова Владимир Быков. «Довольны его арестом»

 
Почему арестовали Владимира Быкова

Владимир Быков был главой Кирова с 2007 по 2016 годы, в 2014 году возглавил местное отделение партии «Единая Россия». Покинул пост главы города в 2016 году, когда был избран председателем Заксобрания Кировской области. 

В 2019 году Первомайский районный суд Кирова осудил его бывшего советника, бизнесмена Леонида Яфаркина, за мошенничество с землей в парке Победы. Свидетели стороны обвинения говорили о причастности к этому эпизоду Владимира Быкова. В октябре 2019 года он покинул Заксобрание по собственному желанию, не связывая это с делом о парке Победы. В ноябре 2019 года следователи возбудили против Быкова уголовное дело — сначала по эпизоду о печном топливе для кировского общественного транспорта. Весной 2020 года добавили эпизод с парком Победы. С конца ноября 2019 года Быков находился под домашним арестом, однако в июне 2020 года суд заменил арест на запрет определенных действий.

 

Реакция на арест бывшего главы Кирова Владимира Быкова в регионе была более однозначной. Задолго до уголовного дела кировчане устраивали акции за его отставку. Протесты были связаны с делом о продаже участка земли в парке Победы и другими городскими проблемами. Впрочем, они не помешали Быкову управлять городом почти 10 лет.

- Думаю, 90% жителей Кирова были довольны его арестом. У большинства кировчан отношение к Быкову было негативным. Им казалось очевидным, что человек замешан в коррупционных схемах и никакой любви к городу у него нет. При этом хотя мы и можем сомневаться в подсчетах, но на выборах его партии они оказывали доверие. Вероятно, потому что у нас не хватает веры в то, что мы можем что-то решать. Все больше людей считают, что изменить ничего нельзя и все предрешено. Хотя на самом деле можно снять любого чиновника, было бы желание, - считает Дмитрий Русских.

Экс-губернатор Марий Эл Леонид Маркелов. «Ни с кем не советовался»

 
Почему арестовали Леонида Маркелова

Леонид Маркелов возглавлял Республику Марий Эл в 2001–2017 гг. В 2011 году он избирался на этот пост от партии «Единая Россия». Маркелова арестовали 14 апреля 2017 года по обвинению в получении взятки на сумму 235 млн руб. По версии обвинения, взятку Маркелов получил от бывшего владельца агрохолдинга «Акашево» Николая Криваша за «покровительство» в субсидировании процентных ставок по кредитам при посредничестве главы «Телекомпании 12 регион» Наталии Кожановой. По делу Маркелова проходит и бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Ираида Долгушева.

Леонид Маркелов находится в нижегородском СИЗО.

 

Андрей Смышляев, политик, руководитель управляющей компании «Профессионал».

- Фургал и Маркелов - очень разные люди. Фургал принимал решения в пользу жителей своего региона, а Маркелов, как и Евстифеев [глава Республики Марий Эл], - номенклатурщик. За 15 лет управления Марий Эл Маркелов растерял свой авторитет у населения, поэтому, когда он ушел в отставку, на набережной кричали «Ура» и запускали воздушные шарики. К этому моменту люди уже догадывались, что его здания, в том числе на набережной, построены по завышенной цене. Сейчас мы видим, что у него изымают имущество на миллиарды. Маркелов ни с кем не советовался, все решал сам, поэтому и реальной поддержки среди жителей у него нет.

В Марий Эл на сегодня я не вижу человека, которого бы поддержали так, как Фургала. Сам Фургал был бы хорошим губернатором в Марий Эл. Я могу подписи за него собрать, если приедет. 

 

 

 

 

Экс-мэр Ярославля Евгений Урлашов. «Защита популярного в народе мэра»

 
Почему арестовали Евгения Урлашова и кто его поддержал

Евгений Урлашов в 2008 году стал членом «Единой России», но в 2011-м вышел из партии. На выборах на пост мэра Ярославля в 2012 году он победил как независимый кандидат. После вступления в должность полностью сменил старую управленческую команду.

Урлашов собирался выдвинуть свою кандидатуру на выборы губернатора области, но его задержали в июле 2013 года. После ареста мэра несколько тысяч ярославцев вышли на митинг в его поддержку. За освобождение экс-мэра выступали оппозиционеры Борис Немцов, Илья Яшин, бизнесмен и основатель партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров.

