В России 1 июля завершилось общенародное голосование по вопросу одобрения изменений в Конституции страны. По данным Центризбиркома, почти 78% участвовавших в голосовании россиян поддержали предложенные президентом Владимиром Путиным поправки, 21% проголосовал против, явка составила 65%. Как в соцсетях отреагировали на итоги всенародного плебисцита — в обзоре «7х7».
«Доверия к этим цифрам — ноль без палочки»
По мнению специального корреспондента русской службы «Би-би-си» Ильи Барабанова, «слово „легитимность“ из словаря русского языка можно вычеркивать, а история получилась очень смешная»:
— Относиться к тем цифрам, которые мы сейчас видим, как к итогу какого-то голосования довольно бессмысленно, поскольку за семь бесконтрольных дней в урны могли напихать сколько угодно. Интереснее скорее размышлять, как такой результат мог получиться.
Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский заявил, что главный результат общероссийского голосования прямо противоположен задуманному в Кремле:
— То, что будет объявлено, условно говоря, 75 на 25 процентов за и против, было ясно еще в марте. Без всяких «голосований». Однако хотели получить «праздник обнуления», триумфальный плебисцит, демонстрацию всенародной поддержки Путина — получили очевидное позорище. Как бы ни старался ЦИК со всей своей избирательной вертикалью, как бы ни выпрыгивали из штанов государственные пропагандисты, как бы ни отплясывали от радости придворные сенаторы и депутаты — услужливо нарисованные цифры входят в столь вопиющее расхождение с реальностью, что становятся важнейшим фактором дальнейшего развития страны. Доверия к этим цифрам — ноль без палочки.
Профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка») Григорий Юдин рассказал, что результаты плебисцита не продемонстрируют реальную реакцию россиян на эту реформу:
— Если можно охарактеризовать общую реакцию на реформу в России, то она умеренно-раздраженная и доля тех, кого она всерьез разозлила, заметно выше доли тех, кого она по-настоящему воодушевила. Этот разрыв между данными опросов и официальными результатами возник впервые, он растет, и он еще даст о себе знать. Возможности для коллективного действия в ближайшее время появятся.
Политолог из Екатеринбурга Фёдор Крашенинников призвал прекратить размышления об итогах плебисцита:
— Давайте уже просто скажем друг другу, что на организованном Путиным бесчестном балагане он же сам себя и объявил победителем, и на этом закончим обсуждение этой чепухи.
«Происходящее в России — это оскорбление общественного интеллекта»
Блогер Кирилл Шулика назвал прошедшее в стране голосование «огромной подлостью»:
— Соцопрос, причем один по всем вопросам от геев до обнуления. То есть, если вы против однополых браков, надо проголосовать еще и за обнуление. Если вам жалко котят, щенят и поросят, надо проголосовать еще за Госсовет. Оно не имеет никакого юридического значения, но имеет большое моральное значение. Во-первых, граждан надо сделать соучастниками подлости, чтобы потом говорить, что «так люди решили». Во-вторых, этот соцопрос нужен одному человеку в стране для уверенности, для того, чтобы чувствовать себя незаменимым национальным лидером. Как сказала Элла Памфилова, поправки уже приняты, но у Путина что-то этическое. Мы перешли на следующей этап. Сначала приятное президенту говорило окружение, убедившее его в том, что он великий государственный деятель, а теперь это должны делать все граждане.
Политик Григорий Явлинский сравнил всенародное голосование с изнасилованием:
— То есть на принуждение к тому, чего изначально не желаешь и чего не должно было произойти, и чем дольше и настойчивее уговаривают, тем становится противнее. Вот и сейчас люди, даже если голосуют, совершенно не понимают, зачем им это нужно, и, безусловно, чувствуют обман. Происходящее в России — это оскорбление общественного интеллекта: унизительные действия власти в адрес граждан, задевающие чувство человеческого достоинства и направленные на понижение самоуважения. Возможно, пока еще это не всем очевидно, но очень скоро люди это осознают и не простят.
