В июле 2020 года Госдума может принять закон, который позволяет изменять границы национальных парков. По оценкам Гринписа России, это может нанести непоправимый урон особо охраняемым природным территориям в десятках регионов страны. Чем опасен законопроект и как можно повлиять на его судьбу — в материале «7х7».
В чем суть законопроекта
Внести поправки в действующее природоохранное законодательство предложила группа депутатов от партии «Единая Россия». Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, изменения вносятся, чтобы соблюсти конституционные права граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных на территории национальных парков. Таких населенных пунктов в России сегодня 923, в них проживает порядка 371 тыс. человек. Федеральный статус земель национальных парков и действующий в них жесткий правовой режим приводят к тому, что проживающие на этих природных территориях люди, по утверждению авторов законопроекта, не могут получить землю для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства, а региональные власти и органы местного самоуправления не могут строить больницы, школы, детские сады и объекты для расселения ветхого жилья. Поэтому предлагается разрешить переводить земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов на территории нацпарков, из федеральной собственности в региональную или муниципальную и в дальнейшем предоставлять эту землю физическим и юридическим лицам «в соответствии с земельным законодательством». При этом виды разрешенного использования земельных участков и все ограничения по строительству, налагаемые статусом особо охраняемой природной территории, останутся прежними.
Второй момент в законопроекте касается границ национальных парков. Сейчас по принятому в 2018 году федеральному закону №321-ФЗ запрещено отчуждать земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков. Предложенные единороссами свежие поправки не отменяют этот запрет, но призваны «создать правовой механизм», который бы позволял изменять границы национальных парков. Необходимость таких изменений депутаты объясняют довольно оригинально. Они указывают на то, что в действующем законодательстве прописана только процедура СОЗДАНИЯ и РАСШИРЕНИЯ нацпарков, а процедуры по ИЗМЕНЕНИЮ их ГРАНИЦ нет, и это, по мнению депутатов, «создает возможность принятия должностными лицами незаконных решений по использованию уникальных природных комплексов».
Поправки внесли в Госдуму 17 июня. А уже в конце июля, под занавес весенней сессии, их планируют принять. До 22 июля профильный комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям принимает замечания и отзывы на законопроект.
В чем подвох
Гринпис России уже призвал депутатов не допустить принятия этого законопроекта. Главная претензия общественной организации — именно к возможности изменения границ национальных парков, которых сегодня в стране насчитывается 63. Руководитель программы Гринписа по особо охраняемым территориям Михаил Крейндлин называет смехотворными доводы, которыми авторы законопроекта пытаются обосновать принятие поправок о границах нацпарков. По его словам, это все равно как объяснять необходимость узаконить воровство тем, что некоторые люди все равно воруют.
По мнению эксперта Гринписа, от принятия закона в первую очередь пострадают национальный парк «Югыд ва» в Республике Коми (где планируется разработка золотоносного месторождения Чудного), Сочинский национальный парк и парк «Самарская лука» (где хотят построить горнолыжные курорты) и нацпарк «Лосиный остров» в Москве (где собираются построить торговый центр и дублер Щелковского шоссе). В зоне риска также Прибайкальский и Тункинский нацпарки в окрестностях Байкала, нацпарки «Куршская коса» в Калининградской области, «Русский север» в Вологодской области, Себежский национальный парк в Псковской области. Причем, обращает внимание он, благодаря поправкам из многих нацпарков вместе с населенными пунктами могут «вырезать» десятки тысяч гектаров прилегающих к ним земель, которые представляют большой интерес для коммерческой застройки различными рекреационными объектами, что фактически убьет природную ценность этих территорий.
В качестве примера, какие последствия могут иметь предложенные поправки, Михаил Крейндлин приводит национальный парк «Югыд ва», входящий в состав объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми». В 2010 и 2013 годах Минприроды дважды пыталось изменить границы парка своим решением, чтобы «вырезать» из него золотоносное месторождение Чудное, лицензия на разработку которого была выдана компании «Голд Минералс» с корнями в офшорах на Кипре. И Верховный суд по требованию Гринписа оба раза отменял это решение.
— Они [Минприроды] и после этого несколько раз пытались изменить границы другими способами, но каждый раз им объясняли, что это незаконно, — говорит Крейндлин. — Причем планы по добыче золота никуда не делись. В этом году мы получили письмо от Минприроды России, в котором было сказано, что лицензия на добычу золота в «Югыд ва» приостановлена до изменения границ нацпарка. Причем в 2017 году они специально продлили срок разработки технического проекта по освоению этого месторождения до конца 2021 года, чтобы не лишиться лицензии и исключить-таки Чудное из границ «Югыд ва». Принятие поправок фактически узаконит эту историю.
Есть еще один риск от принятия законопроекта: многие национальные парки России, входящие в состав объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, после изменения их границ с высокой долей вероятности попадут в список «всемирного наследия под угрозой». Включение в этот список не влечет каких-либо юридических и экономических санкций со стороны международного сообщества, признает Михаил Крейндлин, но сам факт попадания в этот список для любого цивилизованного государства является позором. Это отразится на имидже России как страны, которая не может нести взятые на себя обязательства по сохранению природного и культурного наследия, и поставит ее в один ряд с такими странами, как Демократическая Республика Конго или Гондурас, считает он.
А вот поправки, касающиеся возможности строительства в границах населенных пунктов, расположенных на территории национальных парков, Михаил Крейндлин считает даже недостаточными. По его мнению, многие моменты по использованию земли внутри населенных пунктов можно было бы упростить, чтобы облегчить жизнь местным жителям. Например, обязать согласовывать с Минприроды РФ не любую хозяйственную деятельность вплоть до постройки сарая на личном участке, как это происходит сейчас, а только схему территориального планирования населенных пунктов, а всю остальную разрешительную деятельность отдать на откуп муниципалитетам. Также общественник не видит ничего плохого в том, чтобы передавать такие участки в собственность гражданам и организациям, так как режимные ограничения от этого не изменятся, а заинтересованность и ответственность собственника возрастет. Но ничего этого в законопроекте единороссов нет.
Что делать
Российское отделение Гринписа подготовило обращение в профильные комитеты Государственной думы, ответственные за рассмотрение законопроекта. Организация требует отклонить закон, разрушающий заповедную систему России, и установить полный запрет на изъятие земель особо охраняемых природных территорий. Аналогичные письма в Госдуму могут отправить все желающие: для этого под обращением необходимо ввести свои личные данные, и оно автоматически отправится адресату. В Гринписе такую тактику называют более эффективной, чем сбор подписей под петициями.
— Мы надеемся на успех, — говорит Михаил Крейндлин. — Лоббисты у этого законопроекта очень сильные, много кто будет рад этому закону. Но, с другой стороны, мы уже отбивали порядка 10 подобных попыток. И каждый раз именно массовые обращения граждан приводили к тому, что инициаторы в последний момент передумывали. К тому же этот законопроект противоречит позиции президента России, который еще в 2014 году поручил правительству разработать закон, который бы запрещал изымать земли из национальных парков и заповедников, и этот закон был принят в 2018 году. А теперь новый законопроект фактически позволяет этот запрет обойти, а значит, он противоречит позиции президента.