Кировский районный суд Ярославля в 2016 году приговорил Урлашова к 12,5 года колонии строгого режима и выплате штрафа 60 млн руб. Его обвинили в получении взятки в размере 17 млн руб. и в покушении на получение взятки в особо крупном размере. Суд учел смягчающие обстоятельства (престарелую мать, ребенка и положительные характеристики), но признал действия Урлашова особо тяжкими и подрывающими авторитет власти. Сам Урлашов назвал свое дело политическим и не признал вину. В апреле 2018 года ему сократили срок тюремного наказания до девяти лет.

 

Филипп Кегелес, предприниматель, пресс-секретарь Бориса Немцова в Ярославской области в 2013–14 годах:

– Я смотрю на кадры [народных митингов] из Хабаровска с некоторой ностальгией, но не удивлением. Мне кажется, что ситуация с Сергеем Фургалом – это такое повторение сценария Урлашова. После его ареста в Ярославле прошел крупнейший за последние 20 лет митинг, по каждому хоть сколько-нибудь важному событию в его деле собирались народные сходы.

Во многом благодаря резонансу дела Урлашова у нас избрался в областную думу Борис Немцов. Тот факт, что в Хабаровске события происходят более массово, я думаю, имеет чисто географические и исторические причины: удаленность от Москвы, самобытность и недовольство «метрополией».

 

 

 

 

 

 

Такую реакцию общественности я бы не связывал непосредственно с личностью Фургала или Урлашова. Мне кажется, тут, скорее, сочетание некоторой народной усталости и недовольства властью с громким арестом оппозиционного политика высокого уровня.

Не столь важны их личностные качества и даже уровень народной поддержки в период их правления. Просто существуют потенциально протестные регионы, для которых такие аресты служат «спусковым крючком».

Олег Виноградов, председатель ярославского отделения партии «Яблоко», заместитель мэра Ярославля Евгения Урлашова в 2012–2013 годах:

– Я считаю, что реакция ярославцев на арест избранного мэра Евгения Урлашова была такая же мощная, как на арест губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Просто за семь лет многое забывается. Я помню, как 16 июля 2013 года – в день рождения уже арестованного мэра Урлашова – я выступал в его защиту на 10-тысячном митинге на Советской площади Ярославля. Она была заполнена полностью, а люди все шли.

И в Ярославле, и в Хабаровске люди возмущены, что власти в Кремле всегда арестовывают всенародно избранных оппозиционных мэров и губернаторов и присылают вместо них «наместников из Орды». Как татары присылали на Русь князя с ярлыком [разрешением на княжение] из Орды. Именно защита популярных в народе мэра и губернатора объединяет протест в Ярославле и Хабаровске.

И Урлашов, и Фургал – яркие, харизматичные лидеры, которые умеют говорить и договариваться с народом. А пришлые наместники Путина ничего не умеют: они расселись по регионам России, как колониальная армия, и разворовывают страну.

 

 

Евгений Шувалов, политтехнолог, политический консультант из Ярославля:

– Реакция на арест губернатора Хабаровского края Сергея Фургала и реакция на задержание мэра Ярославля Евгения Урлашова в 2013 году, на мой взгляд, очень схожи. Разница в том, что арест мэра Ярославля Урлашова произошел в разгар избирательной кампании по выборам депутатов Ярославской областной думы, и карту Урлашова сразу же стали разыгрывать в агитации практически все оппозиционные партии: КПРФ, «Справедливая Россия», ПАРНАС, «Гражданская платформа», «Демократический выбор». Арестованный мэр стал предвыборным знаменем оппозиционных сил.

В Хабаровске же сейчас не предвещается масштабных выборов, поэтому, с одной стороны, протест меньше координируется из различных центров политической борьбы, а с другой стороны, и интереса «подогревать» его, соответственно меньше. Дело не в фигуре Фургала – хотя он как публичный политик эффективно смотрелся в кресле хабаровского губернатора, об этом говорят результаты выборов 2019 года, когда ЛДПР вновь победила в Хабаровском крае.

 

 

 

 

Дело в том, что именно Фургал, как оппозиционный кандидат, сконцентрировал на себе протестные голоса хабаровчан. Жителям края обидно, что у них отобрали их выбор.

Никто не будет вникать в материалы уголовного дела [Фургала] – для избирателей сейчас Фургал априори мученик, потому что они его выбрали, потому что он не из «партии власти», потому что он не успел их разочаровать.