Ведущий телеканала «Дождь» Михаил Козырев высказал сожаление, что теперь Россия встала в один ряд с Кубой и Северной Кореей:
— Я часто натыкаюсь на такую формулировку: если не Путин, то кто. Выбирать-то не из кого! На это я отвечаю: неужели вы думаете, что из 146 миллионов россиян нет людей, которые могли бы быть талантливыми руководителями страны? Это какое-то уничижительное мнение о наших соотечественниках. Суть в том, что в авторитарных режимах не бывает конкуренции. Она уничтожена. Кто-то убит, остальные лишены возможности говорить, спорить, полемизировать, - это невозможно, когда все главные каналы сосредоточены в одних и тех же руках. Много ли мы знаем кубинских политиков во времена Фиделя Кастро? Какая была альтернатива в эпоху Пиночета? Что мы знаем о конкурентах Ким Чен Ына? А мы с вами встали именно в этот ряд.
«У коллаборационистов сегодня траур»
Глава Чечни Рамзан Кадыров порадовался, что российское общество проявило политическую зрелость и гражданское самосознание и поддержало поправки:
— Безусловно, поправки в Основной закон взвешены и продуманы до мелочей. Они направлены на укрепление позиций России на международной арене, на патриотическое и духовное воспитание, развитие экономики, повышение благосостояния каждого жителя страны.
Тележурналист и депутат Мосгордумы Роман Бабаян заявил, что «у коллаборационистов сегодня траур»:
— Результаты голосования — это разгром той публики, которая всегда готова отстаивать чьи угодно интересы, кроме интересов своей страны.
Главный редактор RT Маргарита Симоньян поблагодарила США за вмешательство в российское голосование:
— Если бы не ваш бардак — сначала с ковидом, потом с памятниками и ко, — результат у нас мог быть похуже. Ибо все познается в сравнении.
По мнению директора Центра политической конъюнктуры политолога Александра Чеснакова, «обновленная Конституция как новый Крым»:
— Голосование 1 июля создало по-настоящему новую, по-настоящему политическую и по-настоящему реальность. В чем ее специфика? Сформирован новый базовый консенсус. В этом смысле по своему значению нынешнее всероссийское действие напоминает события февраля-марта 2014 года — воссоединение с Крымом. Теперь, находясь в этой новой реальности, мы вступаем в очень важный, первый ее этап. Во время этого этапа складывается принципиально иная конфигурация политического пространства. Партии, движения, группировки и персоналии теперь должны четко и открыто выразить свое отношение к происшедшему. То есть занять публичную позицию. Иначе они потеряют политическую субъектность. Предыдущее противостояние по линии «путинские — антипутинские силы» теряет свою значимость. Акторы разграничиваются не по отношению к Путину лично или власти в целом, а по отношению к действующей конституционной конструкции и политической Системе.
«Что нас ждет завтра»
Политик Леонид Волков напомнил официальную статистику, с которой страна подошла ко дню всенародного голосования:
— Россия, население 146 миллионов. Блестяще победила эпидемию, Путин навсегда, духовность и память предков. 216 умерших от коронавируса за день. Евросоюз, 27 стран, население 453 миллиона. Бездуховность, неэффективность, ненужные ограничения, адские вспышки в Италии, Франции, Испании, Бельгии. 93 умерших от коронавируса за день.
Руководитель липецкого Социально-экологического союза Валерий Королев так и не понял, что конкретно изменится в жизни граждан и почему:
— Без пафоса о детях, здравоохранении, образовании, границах. Как эти поправки помогут наполнить финансами бюджет страны, урегулировать конфликт с Украиной, Японией, спасти брак от геев, а детей от насилия в семье, подготовить врачей и построить больницы.
Доктор экономический наук Никита Кричевский сделал прогноз на ближайшее будущее после принятия поправок:
— Нарастающий дефицит бюджета, который будет решаться все теми же способами: девальвацией, эмиссией, усилением налогового администрирования, введением все новых квазиналогов, приватизацией всего и вся без оглядки на завтрашний день. Дальнейшее сокращение поступлений от экспорта независимо от цены: в июле провал по экспорту нефти планируется в размере 42% год к году. Неэффективные траты казны — нацпроекты без какой-либо отдачи, «золотые» дороги, закупка оборудования по баснословным ценам.