Президент России Владимир Путин анонсировал проведение парада Победы 24 июня, а голосования по поправкам в Конституцию, которые позволят обнулить его срок, — 1 июля. Эти решения президент принял на фоне мер, принимаемых региональными властями для остановки распространения коронавируса. Теперь руководители регионов вынуждены либо противоречить собственным заявлениям, либо — пожеланиям президента. О том, как готовятся к параду и голосованию в регионах России, — в обзоре «7x7».
Регионом с самым большим количеством заболевших в России все время эпидемии была Москва. На это могли повлиять большая плотность населения, крупнейшие международные аэропорты и нелегальные мигранты, условия жизни которых невозможно проконтролировать. Первые ограничительные меры, которые назовут «режимом самоизоляции», появились в столице — аналитики тут отмечали предприимчивость Сергея Собянина, который 29 марта объявил фактический карантин еще до каких-либо рекомендаций из российского правительства. Премьер-министру Михаилу Мишустину тогда оставалось только посоветовать регионам присмотреться к опыту Москвы.
Еще в середине мая руководитель столицы говорил, что прогулки и спорт можно будет разрешить, только когда ежедневный прирост заболевших в Москве будет не тысячи, а только сотни или десятки человек в день. Но почти так же резко Собянин решил отказаться почти от всех ограничений точно к 23 июня — дню накануне парада Победы, назначенного Путиным. При том что прирост заболевших в Москве 8 июня составил 2001 человек.
Мэр Москвы 8 июня заявил о трех этапах снятия ограничений — с 9 июня заработают службы каршеринга, парикмахерские, салоны красоты, фотоателье, ветеринарные клиники, агентства по трудоустройству, НКО и кино- и звукозаписывающие студии, научные институты и кладбища. Вторым этапом будет разрешена работа библиотек, музеев, выставок, зоопарков, риелторских контор, проката и агентств, оказывающих услуги бизнесу, разрешат сидеть на летних верандах в общепите. Накануне парада Победы разрешат ходить в фитнес-залы, бассейны, солярии, сауны, бани, на открытые спортплощадки, в рестораны без летней беседки и другой общепит.
Между решением Путина о проведении парада Победы и голосования по поправкам и заявлением Собянина о снятии ограничений руководители трех субъектов — Белгородской, Псковской областей и Пермского края — объявили о том, что проводить парад 24 июня из-за эпидемии они не планируют. Это при том, что ситуация во всех трех субъектах с COVID-19 гораздо лучше (по крайней мере официально), чем в Москве.
Что-то похожее можно было наблюдать перед введением карантинных мер, когда некоторые губернаторы начали проявлять инициативу, а после введения «режима самоизоляции» в Москве и рекомендации Мишустина в следующие два дня руководители регионов стали буквально копировать указ Сергея Собянина. Возможно, после решения о снятии ограничений в столице в регионах начнется тот же процесс.
«Собянин переобувается быстрее, чем Соловьев»
Пользователи российских соцсетей посчитали, что снятие ограничений — не воля Собянина. Во-первых, потому что с установлением хорошей погоды москвичи сами фактически перестали соблюдать установленный карантин, а с другой — что отмашка отменять ограничения поступила сверху.
Журналист Майкл Наки в своем Telegram-канале «Накипело» написал, что непоследовательность чиновников и стала одной из причин несерьезного отношения к карантину:
— Собянин, конечно, переобувается быстрее, чем Соловьев. То у него ограничения до вакцины, то мы все победили и возвращаемся к обычной жизни. Вот из-за такой постоянной политики двоемыслия все и игнорируют любые ограничения и не относятся серьезно.
Его коллега с «Эха Москвы», журналист Александр Плющев, обращает внимание на то, что снимают ограничения в худших условиях, чем их вводили:
— Достаточно на цифры посмотреть: ежедневное число заражающихся в Москве сейчас несколько выше, чем было, когда вводили самую бессмысленную меру — пропуска (15 апреля). Тогда в день в среднем заражалось 1,5 тысячи человек, сейчас — около двух тысяч. Другое дело, что возможностей сохранять меры у мэра особо и не осталось: ресурс климатического оружия закончился, ресурса контролировать ограничения нет, из Кремля давят, чтобы скорее отменяли, тут хочешь не хочешь — отменишь.
Остальные пользователи соцсетей тоже восприняли почти полное снятие ограничений без энтузиазма.