Экс-губернатор Коми Вячеслав Гайзер. «Защищал интересы Москвы»

 
Почему арестовали Вячеслава Гайзера

Третий глава Республики Коми Вячеслав Гайзер руководил регионом с 2010 по 2015 гг., был членом «Единой России». В 2015 году его арестовали по обвинениям в создании преступного сообщества, коррупции, мошенничестве и других преступлениях. Вместе с бывшим главой Коми по делу Гайзера проходило 10 человек из руководства республики. Замоскворецкий суд Москвы в 2019 году приговорил их к тюремным срокам, но оправдал всех фигурантов дела по эпизоду об участии в преступном сообществе. Гайзеру назначили наказание в виде 11 лет в колонии строгого режима со штрафом в 160 млн руб.

Валерий Черницын, главный редактор информационно-аналитического сайта «Красное знамя» о ареста Гайзера газета «Красное знамя» опубликовала цикл статей о коррупции в региональной власти. После этого она лишилась госконтрактов, рекламодателей, накопила долги и прекратила выпуск):

- Реакция на арест Гайзера жителей республики от реакции жителей Хабаровского края отличается по вполне объяснимым причинам. Та часть общественности, которая теоретически могла бы возмутиться, была уже в определенном смысле подготовлена. Но подготовлена ровно противоположным образом: ближайшее окружение Гайзера уже было окружено в глазах этих людей ореолом коррупции. В сентябре 2015 года в сквере у Стефановской площади собрался стихийный народный сход, который потребовал идти дальше и переизбрать только что избранный Госсовет. Мало кому бы пришло в голову собирать митинг с требованием освобождения Гайзера и тем более господ Чернова, Ромаданова, Самойлова и прочих.

Кроме того, элементарно на тот момент в Сыктывкаре не было политико-организационной силы, которая теоретически могла бы это сделать. Бывший замглавы Алексей Чернов и начальник управления информации администрации главы Павел Марущак сами были арестованы.

Я плохо знаю про деловые и организаторские качества Фургала, но помню, что к власти он пришел совсем не в таких комфортных условиях, как когда-то Гайзер и Гапликов.

 

Ему пришлось биться с ресурсом администрации президента, удалось выйти во второй тур и победить. Одно это означает, что как минимум он сумел расположить людей к себе психологически. И вот этот не видный внешне психологический ресурс, вероятно, и есть главное богатство губернатора, за которого могут массово выйти на улицу.

Григорий Каблис, общественный активист, сотрудник Коми научного центра:

- Думаю, что [в Сыктывкаре] не получилось бы как в Хабаровске. Во-первых, потому что аресты губернаторов [в 2015 году] были большой редкостью. И в голове у людей была установка, что «так и надо». Во-вторых, Гайзер, в отличие от Фургала, не так много встречался и говорил с людьми, чтобы они за него выходили на улицы. И в-третьих, Гайзер и Ко очень активно защищали интересы Москвы (см. выборы 2011 года), а не нашего региона.

Чтобы в поддержку губернатора вышли на митинг, он должен представлять интересы людей [как минимум] значительно лучше, чем предыдущий. Это условие необходимое, но недостаточное, чтобы его защищали.

 

 

 

 

 

 

 

 

Павел Марущак, экс-начальник управления информации администрации главы Коми, считает, что за последние пять лет общество сильно изменилось: протесты вспыхивают по любому раздражающему поводу. По его мнению, в 2015 году люди не вышли поддержать арестованного главу Коми по нескольким причинам:

- Первая причина — общество было другое, оно безоглядно доверяло власти в широком смысле и силовикам в частности. Вторая причина — силовики реагировали на протест превентивно и оперативнее. Для этого меня и арестовывали (превентивно), и блокировали группу во «ВКонтакте» по сбору граждан для обсуждения ареста Гайзера. То, что блокировка производилась по инициативе Генпрокуратуры, показывает уровень обеспокоенности и контроля. Соответственно, граждане могли даже в той ситуации выйти на улицу и не вышли по указанным причинам.

Сейчас глава региона должен быть популистом [чтобы люди вышли его поддержать]. Фургал оказался умелым популистом, и у него получилось выстроить электоральный процесс. Гайзер не был популистом, а Республика Коми все же намного более деградировавший регион с точки зрения человеческого потенциала, это тоже причина, почему не защищали. Настоящих «буйных» мало.

 

 

 

 

Над текстом работали: Евгения Сибирцева, Екатерина Малышева, Александра Коробейникова, Дмитрий Степановский, Денис Долгополов.

Фото из личных архивов. Фото Дмитрия Русских: zsko.ru. Автор фото Филиппа Кегелеса - Елена Вахрушева.