Правительство Архангельской области 9 июня сообщило, что в одностороннем порядке расторгло соглашение с ООО «Технопарк» о сопровождении инвестиционного проекта по строительству полигона для московского мусора на станции Шиес. Поводом стало то, что инвестор не осуществлял строительные работы на выделенной площадке с июня 2019 года. Что даст исключение проекта «экотехнопарка» из реестра приоритетных инвестиционных проектов и гарантирует ли его закрытие, «7х7» рассказали юристы.

Что означает расторжение соглашения с «Технопарком»? 

Как пояснили в пресс-службе правительства Архангельской области, расторжение соглашения и исключение проекта из числа приоритетных лишает «Технопарк» положенных в таком случае преференций, в том числе налоговых льгот и особых условий в отношении аренды земельных участков. При этом архангельские чиновники позиционируют это решение как очередной этап по закрытию проекта «Экотехнопарк „Шиес“». Об этом на заседании регионального правительства 9 июня заявил зампред Евгений Автушенко

По факту ни о каком закрытии проекта речи пока не идет, сходятся во мнении опрошенные «7х7» юристы. Председатель Объединения предпринимателей по рециклингу отходов Александр Веселов называет решение правительства Архангельской области «проявлением регионального патриотизма» и «символичным шагом», означающим, что область не поддерживает этот проект и не будет создавать для него льготы и преференции. 

Александр Веселов. Фото Сергея Зыкова

Юрист Александр Козенков, представляющий интересы администрации Урдомы в суде по признанию построек на Шиесе самовольными, считает, что расторжение соглашения с «Технопарком» принято только для того, чтобы временно «утихомирить» людей перед предстоящими в сентябре 2020 года губернаторскими выборами, а после выборов власти «с новыми силами и в новых обстоятельствах» вернутся к проекту: 

— Проект не закрыт. В противном случае ответчик мог бы уже признать наш иск, подписать мировое соглашение и попросить дать полгода на снос построек на Шиесе. Никакого официального заявления от и. о. губернатора о том, что такого проекта не будет, тоже нет. «Технопарку» просто предъявили в вину, что они медленно занимаются реализацией проекта. И все. То, как это сделано и когда это сделано, говорит только о желании отвлечь внимание. Это полная профанация. А в том, что в определенном информационном поле это преподносится уже чуть ли не как объявленное закрытие проекта, я вижу введение людей в заблуждение. 

Фото Нины Попугаевой

Руководитель юридического проекта экологического объединения «Беллона» Павел Моисеев согласен, что о закрытии проекта на Шиесе говорить еще рано, так как системная проблема с бытовыми отходами в городах-миллионниках не решена и на ту же Архангельскую область может положить глаз не только Москва, но и Санкт-Петербург. Но то, что Архангельск «показал характер», может дать ему передышку на пару лет, во время которой московские власти попытаются найти для своих полигонов более лояльные регионы.

 

Сможет ли «Технопарк» продолжить строительство полигона? 

Да. Утрата статуса приоритетного проекта хоть и является существенной потерей для инвестора, но не ставит крест на строительстве полигона, считает заместитель председателя комитета по экологии «Деловой России», гендиректор юридической компании «Дельфи» Наталья Беляева. По ее словам, если «Технопарк» посчитает, что даже без всяких преференций реализация проекта ему выгодна, он будет его продолжать. 

Председатель Комитета спасения Печоры Иван Иванов обращает внимание, что договоры аренды земельных участков на станции Шиес действуют вне зависимости от того, включен проект в число приоритетных или нет. 

Иван Иванов. Фото Кирилла Шейна

Другое дело, что «Технопарку», вероятнее всего, придется скорректировать проект, чтобы вернуть ему статус приоритетного. По мнению председателя Объединения предпринимателей по рециклингу отходов Александра Веселова, следует ожидать, что если проект не будет «сведен к нулю», то инвестор попытается построить на этом участке крупное отходоперерабатывающее производство и будет вынужден запустить этот проект на общественное обсуждение. 

Учитывая «высокую степень подготовительных работ», проведенных на Шиесе, проект действительно может быть «переосмыслен в пользу утилизации», соглашается Наталья Беляева. Кроме того, по ее мнению, не исключен и вариант, при котором построенную инфраструктуру могут задействовать для обработки местного мусора. 

— Архангельская область вряд ли отличается от других субъектов, там тоже вполне себе утрамбованные полигоны, и скоро возникнет необходимость строить новые. Поэтому если рассмотреть нужды именно региона, привлечь компании, которые могли бы или уже сейчас вовлекают вторичное сырье из отходов в свою переработку, то почему бы и нет. Непосредственно Шиес мог бы стать, как это принято сейчас называть, комплексом по переработке отходов, который на самом деле выполняет роль сортировки и предварительной подготовки отходов для предприятий-переработчиков. Вариант вполне реалистичен, и я бы на месте инвестора его рассматривала, — говорит она. 

