Рязанские градозащитники нашли доказательства очередной попытки уничтожить водоем с народным названием «Дикая утка». После того как президент РФ Владимир Путин в прошлом году пообещал разобраться в ситуации, суд запретил арендатору участка менять природный ландшафт, но это требование до сих пор не выполнено. Что происходит с Дикой уткой сейчас — в материале «7x7».
Куски асфальта и бордюрный камень
На прошлой неделе местные СМИ, а также депутат Рязанской гордумы коммунист Алексей Захаров сообщили о возобновлении работ по осушению водоема Дикая утка. Это единственный водоем в черте города, на котором гнездятся чайки и некоторые другие виды птиц. Дикая утка служит природным фильтром загрязненной воды: в водоем сливаются сточные воды с Московского района Рязани, здесь происходит их естественное очищение — этому способствует растительность. Очищенная вода поступает в озеро Трубеж в поселке Ворошиловка, оттуда — в реку Трубеж. Именно поэтому уничтожение водоема активисты считают экологическим преступлением.
Местные жители утверждают, что на участок с Дикой уткой снова завозится грунт, туда постоянно заворачивают грузовые машины. Мэрия Рязани после сообщений СМИ заявила, что «следов проведения каких-либо работ не выявлено». Градозащитники Андрей Петруцкий и Игорь Кочетков усомнились в достоверности данных городской администрации и отправились на озеро. С ними отправился «7x7».
Сразу за автозаправкой «Успех», которая находится возле водоема, установлена табличка: «Частная территория. Проход и проезд запрещен!», за которой начинаются кучи щебня, строительного мусора, асфальта вперемешку с грунтом, застывшего бетона. Участок с Дикой уткой принадлежит Денису Агафонову, которого СМИ называют родственником руководителя управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям Олега Наумова. Агафонов сдает участок в аренду Юрию Шпакову. Последний проиграл все суды с региональным Минприроды и был обязан убрать свалку и дать возможность экосистеме восстановиться, однако так и не сделал этого.
Кучи строительных отходов образовались в прошлом году (об этом свидетельствует выросшая на кучах трава), другие — свежие, поскольку трава вокруг них примята, видны свежие следы грузовиков. Такие же кучи мусора навалены вдоль всей грунтовой дороги поблизости. Дорога принадлежит муниципалитету.
— Куски асфальта, хороший бордюрный камень — это явно из такого места, где вскрыли автодорогу и перекладывают теплотрассу, — предположил Петруцкий. — Потому что у нас сейчас нигде отдельно бордюры не меняют. То есть подрядчикам горадминистрации дали деньги и сказали заплатить за вывоз на свалку, а они привезли сюда, на незаконную свалку. Кстати, асфальт — это второй класс опасности. Он нагревается и начинает выделять битум.
«Все та же труба и свежая свалка»
Примерно в 300 м от заправки, со стороны водоема, протекает широкий ручей, который уходит в зарытую под дорогой трубу. Это рукотворная канава, по которой вода из Дикой утки уходит на другую сторону дороги и заболачивает участок перед озером Салогоща — ранее там были заливные луга. Год назад общественники обнаружили в этом месте точно такую же только что вырытую канаву и подали заявление о преднамеренном уничтожении водного объекта в полицию. Они закопали ров, осушение озера было временно прекращено.
— Вода уходит, смотрите, чистая вода, хорошая. Весной на озеро вернулись чайки, рыба есть — вон рыбаки на том берегу. Это замечательное рекреационное место, здесь бы на лодках кататься и на коньках зимой, а его уничтожают даже несмотря на решение суда, — заметил Петруцкий. — Можно было бы сейчас засыпать этот слив, но тогда мы никому не докажем, что осушение снова происходит.
Часть участка уже осушена, вода снизилась примерно на 60 см — на местах, где еще в прошлом году была вода, сейчас растет осока. По мнению экоактивистов, это дает возможность собственнику выжечь эту траву.
— Труба проложена под муниципальной дорогой, заболачивается муниципальная территория по другую сторону дороги, но муниципалитет ничего не знает и не предпринимает. Собственник открыто игнорирует решение суда, на глазах у всего города снова сливает озеро — то есть здесь все та же труба и свежая свалка, — заявил Петруцкий.
Активисты намерены снова подать жалобы в Минприроды Рязанской области и природоохранную прокуратуру. Если надзорные органы не смогут справиться с ситуацией и предотвратить повторное преступление против окружающей среды, Петруцкий и Кочетков готовы самостоятельно зацементировать трубу, через которую собственник осушает озеро.
В конце января 2019 года экоактивисты заметили, что Дикую утку начали засыпать грунтом и строительным мусором. Они обратились во все надзорные ведомства и органы власти. В официальных ответах утверждалось, что Дикая утка — не водоем, а заболоченный участок, который собственник осушает по своему усмотрению. После того как рязанский журналист рассказал в прошлом году о ситуации президенту РФ Владимиру Путину на медиафоруме Общероссийского народного фронта (ОНФ), тот пообещал разобраться.