Команда проекта «Неочевидные жертвы коронавируса» продолжает мониторить проблемы, связанные с распространением COVID-19 в России. Цель проекта - осветить неочевидные последствия пандемии и рассказать о ее жертвах, оставшихся без общественного внимания. За последнюю неделю больше всего сигналов о проблемах поступило от медиков. Третий дайджест информации о неочевидных жертвах коронавируса с 15 по 21 мая — в обзоре «7x7».
После Путина
После того, как Владимир Путин 15 мая отчитал глав регионов за «бюрократическую канитель» с доплатами медикам за работу с коронавирусом, в соцсетях и СМИ стали массово появляться жалобы на отсутствие обещанных денег. За два с половиной месяца мониторинга до 15 мая участники проекта зафиксировали 33 сигнала о проблеме, а за последнюю неделю – 66 сигналов.
О своем праве на выплаты заявили не только медики и водители скорой помощи, но и уборщицы, буфетчицы, кастелянши. Они говорят, что также контактировали с людьми, у которых диагностирован коронавирус, а значит тоже, по их мнению, имеют право на доплаты. В соцсетях по этому поводу появились комментарии, что по этому принципу много кто может претендовать на выплаты.
Как будут решать этот вопрос, пока не ясно. Однако происходящее в регионах показало, что единой политики по этим выплатам нет. Например, санитарки краевой инфекционной больницы в Чите, получившие за работу с коронавирусными больными от 38 до 600 рублей, рассказали, что руководство им якобы ответило: «Путин обещал – пусть он и выплачивает».
А губернатор Вологодской области 22 мая сообщил, что из регионального бюджета доплаты будут получать сантехники, электрики и другие технические работники обсерваторов и моногоспиталей.
Есть мнение, что надбавки одним медикам «перейдут» из кармана других. Так считает председатель архангельской организации профсоюза работников здравоохранения Александр Зубов:
- Все деньги идут на «ковидных» медицинских работников. Как будут выкручиваться главврачи в такой ситуации, я не знаю. У лечебных учреждений уже есть задолженности, они начали брать деньги в кредит. Мы все ударились в одну сторону, а теперь – другая проблема.
Наказания за жалобы
С ростом числа жалоб увеличилось число угроз в адрес их авторов. За неделю с 15 по 21 мая в мониторинг попало девять публикаций о наказаниях или угрозах наказания за огласку проблем.
Например, сотрудницу регистратуры Кировского областного клинико-диагностического центра Веру Вотинцеву уволили после того, как она опубликовала на своей странице в Facebook пост о зарплате в 12 тысяч рублей за апрель. Вотинцева намерена обратиться в суд, несколько адвокатов заявили о своей готовности защищать ее права.
Из-за огласки проблем страдают в основном врачи. Так, врач чеченской ЦРБ, ставший зачинщиком забастовки, уволился – говорят, под давлением. В жалобах краснодарских врачей полиция усмотрела экстремизм. Нескольким медикам из разных регионов грозят уголовными преследованием после публикации видеообращений.
В числе пострадавших за последнюю неделю есть депутат и юрист. Первый рассказал о происходящем в детском онкологическом отделении в Хабаровске. Отделение, где лечились дети с онкологическими заболеваниями, перепрофилировали под больных коронавирусом, а онкобольных перевели в другой корпус больницы. Родители жаловались на ухудшение условий, депутат Максим Кукушкин про это написал. Теперь ему грозят судом, но он от своих слов не отказывается и заявляет: «Считаю, что недопустимо было трогать детей, на плечи которых и так выпали тяжелые испытания».
Юриста Андрея Алонсо в Краснодарском крае принудительно поместили в обсерватор. Он решил оспорить это в суде и жаловался на условия в больнице. Суд пока решение не вынес, но юриста вызвал участковый и вручил предупреждение «о недопустимости экстремизма».
Врачи под ударом
Врачи – главные герои проекта на прошедшей неделе. Помимо возросшей нагрузки, проблем с доплатами, наказаний за огласку проблем, медики столкнулись с агрессией. На прошедшей неделе региональные СМИ написали как минимум о двух таких случаях.
Так, в Чите врачи прибыли, чтобы взять мазок на коронавирус у ребенка. Они были в защитных, так называемых «противочумных», костюмах. Но до пациента медики не дошли – их преследовал и оскорблял пьяный мужчина. Чтобы агрессор не вычислил квартиру, в которой живет ребенок с подозрением на коронавирус, врачам пришлось уехать.
Другой случай произошел в бурятском обсерваторе. Пациенты, приехавшие из Китая, были недовольны условиями содержания и, по рассказу сотрудников, хулиганили, ломали больничное имущество и начали ругать медсестер. Одна из них рассказала, что агрессивные пациенты обзывали и материли их, а потом начали швыряться камнями. Один побежал за женщинами, им пришлось убегать через лес в тяжелых защитных костюмах. Недовольных постояльцев обсерватора перевезли в другое помещение.
Пока проблема агрессии по отношению к медикам в так называемой «желтой зоне», (где зафиксированы единичные сигналы).