Руководитель юридического проекта экологического объединения «Беллона» Павел Моисеев считает, что на перерабатывающее московские отходы предприятие местные жители вряд ли согласятся, так как при отсутствии полноценного раздельного сбора отходов в столице «Технопарк» сможет предложить в качестве переработки только мусоросжигательный завод. А вот на утилизацию местного мусора жителей, может быть, и «смогут уговорить». 

Председатель Комитета спасения Печоры Иван Иванов полагает, что ни на какое «переосмысление проекта» протестующие против строительства полигона на Шиесе не согласятся. 

— Никто уже ни во что не поверит, хоть вы там дворец культуры начните строить, хоть аквапарк. Любая стройка будет вызывать опасение, что там возводится какая-то гадость, — уверен он. 

 

Какие действия «Технопарка» и региональных властей действительно будут означать закрытие проекта?

Мнения юристов на этот счет разошлись. По мнению Натальи Беляевой, гарантией прекращения проекта станет расторжение всех контрактов на землю, на подключение к коммуникациям и прочих обязательств, которые «привязывают» компанию инвестора к месту. Еще надежнее — ликвидация юридического лица с исключением из ЕГРЮЛ. 

Фестиваль на Шиесе "Нашиествие" 16 августа 2019 года. Фото Дмитрия Степановского

Юрист Александр Козенков считает, что, помимо расторжения договора аренды участка между «Технопарком» и РЖД, необходимо также внести изменения в генплан Урдомы, на территории которой расположена станция Шиес, чтобы исключить из него размещение объекта по обращению с отходами. 

По словам руководителя юридического проекта экологического объединения «Беллона» Павла Моисеева, для 100-процентной гарантии нужны более серьезные изменения. Например, внести в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ поправки, предусматривающие обязательное проведение референдума перед заключением соглашения о приеме отходов из других регионов. 

— Этого хотели и сами жители Архангельской области, но им отказал Верховный суд, и у нас есть такой институт, — замечает юрист. — В каждом регионе есть законы о местных референдумах, то есть сам референдум они могут и так назначить, тут поправок никаких не надо. Но надо внести изменения в федеральный закон, чтобы при заключении соглашения губернатор был обязан спросить мнение населения и получить его одобрение. 

Акция против полигона на Шиесе. Фото Карины Заболотной

А председатель Комитета спасения Печоры Иван Иванов уже не доверяет никаким бумагам и юридическим процедурам: 

— Строительство свалки на Шиесе началось без каких-либо разрешительных документов. На бумаге они проводят сейчас рекультивацию, а по факту ничего нет. Я склонен верить только каким-то фактическим действиям. Например, когда приставы придут с бульдозерами сносить их постройки по решению Арбитражного суда. Пустая площадка без плит и зданий, восстановленный грунт, засаженный саженцами деревьев, — тогда можно будет расслабиться.

 

Свернут ли активисты палаточный лагерь на Шиесе?

Нет. Ни радости, ни удовлетворения от принятого правительством решения, по словам Александра Козенкова, ни он сам, ни многие противники полигона на Шиесе не испытывают и своей победой не считают:

— Если бы это было официальное объявление от имени и. о. губернатора, который поблагодарил бы протестующих, мол, спасибо, отстояли область и проекта не будет, потому что он не продуман и несет за собой экологический вред... А так это — не более чем фикция, — считает юрист.

Палаточный лагерь противников полигона на Шиесе. Фото Карины Заболотной

Исключение «Экотехнопарка „Шиес“» из числа приоритетных никак не повлияет на активность протестующих, уверен Иванов. По его словам, лагерь на Шиесе будет стоять какое-то время даже после сворачивания стройки — как туристический объект из разряда «по местам боевой славы» или даже как музей. 
 


Полигон для московского мусора на станции Шиес на границе Архангельской области и Республики Коми начали строить летом 2018 года без разрешительных документов. Жители региона и соседней Республики Коми регулярно проводили протестные акции, активисты организовали дежурство на эковахте (палаточный лагерь рядом со стройплощадкой полигона). В декабре 2019 года стало известно, что Москва не включила Шиес в свою территориальную схему обращения с отходами на ближайшие 10 лет. 

2 апреля 2020 года губернатор Архангельской области Игорь Орлов подал в отставку по собственному желанию. На его место назначен Александр Цыбульский. 15 апреля он заявил, что выступает против строительства мусорного полигона на Шиесе, а 20 апреля - что инвестор приступил к рекультивации земельного участка на Шиесе.